Эссе "Современный урок французского языка"

Разделы: Иностранные языки


На своих уроках я часто ставлю своей задачей работы – формирование  добросовестного и прилежного отношения к учебе с учетом возрастных особенностей учащихся. «Дети живут ежеминутно, ежечасно, ежедневно, живут без передышки, и педагогическая формула, что мы готовим их к жизни, для них не имеет никакого смысла» – таково мнение педагога Ш. А. Амонашвили. К их заботам и делам нужно проявлять не снисхождение, а уважение, заинтересованность, деловое отношение. Понимать их – значит овладеть мастерством воспитания Человека.

Люблю неуверенность, сомнения, полутона, неопределенность. Итак, я учитель…Я всегда учусь, просто мне всегда хочется знать больше и больше, глубже и глубже по своему предмету. Не могу проходить мимо полок в книжных магазинах, где представлены труды по педагогике и психологии, рассматриваются новые концепции психоанализа, рекомендации и советы, различные практикумы и тесты. И уж, конечно, постоянно читаю книги по методике преподавания моего предмета, люблю узнавать, изучать, осваивать и внедрять новые технологии.

Я оптимист. Я верю в нашу педагогику. Я надеюсь на программу нашего столичного образования – программу языкового образования. Обучению иностранным языкам предоставляются неограниченные возможности, увеличивается потребность в людях, владеющими иностранными языками. Новое политическое мышление, реалии современного мира, интеграционные процессы делают владение иностранным языком общественно и личностно значимым. Вот эти обстоятельства усиливают у учащихся потребность изучать иностранный язык, а у их родителей – поддерживать стремление.

Урок – важнейшая организационная форма процесса познания мира учащимися. И не надо измерять и оценивать духовный мир ребенка только оценками и баллами, делить всех учащихся на 2 категории в зависимости от того, учат или не  учат дети уроки. Я считаю одним из самых ценных качеств учителя – человечность, любовь к детям.  «…В этой любви должно сочетаться сердечная мудрость с мудрой строгостью и требовательностью матери », – так говорил В.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям». А у Ю. Друниной есть такие строки:

«Не нужно рвать иссохшие бинты,
Когда их можно снять без боли…
Я это поняла, поймешь и ты…
Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе!»

А почему нельзя? В педагогике «ДОБРО» – это то, что помогает развитию личности ребенка, «ЗЛО» – то, что мешает. У В.В. Маяковского есть «Твори, выдумывай, пробуй!». У  Н.А.Некрасова – «Знай, работай, да не трусь». Старыми методами новые задачи, встающие перед учителем иностранного языка, не решить. Быть учителем французского языка – это работать над самим собой постоянно, ежедневно. Возможно проводить современный урок без использования новых технологий. А попробовать в классе хочется буквально все. Мне комфортно использовать методику дифференцированного обучения, это эффективно. А когда я вижу активность каждого ребенка в учебно-познавательном процессе, радуюсь, применяю технологии коллективного обучения, внедряю в свою практику микрогрупповую творческую деятельность учеников. Подбираю разнообразные, оригинальные домашние задания. Предлагаемые мною ниже учебные материалы проведения урока в седьмом классе я применила при изучении соответствующей темы.  Важное  значение в работе на этих уроках имеют оформление классных комнат, использование музыкального сопровождения, наглядность. Я старалась организовать и провести уроки так, чтобы каждый ученик смог реализовать свои индивидуальные возможности.

Урок по французскому языку в 7 классе по теме: «Воображение правит миром» проводился в группе, состоящей из 10 учащихся, урок рассчитан на 25 минут. Школьная доска  и классная комната были оформлены в виде мастерской архитекторов и дизайнеров.

При планировании данного урока я придерживалась триединой цели:

  • Обучения: 1. Формирую общеучебные навыки чтения, устной речи, сопутствующего аудирования и письма 2. Формирую специальные навыки коммуникации. 3. Обучаю отвечать на поставленные вопросы: Comment imaginez-vous? , Voulez-vous que…?, Qu’est-ce qu’il faut faire pour... ?, употреблять в речи Subjonctif.
  • Развития: Содействую развитию мышления учащихся, памяти, воображения и готовности к общению.
  • Воспитания: 1. Воспитываю интерес к изучаемому языку. 2. Формирую у учащихся личностные качества, активность, умение работать в контакте со сверстниками и проявлять уважение друг к другу. 3. Прививаю чувство гордости и любви к своему родному городу.

