Страна "Звукария" (из опыта работы по использованию метода сказкотерапии при коррекции речевых нарушений)

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (60 МБ)


Задачи:

  • коррекционные – формировать слуховое внимание, развивать сукцессивные функции, вызывать звукоподражание, тренировать точность артикуляционных движений;
  • общеразвивающие – развивать произвольное внимание, общую и мелкую моторику;
  • воспитывающие – воспитывать интерес к окружающему миру, доброжелательное отношение к товарищу.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к занятию, вертушки на палочке – по количеству детей, демонстрационный материал (см. приложение рис.1, рис. 2), предметные картинки – по количеству детей (см. приложение рис. 3)

Организационный момент

(слайд №2) * Ребята, сегодня мы совершим путешествие в сказку. И помогут нам попасть сказочную страну наши волшебные палочки и волшебный экран. Ну как, вы готовы?.. Тогда возьмите, пожалуйста, в руки волшебные палочки и подуйте на них волшебным ветерком. (упр. “Волшебный ветерок” - дети дуют на “волшебные палочки” с вертушкой). Замечательно! Наш волшебный ветерок разбудил Сказку! (слайд №2)

А теперь давайте встанем в круг, возьмемся за руки, и поздороваемся со Сказкой: “Здравствуй, Сказка! Мы твои гости!”

Молодцы! Садитесь, пожалуйста, на свои стульчики. Располагайтесь поудобнее и слушайте...

Основная часть

(слайд №3) (слайд №4) Существует множество необычных миров, где живут чудесные явления.

(слайд №5) В одном из таких миров живут разноцветные краски. И с первыми лучами солнца они разлетаются по белу свету и раскрашивают всё вокруг в различные цвета.

(слайд №6) В другом – живут запахи, которые наполняют окружение всевозможными ароматами. А ещё есть мир звуков. И живут там, конечно же, звуки. Называется этот мир “Звукария”.

И сегодня мы с вами побываем у них в гостях...

Когда-то давным-давно везде царила Тишина. Неслышно было ни шума ветра, ни журчания воды, ни раскатов грома. И даже птички не умели петь, а люди не умели разговаривать, Да что там, разговаривать, даже смеяться и плакать.

(слайд №7) И вот однажды прилетели на Землю жители страны Звукарии – Звуковички, (слайд №7) сели они на ветки дерева и стали наблюдали за всем происходящим вокруг.

(слайд №8) Вдруг один из них, увидел, как хорошенькая девочка спускается по ступенькам. На ней было очень красивое платье, но особенно ему понравились

(слайд №8) туфельки с маленькими каблучками. Так понравились, что ему захотелось с ними поиграть. Подлетел Звуковичок к туфелькам, и как только каблучок касался ступеньки, Звуковичок весело вскрикивал: “цок!”. Услышала это девочка и так обрадовалась, что тоже решила поиграть с туфельками и побежала быстрее: “цок-цок-цок, цок-цок-цок!”, потом медленно: “цок-цок, цок-цок”.

От восторга она захлопала в ладошки. Другой звук тут же подлетел к ладошкам и зазвучал: “хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп”...

“Ребята, давайте и мы поиграем с туфельками. (слайд №9) Пусть наш язычок изобразит, как цокали туфельки. Сначала девочка шла медленно и язычок буде цокать медленно (упр. “Лошадка”), потом девочка побежала быстрее (слайд №9, слайд №9) (упр. “Лошадка”), и снова медленно” (слайд №9) (упр. Лошадка”).

(слайд №10) Остальные звуки все видели. И решили тоже найти себе друзей.

В это время по дороге тихо проезжала большая машина. И самый важный из звуков (слайд №10) спрыгнул с ветки, на машину и важно затарахтел: “бррррр...” (вибрация губ “кучерское [p]”).

(слайд №11) “А теперь вы, ребятки, попробуйте “потарахтеть”, как машины” (слайд №11) (упр. “вибрация губ”)

(слайд №12) В парке нарядная лошадка, украшенная лентами и колокольчиками, катала деток, “динь-динь-динь” звенели колокольчики. (слайд №12: упражнение “Колокольчики” - руки перед собой, согнуты в локтях, локти слегка отведены в стороны, кисти расслаблены, “динь-динь-динь...” - встряхивать расслабленными кистями рук вправо-влево)

(слайд №13) Оставшиеся на дереве Звуковички с удовольствием наблюдали за игрой своих друзей. Вдруг, пролетавший мимо озорной ветерок (слайд №14) неожиданно подхватил одного из них.

(слайд №14) Ворвался со Звуковичком в открытое окошко, промчался по всей комнате, (слайд №15) распахнул дверь и вылетел на улицу.

