День воинской славы России: Бородинскому сражению 200 лет

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Результаты.

Личностные: Осознание учащимися своей идентичности как гражданина Великой страны, Великого русского народа. Осмысление гуманистических ценностей, проявившихся в войне 1812 года, уважения к правам и свободам русского народа – народа победителя. Уважение к культурному наследию, оставшемуся после Отечественной войны 1812 г.

Метапредметные: Овладение умениями использовать современные источники информации, анализировать и обобщать факты, формулировать выводы и оценивать деятельность исторических личностей). Способность решать творческие задачи на основе материалов карты, иллюстративного ряда.

Предметные: Овладение целостными представлениями о событиях Отечественной войны 1812 года, способность применять понятийный аппарат истории и приемы исторического анализа для решения практических вопросов и задач. Умения систематизировать историческую информацию, порлученную из различных исторических источников.

Область применения: воспитательная работа в школе, уроки в 10 классе.

Формы реализации: урок, внеклассное мероприятие, устный журнал.

Методы реализации: рассказ, просмотр презентации, фотографий, чтение стихотворений, знакомство с воспоминаниями очевидцев.

Возрастные группы обучающихся: 8-11 класс.

Оформление зала или кабинета: карта “Отечественная война 1812 г.”; репродукции “Герои Отечественной войны 1812 г.”; репродукции Д.Доу “Панорама Бородино”; доклад ученика “Приложение 1”; Презентация.

Сценарий мероприятия

1. Оргмомент.

2. Вводное слово учителя.

В Российской Федерации вышел Федеральный закон “О днях воинской славы в Российской Федерации”.

(Презентация, слайд №1).

Одним из дней воинской славы России является 8 сентября 1812 года - день Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова.

Бородинское сражение считается одним из самых кровопролитных сражений XIX века. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 8500 человек, или каждую минуту — рота солдат. Некоторые дивизии потеряли до 80 % состава. Со стороны французов было сделано 60 тысяч пушечных и почти полтора миллиона ружейных выстрелов.

Но, вместе с этим, это сражение до сих пор порождает множество вопросов, на которые мы и попытаемся ответить в конце нашей встречи.

Проблемные вопросы

  1. Кто одержал победу в Бородинском сражении?
  2. Почему Наполеон назвал сражение под Бородино самым великим своим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца?
  3. Почему Русская армия отступила после Бородинского сражения и отдала столицу на разграбление врагу?
  4. Как русской армии удалось выгнать Великого Наполеона из России?

3. Работа с презентацией, картой, литературными произведениями.

12 июня 1812 года армия Наполеона вторглась в Россию. 600 тысячная “Великая армия” переправилась через реку Неман. 3 русские армии начали отступать для воссоединения.

(Презентация, слайд 2).

Россия могла противопоставить этим громадным силам всего лишь около 210 т. чел., да и те, по плану военных действий расположены были несосредоточенно: 1-я армия (120 т.), под начальством Барклая-де-Толли, занимала линию Немана, от Россиен до Лиды, имея казаков Платова у Гродны; 2-я — кн. Багратиона (45 т.) — между Неманом и Бугом; 3-я-резервная, наблюдательная армия, генерала Тормасова, расположена была около г. Луцка, прикрывая пути на Киев. В случае наступления противника на 1-ю армию, ее предполагалось стянуть к Свенцянам и либо принять бой, либо отступить в укрепленный лагерь у Дриссы , фланговую позицию для обороны путей на Москву и Петербург. Тем временем 2-я армия и Платов со своими казаками должны были оперировать во фланг и тыл неприятелю. План этот, ввиду несоразмерного превосходства сил Наполеона, не выдерживал критики.

Желая воспользоваться значительным удалением наших армий друг от друга, Наполеон решился, задерживая Багратиона войсками Даву, обрушиться главными силами на Барклая, обойти его с левого крыла и отрезать от Москвы. Соответствующие тому распоряжения были сделаны; но имп. Александр, сознав опасность, которой подвергалась 1-я армия, оставаясь у Дриссы, повелел Барклаю передвинуться к Витебску, оставив для прикрытия пути на Петербург корпус Витгенштейна. 4 июля 1-я армия выступила на Витебск, куда прибыла 11 числа, между тем как авангард франц. армии 12 июля достиг лишь Бешенковичей (50 в от Витебска).

(Презентация, слайд 3).

Расположив войска свои на позиции за р. Лучессою, Барклай решил выжидать положительных известий о 2-й армии, задерживая наступающего противника передовыми войсками; когда же, в ночь с 15 на 16 июля, он узнал, что Багратион отступает к Смоленску, то немедленно двинул туда и свои войска. 22-го числа последовало соединение наших обеих армий.

(Презентация, слайд 4).

2-6 августа 1812 г. (по новому стилю) русские армии подошли к г. Смоленску. Но не успели соединиться. Наполеон бросил лучшие силы на штурм города Смоленска, приказал его сжечь, но отряд Неверовскаго не позволил взять город до воссоединения русских армий. 6 августа 1812 г. русские армии соединились и отступили от Смоленска.

