Семейный клуб "Навстречу друг другу"

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


«Семья для ребенка – это целый мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, сочувствовать. Здесь он приобретает первый опыт общения, умения жить среди людей, постигает понятия добра и зла».
В.А. Сухомлинский

Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка».

Психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса и ребенка осуществляется педагогом-психологом дошкольного образовательного учреждения. Но прежде чем ребенок придет в детский сад, и с ним начнут работать педагоги, необходимо выстроить взаимодействие с семьями воспитанников.

Мы начинаем свою работу с родителями в «Школе молодой матери» задолго до прихода ребенка в дошкольное учреждение. На лекциях взрослые знакомились с особенностями и спецификой работы детского сада, получали рекомендации педагогов о подготовке ребенка к дошкольному учреждению, заполняли анкеты.

При проведении анкетирования мы выяснили, что от детского сада мамы и папы хотели бы получить:

Максимально полную информацию о ребенке.

Педагогические советы по общению с ним.

Рекомендации, чем и как лучше заниматься с ребенком дома.

Рекомендации, какую литературу о воспитании ребенка лучше прочитать.

Возможность большего общения с родителями других детей.

Выявили, что наиболее популярными являются совместные мероприятия с участием детей и родителей, им отдают предпочтение 88% родителей. Для нас было важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения и коррекции детей. По нашему мнению, одной из доступных форм работы в этом направлении является семейный клуб, основанный на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважении.

В нашем дошкольном учреждении работает семейный клуб «Навстречу друг другу». В его проведении участвуют педагог-психолог, воспитатели, музыкальный руководитель.

Основной целью является: Гармонизация детско-родительских отношений.

Такая форма работы позволяет решить сразу несколько задач, а именно:

  1. Повысить психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей.
  2. Содействовать применению родителями конструктивных способов общения с ребенком в совместной деятельности.
  3. Создать условия для физического и эмоционального контакта родителя и ребенка в совместной деятельности.
  4. Создать атмосферу общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса.

Тематический план встреч в семейном клубе (младший возраст)

Приложение 1

Тема Содержание
1 «Новоселье одуванчиков» (Сентябрь)
  1. Песня «Каравай»
  2. Игра «Лиса и зайцы»
  3. Песня «Киска к деткам подошла»
  4. Общий танец
  5. Вручение подарков.
2 «Давайте познакомимся» (Ноябрь)
  1. Игра «Здравствуйте»
  2. «Зарядка»
  3. Потешка с движениями «Сорока-сорока»
  4. Игра «Солнышко и дождик»
  5. Аттракцион «Накорми ребенка»
  6. «Колыбельная»
  7. «Попади в корзину», «Прокати в воротца», «Поймай мяч»
  8. Игра «Узнай ребенка по лицу»
  9. Ритуал прощания.
3 «Путешествие в страну умелых ладошек и пальчиков» (Январь)
  1. Игра «Здравствуйте».
  2. Муз. игра – разминка «Поезд».
  3. Игра с родителями на воображение.
  4. Командная игра «Собери короля и королеву из геометрических фигур».
  5. Отгадывание загадок детьми и родителями.
  6. Пальчиковая игра « Гости»
  7. Чтение стихотворения «Где мой пальчик?»
  8. Игра-шутка на воображение «Маланья».
  9. Путешествие на лодочке.
  10. Рисование красками ладошек с помощью родителей.
  11. Ритуал прощания.
4 «Прогулка за подснежниками»

(Апрель)

  1. Игра «Имечко»
  2. Упр. «Нетрадиционное приветствие».
  3. Игра «Прогулка в лес».
  4. Игра «Солнышко и лучики».
  5. Игра «У медведя во бору»
  6. Творческое задание «Подснежники».
  7. Ритуал прощания.

Работая в рамках семейного клуба, мы убедились, что в процессе совместной деятельности дети начинают воспринимать родителей по-новому, как союзников. Показывая себя ребенку с лучшей стороны, демонстрируя те качества, которые хотят передать ему, родители дают ребенку возможность гордиться ими. А гордость за своих родителей – прекрасный фундамент для развития личности.

Кроме того, работа семейного клуба показала, что атмосфера, которая возникает в процессе общения детей и родителей в детском саду переносится в домашнюю обстановку и побуждает родителей быть примером для своих детей.

Высказывания родителей являются одним из показателей результативности:

«…Мне очень нравятся подобные занятия вместе с детьми и педагогами, они вовлекают родителей в жизнь детей в детском саду, сближают в общении, дают возможность погрузиться в атмосферу детского сада. После клуба, мы с дочерью весь вечер обсуждали, что мы делали и повторили дома рисование ладошек и даже нарисовали ножки и их раскрасили…».

Увеличился процент заинтересованных родителей и их участие в выставках творческих работ (рисунков, проектов, разнообразных поделок) в детском саду.