Проект "Кто живет в реке Большой Кинель?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Информационная карта проекта

Автор проекта: воспитатель СП “Детский сад “Журавушка”” ГБОУ СОШ №1 города Похвистнево Фомина Анна Анатольевна

Участники: воспитатели, дети средней группы, родители, музыкальный руководитель.

Тип проекта: творческий

Вид проекта: краткосрочный

Цель, направление деятельности проекта: Развитие основ экологической культуры и интереса к познанию природы. Систематизировать, обобщить и дополнить знания детей о речных обитателях.

Краткое содержание проекта: проект направлен на формирование знаний детей о речных рыбах в целом и о рыбах, живущих в реке Кинель.

Сроки проведения: месяц

Количество участников проекта: 20 человек

Возраст детей: 4-5 лет.

Ожидаемые результаты (продукт проекта): альбом "Рыбы реки Большой Кинель".

Задачи:

  • Сформировать  представления детей о обитателях реки Б.Кинель. Рассказать как называются рыбы, чем питаются рыбы и где живут;
  • Формировать умение применять полученные знания в разных видах продуктивной деятельности;
  • Развивать и пополнять словарный запас дошкольников;
  • Совершенствовать умение оценивать результаты деятельности по реализации поставленной цели.

Актуальность: Вокруг нас много неизведанного и прекрасного. Хотелось, чтобы дети познакомились с загадочным и таинственным речным миром реки Б.Кинель и его обитателями. Подводный мир очень красочен, ярок, но напрямую не доступен для изучения детьми. Современные средства и методы обучения позволяют это сделать, что способствует “погружению” детей в интересную для них тему и делает их и их родителей активными участниками образовательного процесса. Предлагаемая тема проекта предоставляет детям возможность на каждом занятии выявить проблему; самостоятельно искать нужное решение; выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать; самостоятельно анализировать полученные результаты.

  Участие детей в проекте “ Кто живет в реке Кинель?” позволит максимально обогатить знания и представления о жизни рыб и обитателей моря, развить связную речь, творческие способности детей, поисковую деятельность.

Гипотеза: Если мы спросим у родителей, рассмотрим фотографии о рыбалке, познакомимся с названиями речных рыб, то мы узнаем, кто же живет в реке Б. Кинель.

Ожидаемые результаты:

  • Сформировано понятие “речные рыбы”;
  • Иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки;
  • Составлять описательный рассказ о речных обитателях.

Модель трех вопросов:

Что мы знаем о рыбах?

  • Рыбы плавают в воде. (Аня)
  • Тело рыб покрыто чешуей. (Вика)
  • Рыбы бывают разного цвета. (Кирилл)
  • Они очень скользкие. (Динил)
  • Бывают маленькие и большие. (Радмир)

Что мы хотим узнать?

  • Чем питаются рыбы? (Линар)
  • Правда, что рыбы спят? (Оля)
  • Для чего рыбам хвост? (Паша)
  • Чем дышат рыбы? (Дамир)
  • Какие виды рыб обитают в реке Кинель? (Дима)

Что нужно сделать, чтобы узнать?

  • Расспрашивать папу, маму, дедушку, бабушку (Матвей)
  • Рассматривать иллюстрации в книжках, журналах, энциклопедиях, альбомах (Лера)
  • Искать информацию в интернете (Софья)
  • Задавать вопросы воспитателям, друзьям (Даша)

Формы и методы исследования: беседы, чтение художественных произведений, просмотр мультфильмов, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, наблюдения.

Схема реализации проекта

Интеграция образовательных областей

1.

Образовательная область “Чтение художественной литературы”:

Г.Косова "Азбука подводного мира", С.Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке", Г.Х.Андерсен "Русалочка", Н.Носова “Карасики”.

Разучивание стихотворений В.Орлов "Золотые рыбки", И.Токмакова "Где спит рыбка?", А.Богдарин "Два веселых пескаря".

“Развитие речи”: рассматривание картины "Рыбы", "Аквариумные рыбки", "Речные рыбы".

Составление рассказа по серии сюжетных картин” Удачная рыбалка”

2.

Образовательная область “Художественное творчество”:

Рисование "Волшебный мир", "Речные рыбы", "Рыбки плавают в аквариуме” "Золотая рыбка";

Аппликация "Моя рыбка", "Рыбки плавают”, коллективная аппликация "Подводная сказка";

Лепка ""Золотая рыбка", “Рыбки в аквариуме”, налеп пластилином "Моя река".

3.

Образовательная область “Познание”:

Конструирование из природного материала (сухие листья) "Рыбки", из бросового материала (ракушки, камешки) "Необычные рыбки"; оригами "Рак", "Рыбка".

“Формирование целостной картины мира”:

"Что мы знаем о рыбах", "Рыбы - кто оно?", "Рыбы нашей реки Кинель”, "Речное рыбье царство".

4.

Образовательная область “Музыка”:

"“Синяя вода”, музыка В.Шаинского (Из мультфильма “Кораблик”)

“Вперёд смотрящий”, музыка Т.Назаровой

“Песня отважных капитанов”, музыка А.Струве (Из мультфильма “Разноцветные моря”)

Произведения о море:

“Море”, музыка Э.Грига из симфонической сюиты “Пер Гюнт”

“Океан море синее”, музыка Н.Римского-Корсакова из оперы “Садко”

Список используемой литературы

1. "Большая энциклопедия дошкольника" И. Котраба, А. Кравец, И. Мельникова, Е. Щеголева;

2. "Экологические занятия с детьми 6-7 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ" - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., Бондаренко Т.М. 2009 г.;

3. "Все обо всем" Джойс И. Ньюсон “Животные”;

4. "В мире животных" Роберт Коуп 2011 г.;

5. “Окружающий мир” авторы составители И.Р Колтунова, О.Н. Лазарева, М.Н. Данилова.;

6. "Твоя первая энциклопедия" Домашние питомцы, Патриция Рени, Валентина Бологова 2011 г.;

7. "Что есть что" Рыбы, Джеффри Коу;

8. Энциклопедия для детей “Обо всем на свете” от А до Я, Тара Бенсон;

9. Энциклопедия "Живая планета" Пол Беннет и Барбара Тейлор., 2008

10. "Я открываю мир" Животные, Л.Я. Гальперштейн.