По соединении 1-й и 2-й армий под Смоленском положение наше значительно улучшилось: исчезло раздвоение сил, прибыли подкрепления (дивизия Неверовского), войска заслонили прямой путь к Москве. Вместе с тем и силы наши несколько уравновесились с неприятельскими, так как находившиеся при Наполеоне войска, при быстром наступлении большими массами, в краю бедном и почти лишенном хороших дорог, понесли невероятные потери (из 400 тыс. до 150 тыс.) и пришли в сильное расстройство. Это понудило Наполеона остановиться под Витебском и расположить свою армию на квартирах, для отдыха и для приведения в порядок административной и продовольственной частей. Между тем в русской армии и в народе стал усиливаться ропот, вызванный постоянным отступлением.

После падения Смоленска общественное мнение и голос армии стали все более и более настаивать на решительном сражении. Сам Барклай, сознавая необходимость выполнить общее желание, не находил, однако, на пути дальнейшего нашего отступления ни одной оборонительной позиции, на которой, с какими-нибудь шансами на успех, можно было бы принять бой. Сверх того, он находился в постоянном разногласии с Багратионом; очевидной являлась необходимость единоначалия. Импер. Александр, внимая голосу общественного мнения, назначил главнокомандующим всех армий, хотя престарелого, но умного и испытанного полководца, М.И..Кутузова, недавно окончившего с блистательным успехом войну с Турцией. 17 августа Кутузов прибыл к главной армии, расположенной у дер. Царево-Займище. Хотя он, как и Барклай, сознавал, что нам, по военным соображениями, следовало бы до времени уклоняться от генерального сражения, однако, решился уступить народному голосу.

(Презентация, слайд 5).

М.И. Кутузов продолжал отступать, пока под Можайском не была найдена удобная позиция для сражения. (Презентация, слайд 6).

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.

М.Ю.Лермонтов

Вопросы учащимся по слайдам (Презентация, слайд 7).

- Каково соотношение сил русской и французской армии перед сражением?

- Какая армия, на ваш взгляд, должна была победить? Почему?

(Презентация, слайд 8).

- Рассмотрите расположение войск на Бородинском поле. В чем преимущества расположения русской армии?

- Какие дополнительные средства были построены русской армией? С какой целью?

Объяснение учителя

По приказу Кутузова около д.Шевардино началось возведение земляного укрепления-редута. 24 августа к д. Шевардино подошли французы. Они с ходу атаковали редут. Сражение продолжалось до поздней ночи. Утром Наполеону доложили, что русские отошли.

(Презентация, слайд 9).

Русский поэт писал об этом сражении:

Два дня мы были в переделке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.

М.Ю.Лермонтов

(Презентация, слайд 10).

Вопросы учащимся по слайдам: - Зачем нашей армии нужны были бои за Шевардинский редут?

- Почему солдаты ждали третий день? (Приложение 1- доклад учащегося).

Объяснение учителя:

На рассвете 26 августа (7 сентября) свыше 100 французских пушек открыли огонь по русским укреплениям. (Презентация, слайд 11, 12, 13).

И только небо засветилось,
Все шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…

М.Ю.Лермонтов

Вопросы учащимся по слайдам (Презентация, слайд 14, 15, 16).

- Посмотрите интерактивную схему боя и скажите, куда был основной удар войск Наполеона на Бородинском сражении?

- Какой командующий и почему был смертельно ранен на Бородино?

- В каком месте Бородинского сражения находилось укрепление, описанное в отрывке?

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись как тучи,
И все на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули пред нами,
Все побывали тут.

М.Ю.Лермонтов

- Какие тактические хитрости применил М.И.Кутузов в сражении? Какие результаты это дало?

(Презентация, слайд 17, 18, 19).

- Прочтите отрывки из поэмы “Бородино” М.Ю.Лермонтова и скажите, какое настроение было у русских воинов во время сражения?

- Какое оружие использовалась русской армией, по мнению М.Ю. Лермонтова?

- Кого из героев Бородинского сражения вы узнаете на этих портретах?

(Презентация, слайд 20, 21).

- Какие потери понесли русская и французская армии?

- Кто выиграл, на ваш взгляд, Бородинское сражение?

- Кто, по мнению Наполеона и Кутузова , выиграл сражение?

- Какие цели ставили перед сражение Наполеон и Кутузов?

- Так кто же выиграл Бородинское сражение?

- Почему после выигрыша в сражении русские войска вынуждены отступить?

(Презентация, слайд 22).

Объяснение учителя

14 сентября армия Наполеона подошла к Москве.

Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоённый,
Москвы коленопреклонённой
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.

А.С.Пушкин

Ключи от города Наполеон не дождался. Ему стало ясно, что он не взял Москву, это русские её оставили.

На три дня Наполеон отдал Москву на разграбления своей армии. Сразу же начались пожары.

