Таблицы-тренажеры на этапе автоматизации звука в слогах

Разделы: Логопедия


Вопросам автоматизации звуков уделяется большое внимание различными авторами, начиная с М.Е.Хватцева и М.Ф.Фомичевой.

Е.Ф. Архипова отмечает, что этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном по сложности лингвистическом материале до полного упрочения навыка.

Т.Б.Филичева считает необходимым условием автоматизации звука постепенное и систематическое усложнение речевого материала, переход от более простых видов речевой деятельности к более сложным – от элементарного повторения слогов, слов к предложениям, чистоговоркам, стихам, пересказу и, наконец, к разговорной речи.

Автоматизация звука начинается с введения звука в слог и предполагает многократное повторение за логопедом. К тому же слог не имеет значения. Занятия эти для детей скучны и однообразны. Чтобы повысить интерес к этой работе и оптимизировать процесс автоматизации, я использую таблицы – тренажеры, которые позволяют подключить к работе тактильный, проприорецепрорный, зрительный анализаторы.

Таблица представляет собой лист А-4, который делится на 2 части. Вправо и влево от центра закрепляются кусочки различного по своей фактуре материала. Это может быть вата, наждачная бумага, кусочки меха, скрученные в спираль обрывки шпагата и т.п. Располагается материал построчно, увеличиваясь от 2 до 5. Такое расположение материала позволяет ребенку правильно распределять речевое дыхание.

Чтобы было не скучно, каждая таблица посвящена какому-то персонажу. Это может быть котенок, играющий с клубочками, или лягушка, прыгающая по кочкам. Все зависит от фантазии и материала, который используется.

На рисунке приведен пример такой таблицы.

Ребенок, работая с тренажером, нажимает подушечками пальцев от большого к мизинцу на тактильные стимуляторы и одновременно произносит слоги. Например: са, сы, затем переходит на второй ряд и добавляет еще один слог: са, сы, сэ и т.д. Сначала работает ведущая рука, затем не ведущая, затем обе руки одновременно. Это позволяет задействовать оба полушария и совершенствует межполушарные связи.

Работа начинается с отработки произношения гласных звуков, так как именно гласные звуки дают лучшую разборчивость при произношении (Е.Н.Винарская и др.). Автоматизация начинается с гласного [а], затем [ы],[э],[о], [у]. Последовательность повторения гласных зависит от многих причин, и у разных авторов (М.Ф. Фомичева, О.Ю.Федосова, Е.Ф.Архипова) существует различный подход к этому вопросу. В данном случае учитывается степень лабиализации гласных. Использовался данный порядок при работе с ребенком, имеющим паралич лицевого нерва.

Одновременно с этим дети учатся прижимать пальцы к тренажеру.

И только после доведения до автоматизма совместного движения пальцев и речевого аппарата включается автоматизируемый согласный звук.

Звуки в слогах закрепляются в последовательности принятой в классической логопедии:

– открытый слог,
– закрытый слог,
– между двумя гласными,
– слоги со стечением согласных.

Используются различные варианты заданий: меняется сила голоса, интонация, делаются акценты на отдельные слоги.