Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся старших классов на уроках технологии

Разделы: Информатика, Технология


С 2010-2011 уч. году в учебных планах 10-11 классов появился новый предмет «Технология».

Из 34 учебных часов, отведенных для изучения этого предмета в старших классах, тринадцать предназначены для выполнения творческого проекта, синтезирующего проектно – исследовательскую деятельность и возможности современных компьютерных технологий на примере изучения компьютерных программ Microsoft PowerPoint и Microsoft Publisher. Преподавание данного предмета велось в классах с наполняемостью 25 человек и более. В результате была выработана методика проведения занятий для ситуации, когда за одним компьютером работал не один ученик, а группа из двух или трех учащихся. Работа над творческим проектом состояла из нескольких этапов.

Первый этап состоял в ознакомлении учащихся с планом работы на ближайшие три месяца. Школьники узнали, что такое проектная деятельность, посмотрели образцы научно – исследовательских работ, требования к оформлению и критерии оценивания. Затем каждый класс был распределен на десять групп. В результате появились группы по два, а некоторых классах и по три человека <Рисунок1>.

За каждой группой был закреплен конкретный компьютер, и уже на первом занятии, на своих ПК группы создали электронные папки для последующей работы (Рисунок 2).

В качестве домашнего задания группам было предложено выбрать тему для исследования и приступить к сбору необходимого материала по своей теме: тексты, рисунки, фотографии и т.п. Это задание было сложным и требовало от учащихся не только проявить фантазию, но и согласовать выбранную тему со всеми участниками данной группы, что способствовало развитию коммуникативных навыков.

На следующем занятии каждая группа озвучивала выбранную для исследования тему. Вот некоторые из них:

  • «Авангард в живописи – искусство или способ заработать» (10 «А» Глазкова Александра);
  • «Глобальное потепление: мифы и реальность» (10 «А» Ильяшенко Григорий);
  • «Природные катаклизмы» (10 «К» Стужук Александр, Башлаев Роман);
  • «Любовь в раннем возрасте» (11 «А» Лызлова Зоя , Данилушкина Алена);
  • «Англия XVI века. Род Тюдоров. Генрих VIII и Анна Болейн» (11 «А» Рачкаускайте Инара, Торлопова Елена) (Рисунок 3);
  • «Войны: причины, классификация, последствия» (11 «А» Аладин Алексей, Волосникова Марина, Керимов Джавид);
  • «Уолт Дисней» (11 «А» Кудрявцев Дмитрий, Украинец Александр, Шугушев Роман).

Каждое учебное занятие начиналось с небольшой лекции (7-10 минут). Первые лекции были посвящены следующим темам: «Интернет и авторское право», «Использование каталогов и поисковых машин», «Библиографические правила цитирования источников». Затем перед учащимися ставилась конкретная задача для данного урока и они приступали к работе на компьютере (Рисунок 4). Ученики собирали информационные материалы к проекту, искали полезную информацию в Интернете. Эта работа частично выполнялась учащимися дома, на уроке был продолжен сбор необходимых материалов.

Следующий этап разработки творческого проекта состоял в создании электронных материалов, анонсирующих их проект. Учащиеся разрабатывали буклет в программе Microsoft Publisher. После демонстрации различных вариантов оформления буклета и знакомства с правилами его создания, было дано домашнее задание – разработать структуру буклета в соответствии с темой своего проекта. На следующих занятиях члены группы по очереди создавали электронную версию буклета.

Третий этап работы над проектом включал в себя поиск необходимых материалов и разработку презентации. Дома или на уроке учащиеся искали дополнительный материал по теме своего исследования в Интернете, затем знакомились с правилами создания и оформления презентаций в программе Microsoft PowerPoint, критериями ее оценивания. Этот этап проходил в течении нескольких уроков и был более продолжительным.

На каждом этапе работы производился контроль работы учащихся и оценивание их работы. Причем, при работе группы, на каждом конкретном уроке работу за ПК выполнял только один ученик, он же и получал оценку за данный урок. На следующем уроке продолжал работу следующий ученик. И уже на первых этапах стали проявляться не только плюсы групповой работы (я наблюдаю, а другой трудиться), но и минусы. Так, например, если предыдущий ученик выполнил маленький объем работы, то следующему придется работать быстрее, чтобы выполнить задание вовремя. Многие ученики оказались не готовы к такой ответственности не только за себя, но и за других.

На заключительном этапе работы с проектами, школьники учились создавать сайты в программе Microsoft Publisher, разрабатывали структуру своих сайтов, продолжали искать информацию в Интернете. На этот этап работы было отведено 4 урока.

На заключительном занятии все материалы, созданные группами (буклет, презентация сайт) (Рисунок 5), были собраны на компьютере учителя, и ученики стали готовиться к защите своих проектов.

Урок, посвященный защите проектов, оказался и самым интересным и самым трудным для многих. Каждая группа по очереди выходила к доске и рассказывала о своей работе, демонстрируя, используя проектор, результат почти трехмесячной работы (Рисунок 6, 7, 8). Поражало разнообразие выбранных тем и глубина изучения материала.

Очевидно, что такая работа необходима и для учеников, и для учителя. Благодаря занятиям, ребята раскрывают свой творческий потенциал, учатся представлять результаты своей работы в определенном формате, защищать свои проекты. Совместная форма деятельности учит работать в команде, сплачивает учеников. В результате, за эти три месяца учащиеся увидели практическое применение тем знаниям, которые они получали на уроках технологии и информатики: работа с программами Microsoft PowerPoint, Microsoft Publisher, использование Интернета для поиска информации и многое другое. А разнообразие выбранных тем, от летних пожаров в России в 2010 году, до проблемы «Есть ли жизнь на Марсе?», позволили взглянуть на подрастающее молодое поколение другими глазами.

Проектная деятельность, в рамках традиционного урока, прививает интерес учащихся к процессу обучения, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, создает мотивацию к учебе, а этого так не хватает современному школьнику.