Учебные и наглядные пособия:

  1. УМК для 7 класса «Французский язык» А. С. Кулигиной.
  2. Раздаточный материал для игры.
  3. Видеокассета и аудиокассета, магнитофон и телевизор.

Исходя из триединой цели планирую этапы урока:

  1. Организация урока.
  2. Аудирование.
  3. Сюжетно-ролевая игра.
  4. Окончание урока.

Ход урока

Организация урока.

Le thème de notre leçon est « L’imagination gouverne le monde ».

Répondez à mes questions : – Est-ce bien d’imaginer ? Peut-on vivre sans imagination ?

Je vous propose d’imaginer le thême « La ville du XXII e  siècle ».

Regardez un morceau du film et tâchez de répondre à mes questions.

Аудирование.

А) просмотр фильма и прослушивание голоса за кадром.

– Nous habitons dans une maison. Cette maison se trouve dans notre ville de notre pays. Notre ville est une petite partie de la Terre. Moscou – ce nom éveille chez nous bien des pensées heureuses et de grands espoirs. C’est un grand centre politique, scientifique, industriel et culturel. D’après le programme de maire de Moscou monsieur Lougekov chaque famille moscovite doit habiter dans un grand appartement avec tout le confort moderne. A Moscou il y a beaucoup de nouveaux immeubles aux lignes « futuristes », d’espaces verts, de bassins d’eau, de parcs, de musées, de stades, de théâtres et de cinémas.

– Vous voyez maintenant la circulation des voitures. C’est le plan de la construction d’autoroute . On construit maintenant l’autoroute « La formule № 1” .

On rêve à bâtir le cinéma « Multiplex » de Michalkov, l’aquaparc, le centre administratif « Moscou-citi » au banlieu de la région Красная Пресня. 

Б) Речевая зарядка:

  1. Avez-vous aimé ce fragment du film?
  2. Qu’est-ce que vous avez vu ?
  3. Et vous, aimez-vous votre ville natale ? Et pourquoi ?
  4. Voulez-vous que notre ville soit plus belle et moderne ?

Vous êtes des magiciens aujourd’hui. C’est votre ville, vos enfants doivent habiter dans cette ville. Voudriez-vous imaginer Disneyland pour eux ? L’architecte Tsérételi veut réaliser ce projet pour les enfants. Pensez, qu’est-ce que vous ferez pour les enfants ? Faut-il réaliser ces projets pour les enfants ? Aidons-nous notre architecte !

Сюжетно-ролевая игра.

Je  vous propose de travailler en deux groupes. Le devoir de votre travail est « Imaginer un projet d’une ville du XXII e siècle. » Décrivez et illustrez-le, jouez des scènes.

Tous les enfants rêvent de visiter le parc Disneyland à Paris. Mais c’est trop loin.

Et peut-on imaginer et réaliser le projet de Disneyland à Moscou ?

Faites le projet de Disneyland. Décrivez et illustrez-le, jouez des scènes.

Le lexique pour vous aider: Pizzeria « Baba Yaga », Restaurant « Térémok », Auberge « Kourotchka Riaba, Le chemin de fer « Kolobok », L’aquaparc «Ilia Mourometz »,  Le château « Civko-Bourko », Le Passage « Tsarevna-Lagouchka », Les attractions « Les voyages de Bouratino », Les terrains d’enfants « Le renard, le lapin et le loup ». Le parc « Les oies-les cygnes » Un centre médical, Une clinique, Une banque, Un centre commercial , Un aéroport, Une aérogare, Un hôtel, Un cinéma, Un théâtre, Un cirque, Un musée,  Un robot, Un sous-marin,  Voile et Planche à voile (парусный спорт и серфинг), ULM (L’oultra-léger motorisé-дельтаплан). Admirer, adorer, s’amuser, se transformer en..., vouloir faire qch, visiter, se reposer, rêver de qch(de faire qch), se promener, inventer. Déterminez les rôles : l’architecte, le peintre  qui dessine des costumes pour le bal masqué, des affiches, une personne qui plante des fleurs et des arbres. Des questions pour vous : 1. Où sera situé le Disneyland ?( au centre, dans le banlieu, à la campagne). 2. Qu’est-ce que vous projetez pour rendre le territoire de l’aquaparc beau ? 3. Qu’est-ce que vous proposez aux enfants pour se reposer ?(participer aux bals masqués, aux concours, aux jeux intéressants et aux compétitions sportives) 4. Quels costumes ferez-vous ?                         

