Развитие коммуникативных навыков учащихся в проектной деятельности

Разделы: Общепедагогические технологии


Главное в работе учителя культуры общения – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их предрасположенности к контактам в коллективе.

Коммуникативная грамотность  является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность.

Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за принятые решения. Отличительная черта проектной методики – особая форма организации.

Организуя работу над проектом, стараюсь соблюдать, чтобы  проблема, предлагаемая ученикам и ими, формулировалась так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации; вовлекаю в работу всех учащихся класса, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки.

Применение метода проектов помогает мне решить ряд важных задач:

  • в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности;
  • осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и учителем в качестве партнера и консультанта, строятся речевые коммуникации;
  • повышается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта;
  • работая над проектом, учащиеся учатся доводить дело до конца: документально оформлять результаты своего труда (написать статью для газеты, сообщение, собрать и обработать статистические данные, сделать аудио- и видеозапись, оформить альбом, выставку);
  • повышается коммуникативная компетенция при публичной защите проекта.

Результатом этой работы стали творческие проекты учащихся: Гимн России глазами школьников, проводимый сайтом Сеть творческих учителей – http://it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=58398, создание веб-сайта в областном творческом конкурсе «Здоровье глазами молодежи», где получили диплом II степени и участие в областной акции «Гражданин Воронежского края – гражданин России».

Практика показывает, что метод проектов совершенствует культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению эффективными коммуникативными навыками, т.е. развивает коммуникативную компетенцию.

Немаловажным показателем являются и эмоциональные изменения в развитии школьников. Детям нравится, что они могут продемонстрировать то, что они знают  и умеют, не боятся ошибиться, преодолевают языковой барьер. В работе над проектом они учатся сотрудничать и сопереживать. Проявляются творческие способности и активность обучаемых, тем самым повышается интерес учащихся к предмету.