(слайд №16) Звуковичок еле успел ухватиться за ручку открывающейся двери и недовольно заскрипел: “Э-Э-Э...” (упр. “Несмазанная дверь” - 1) И.п. (исходное положение): правая рука согнута к груди, пальцы слегка разведены, локоть на уровне плеч.

2) Плавным движением выпрямлять руку в локтевом суставе вправо, слегка шевеля пальчиками и произнося дребезжащий гортанный звук: “э-э-э...” (“скрипеть” горлышком).

(слайд №17) А в соседнем пруду весело резвились рыбки. Звуковичкам они очень понравились, и Звуковички решили с ними поиграть. Как только рыбки выпрыгивали из воды, Звуковички произносили: “БУЛЬ”, “БУЛЬ”, “БУЛЬ” (слайд №17) (упр. “Веселые рыбки”.1) И.п.: Основная стойка (встать, пятки вместе, носки врозь, руки вниз).

2) При выпрыгивании рыбки на слайде: руки через стороны вверх, хлопок над головой, одновременно произнося: “буль”, руки через стороны вниз).

(слайд №18) Тут на небе начали собираться тучки. Вдруг, из одной тучки упала БОЛЬША-АЯ (слайд №19) капелька: “КАП!” А потом еще и еще... И полил теплый летний дождик: “КАП-КАП-КАП...” (упр. “Дождик” 1) И.п.: стоя, пятки вместе, носки врозь, руки перед собой и согнуты в локтях, кулачки неплотно сжаты, большой палец удерживает указательный, средний, безымянный и мизинчик.

2) На слова: “КАП-КАП...”, пальцы резко выпрямляются, имитируя брызгающее движение).

(слайд №19) Постепенно все Звуковички нашли себе друзей.

Издалека доносился бой большого колокола “БОМ-БОМ”, который медленно раскачивался. (упр. “Колокол” - взяться за руки и покачаться из стороны в сторону, произнося “БОМ-БОМ-БОМ...”)

“Тук-тук, тук-тук”, - вторил ему молоток, это рабочий парка мастерил кормушку для птиц, с которыми уже успели подружиться прекрасные звуки, и их заливистые голоса наполняли весь парк (упр. “Молоточек” - сжать кулачки, расположить их перед грудью вертикально друг над другом, произнося: “Тук-тук-тук...”, нижним ребром одного кулачка ударять по другому кулачку сверху, постоянно меняя кулачки местами).

Все вокруг звучало...

И лишь один Звуковичок по-прежнему оставался на дереве. Так как все это время он приспокойненько проспал. Уж очень он любил поспать. Но вот подул ветерок, веточки закачались, листики затрепетали. И Звуковичок проснулся. (слайд 19) (упр. “Тишина” - произнося “Тшш-тшш...”, поднести указательный пальчик губам) “Тшшшш..., тшш...” - старался он успокоить листочки, потому что хотел поспать ещё и успокаивал их до тех пор, пока ветерок не затих. Так и остался он жить на дереве и превратился в шелест листвы.

(слайд № 20)

Вот и закончилась сказка... И нам пора возвращаться домой. Давайте скажем сказке “Спасибо!”, снова возьмем наши волшебные палочки и с помощью легкого ветерка вернемся из сказочной страны в детский сад (упр. “Волшебный ветерок”). А теперь сядьте на стульчики, закройте ладошками глазки и тихонечко досчитайте до 5... Откройте глазки... Вот мы и дома! (слайд №21) И можно немножко поиграть:

Игры на внимание:

  1. (слайды №22-23 или бумажный вариант дидактического материала) Логопед показывает картинку, дети подражают звукам, соответствующим картинке
  2. (слайды №24-25 или бумажный вариант дидактического материала) Логопед предлагает одному из детей озвучить схему: ряд №1 или №2, а остальным детям отгадать, какой ряд звучал.
  3. Логопед или кто-то из детей озвучивают ряд картинок, остальные дети, с опорой на слух и демонстрируемые действия, выкладывают перед собой соответствующую последовательность из отдельных картинок.

Заключительная часть

Ребята, сегодня мы с вами побывали в гостях у Сказки и познакомились с миром звуков...

Когда вы будете находиться дома, на улице, прислушайтесь к окружающим вас звукам и подумайте, какие звуки с какими предметами дружат. А на следующей нашей встрече я предлагаю вам рассказать то, что вы услышали.

* В зависимости от категории детей можно озвучивать слайды самим в удобном для детей темпе. Для этого необходимо убрать “записанный звук (голос)” и для переключения слайдов и эффектов анимации пользоваться метками “слайд №...” с помощью “клика” мышкой.