а) творческая работа учащихся  б) защита проектов

– Vous allez présenter vos projets. Qu’est-ce que vous avez préparé ? Qui va présenter l’équipe №1 (№2)?

Окончание урока.

– Vous avez bien travaillé, vous avez une bonne imagination.Je pense que vous  tâchez de réaliser vos  rêves au futur. Qu’est-ce qu’il faut faire pour que notre ville ne meure pas ? ( Ne pas faire de gestes impropres, protéger la nature et l’écologie de notre ville , construire de nouveaux immeubles, des terrains d’enfants, des stades et des centres culturels.) J’en suis absolument sûr, vous parlerez de ce  sujet pendant vos leçons de français avec votre professeur. Bonne chance !

Каким этот урок был для меня необычным?  Этот урок я проводила во время городского конкурса «Учитель года». Тему и количество минут для  проведения этого урока нам рекомендовали члены оргкомитета конкурса. На всю жизнь останутся в памяти добрые и мудрые слова поддержки автора учебника А. С. Кулигиной перед уроком. Они вселили в меня уверенность, волнение как рукой сняло. Детей, приехавших на урок, я увидела впервые, к уроку подготовила классную комнату только на перемене. Таковы условия конкурса. Почему я взяла подтему «Город 21 века»? А почему бы наяву не построить для детей Диснейленд в Москве? Урок прошел просто на «Ура!»  Дети играли в сюжетно-ролевую игру, сыграли роли художников, дизайнеров, работников по благоустройству ландшафта, архитекторов, экологов и градоначальника. И надо учесть, что на уроке присутствовала комиссия жюри, многие из них авторы учебников по иностранным языкам. Позднее я провела этот урок и для своих учеников, пригласив учителей и администрацию школы. Необычен урок  еще тем, что проводился урок 25 минут вместо стандартных 45 минут.

Мне на уроках помогает использование Коллективного способа обучения  методики Дьяченко Виталия Кузьмича. Использую парную и групповую, индивидуальную и коллективную формы взаимного обучения. Я здесь освобождена от значительной доли фронтальной работы с классом, увеличено мне время для индивидуальной помощи  ребятам. Воспитательные особенности – ответственность, коллективизм, полная самостоятельность и сотрудничество учащихся. Провожу с учащимися  нетрадиционные формы обучения, Уроки – эстафеты  знаний. Большую роль отвожу чтению на уроках. В своей работе применяю методику  «Кольцо ускорения» В.Н.Зайцева. Быстро читают те дети, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память, устойчивость внимания, а отсюда – умственная работоспособность. Почему дети приходят в 1 класс с желанием учиться, а в 5 классе это желание пропадает? Если в 4 классе дети плохо читают, пишут и вычисляют, то в 5 классе у них резко падает успеваемость, резко вдвое уменьшается число хорошистов. В 6 классе падает обязательность, хуже выполняют дети домашнее задание. В 7 классе  падает отзывчивость, появляется натянутость отношений учителя и учащихся. В 8 классе увеличивается количество трудных подростков. А в 9 классе некоторые совершают правонарушения. Успеваемость зависит от основных учебных умений и уровня комфортности. Зная все эти факторы, пришлось самой разработать упражнения, направленные на овладение техникой чтения на французском языке. Как добиться оптимальной скорости чтения?

  1. Не длительность, а частота чтения.
  2. Жужжащее чтение.
  3. Ежеурочные пятиминутки чтения.
  4. Чтение перед сном.

Один из путей заинтересовать учащихся в процессе обучения – игра. Методистами, авторами учебных  пособий разработано достаточное количество игр с целью воспитательных и образовательных возможностей. Дети, играя, учатся, закрепляют свои знания, лучше усваивают лексические и модальные фразы. Игра развивает у учащихся наблюдательность, снимает раскованность, помогает более лучше излагать свои мысли. На своих уроках я провожу  игры, которые способствуют развитию индивидуального и коллективного творчества учащихся.

2 класс  Игра «На приеме у врача окулиста»

Цель: Закрепление букв алфавита.

Ход игры: учитель входит в класс в белом медицинском халате, говорит, что он будет проверять у них зрение. Указкой показывая букву, «врач» просит назвать ее. Позднее роль «врача» исполняют дети.

Игра «Любимой учительнице»

Цель: закрепление изученных слов по теме «Цвет».

Ход игры. Учитель говорит детям: – У каждого из вас есть любимый учитель Давайте соберем цветы в букет для него. Только мы должны соблюдать одно условие: называть цвет каждого листочка и цветка правильно, иначе он завянет.  Можно вплести цветы в веночек на голову дома, на уроке рассказать о цветах.