(Презентация, слайд 23).

Вопросы учащимся по слайдам

- Как вы думаете, что дал русской армии Тарутинский маневр? А французской армии?

- В каком положении, на ваш взгляд, находилась армия Наполеона в Москве?

Три раза Наполеон посылал своего адьютанта к Александру I с предложением мира. Но положительного ответа не получил.

(Презентация, слайд 24).

- Почему, на ваш взгляд, “Великий император” попросил мира? Почему он получал отказ?

(Презентация, слайд 25).

Объяснение учителя

Партизанское движение началось в Литве и Белоруссии после отступления русской армии

На первых порах движение выражалось в отказе от поставок французской армии фуража и продовольствия, массовом уничтожении запасов этих видов, что создавало серьезные трудности

Со вступлением противника в Смоленскую, а затем в Московскую и Калужскую губернии партизанское движение приняло особенно широкий размах.

В конце июля-августа в Гжатском, Бельском, Сычевском и других уездах крестьяне объединились в пешие и конные партизанские отряды, вооруженные пиками, саблями и ружьями, нападали на отдельные группы вражеских солдат, фуражиров и обозы, нарушали коммуникации французской армии.

Особенно большое значение народной партизанской войне придавал главнокомандующий русской армией фельдмаршал М.И. Кутузов. Он усмотрел в ней огромную силу, способную нанести противнику значительный ущерб, всемерно содействовал организации новых отрядов, давал указания об их вооружении и инструкции по тактике партизанской борьбы. В сентябре в составе армейских партизанских отрядов действовало 36 казачьих, 7 кавалерийских и 5 пехотных полков, 5 эскадронов и 3 батальона. Отрядами командовали генералы и офицеры И.С. Дорохов и М.А. Фонвизин, Д.Давыдов. Получили известность крупные крестьянские отряды под командованием Герасима Курина и Василисы Кожиной. Действуя на коммуникациях французской армии, партизанские отряды истребляли вражеских фуражиров, захватывали обозы, сообщали русскому командованию ценные сведения о противнике. Так, 28 сентября по приказу Кутузова отряд генерала Дорохова при поддержке крестьянских отрядов овладел городом Верея

В целом партизанское движение оказало большую помощь русской армии в разгроме наполеоновских войск и изгнании их из пределов России.

Партизанское движение в Отечественной войне достигло широких масштабов благодаря небывалому патриотическому подъему и лютой ненависти к захватчикам и поэтому оказало большую помощь русской армии в разгроме наполеоновских войск и изгнании их из пределов России.

(Презентация, слайд 26, 27).

Вопросы учащимся по слайдам

- Когда и почему Наполеон вынужден был уйти из Москвы?

- Какие сражения последовали за выходом французов из Москвы?

- Почему не проводя крупных сражений армия Наполеона значительно уменьшалась с каждым днем октября – декабря 1812 года?

(Презентация, слайд 28).

15 (27) ноября началась переправа через р. Березина. По наведенным мостам переправлялась гвардия Наполеона и другие части французской армии, но после подхода частей русской армии через р. Березина смогли переправиться только 32 тысячи французов.

- Сравните картину А.Адама “Переправа через Березину 29 ноября 1812 г.” и гравюру И.Клаубера “Переход французской армии через Неман 12 июня 1812 г.”. Что изменилось в армии, в командовании, в боевом духе?

(Презентация, слайд 29).

Работа с документами и слайдом

Приложение 2

- Назовите причины гибели “Великой армии” во время её отступления из России.

(Презентация, слайд 30).

- Во сколько раз уменьшилась армия Наполеона в России?

- Каковы причины проигрыша Наполеона в России?

- Каковы причины победы России в Отечественной войне 1812 года?

- Какова роль русского народа в этой победе?

(Презентация, слайд 31, 32).

- Какое произведение из представленных вам знакомо? Где оно находится?

- Что вы знаете о его создании?

4. Заключение.

Ответьте на проблемные вопросы.

Проблемные вопросы

  • Кто одержал победу в Бородинском сражении?
  • Почему Наполеон назвал сражение под Бородино самым великим своим сражением, хотя его результаты более чем скромны для привыкшего к победам великого полководца?
  • Почему Русская армия отступила после Бородинского сражения и отдала столицу на разграбление врагу?
  • Как русской армии удалось выгнать Великого Наполеона из России?

- Чему нас, людей XXI века учит война, закончившаяся 200 лет назад?

Закончить сегодняшнюю беседу я бы хотела словами П.И.Багратиона, сказанными на Бородинском сражении:

“В сей день… войско русское показало совершенную неустрашимость и неслыханную храбрость от генерала до солдата. Неприятель видел и узнал, что русские воины, горящие истинною к Отечеству любовию, бесстрашно все готовы пролить кровь, защищая Отечество. День сей пребудет и в предбудущие времена знаменит редким героизмом русских воинов”.

(Презентация слайд 33)

Спасибо за работу!