4 – 5 класс Игра «Un, deux, trois, quatre, cinq, six»

Цель игры: закрепление лексики.

Принадлежности для игры: полоски бумаги, шириной 5 – 6 см, карандаши по числу детей, игральный пластмассовый кубик с цифрами.

Ход игры. Один из игроков выбирается ведущим и начинает игру, бросая один раз кубик. Предположим, выпало «5». Тогда он громко по-французски  считает от 1 до 5, называет тему, к которой надо найти 5 слов по теме «Ecole», то каждый ученик должен написать столбиком названия 5 предметов, относящихся к школе. Играющий, первый написавший, говорит «C’est tout». Тогда все участники, независимо от того, сколько слов они написали, сворачивают свои полоски бумаги. Кто первый написал, становится ведущим, называет свою тему. По окончании игры все разворачивают свои полоски бумаги. Слова не по теме или повторяющиеся у ребят, вычеркиваются.  Победитель тот, у кого после проверки осталось наибольшее количество слов. Эта игра оживляет и вносит разнообразие учебного урока, приучает детей быть внимательными и организованными. Эту игру нужно проводить после прохождения темы или в конце четверти, но накануне поставить цель перед детьми повторения слов по определенной тематике.

6 класс Игра «Quand et où?»

Цель: закрепление ЛЕ после изучения тем «Les saisons», «Les mois», выработка автоматизма в употреблении словосочетаний chaque jour, chaque soir, chaque matin, chaque année, à la maison, à l’école.

Описание игры

Ведущий читает начало предложения, а участники игры заканчивают его хором, используя слова, записанные на доске. Например:

Ведущий                                                     Участники игры
Nous faisons nos études                               chaque jour
Nous faisons de la gymnastique                    chaque matin
Nous avons des vacances                            chaque année
Des élèves lisent et écrivent                          chaque semaine

Выигрывает тот, кто больше составит предложений. Минус в этой игре – дети должны играть в быстром темпе, автоматически называя заученные слова и предложения.

Традиционными стали в нашей школе праздники на иностранном языке: День веселого Рождества, Нового года, день Святого Валентина. Они имеют важное практическое, образовательное и воспитательное значение. Они помогают способствовать воспитанию эстетического вкуса, развитию интереса к иностранному языку и развитию творческих способностей учащихся. Большое значение в нашей школе имеет праздник, посвященный Дню Победы 9 мая и  23 февраля. А почему бы не проводить этот праздник на иностранном языке, приглашать участников Великой Отечественной войны, людей, которые имеют непосредственное отношение к этим датам. Здесь можно организовать разные конкурсы, викторины, заочное путешествие к одному из памятных мест. Надо использовать все виды внеурочной работы, которые помогут сделать праздник интересным и разнообразным. В следующем году весной мы планируем провести праздник Ландышей, в феврале проведем Фестиваль «Мир без границ». В течение 4 лет в нашем округе организовано проведение в школах этого фестиваля. Тематика разнообразная: Звезда Сальвадора Дали, Санкт-Петербург, Тула или Турция и Испания. Вот где поле для выдумки, фантазии, тщательной подготовки и отбора материала на иностранном языке. Очень интересно пройдет Мастер класс парикмахеров, визажистов, модельеров с показом моделей. Можно подготовить Встречи с интересными людьми по профессиям, Праздник поэзии, Праздник  осени или первого урожая, Праздник весны, Праздник мам. При разучивании стихов и отрывков прозы желательно работать с детьми индивидуально. Это дает возможность добиться правильного произношения и лучшего усвоения тестового материала. Сейчас в школах работают по теме реализации системно-деятельностного подхода при переходе на новые стандарты.

В одном из классов, где я работаю, провела небольшой опрос на тему: «Какие качества необходимы для современного учителя». Прочитав и осмыслив ответы ребят, скорректировала некоторые позиции своего педагогического кредо: любовь к детям, доброжелательность, терпение, умение доходчиво объяснять материал, оптимизм, умение требовать в сочетании с уважением и сотрудничеством. Вот к этому и стремлюсь. Мне запомнилось  высказывание Г. И. Малышевой в ее статье «Пусть урок будет интересным», напечатанной в журнале «Иностранные языки в школе»: – Лишь увлеченный делом может увлечь других; научить учащихся творчески подходить к организации их деятельности. Надо помнить, что наше отношение к делу передается детям».