Интеллектуальная игра "Экспресс эрудитов". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Цели:

  • развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу;
  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • развитие умения работать в группе.

Ход игры

Ведущий. Ребята, сегодня в нашей школе пройдёт игра «Экспресс эрудитов».

Экспресс – это скоростной поезд. Эрудит – это человек, обладающий глубокими, всесторонними знаниями.

Каждый класс сегодня – экспресс, который будет путешествовать по станциям. На каждой станции вас ждут сложные, но очень интересные задания по разным темам. Вы получаете маршрутный лист, в котором указана последовательность станций. В этот же лист будут выставляться баллы, набранные вами на станциях. В конце игры будет определён класс-победитель, в котором учатся самые эрудированные ребята.

Время пребывания на каждой станции 7 минут. Музыка подскажет вам, когда нужно отправляться в путь к следующей станции.

Все экспрессы готовы? В путь! Удачи вам!

I. Станция «Математическая».

1. Задачи.

  • По двору ходили гуси. Всего у них было 22 ноги. К ним подошли двое козлят. Сколько стало ног? (30)
  • У Васи и Коли вместе 15 марок. Вася подарил Коле 2 марки. Сколько стало у них вместе марок? (15)
  • Стоят в поле два дуба. У каждого дуба по три ветки, на каждой ветке по 5 яблок. Сколько всего яблок? (Ни одного. На дубах яблоки не растут.)

2. Сколько квадратов на рисунке?

рис.1

(10)

3. Эстафета.

29 – (6 + 8) = …(Т)                        69 – 44 – 19 = …(Л)                         18 + 18 – 23 = …(И)

27 – 18 + 2 = …(О)                        48 – 37 +  6 = … (Н)                         32 +  9 – 29 = … (О)

17 + 17– 29 =…(Ч)

11

15

6

13

5

17

12

 

 

 

 

 

 

 

(Отлично.)

II. Станция «Игры со словами».

1. Угадайте, какое слово нужно вписать в клетки, чтобы вместе с буквами, стоящими рядом, получились новые слова.

  • Слово в клетках означает остаток дерева.  (Пень.)

сту
сте
сле

 

 

 

 

  • Слово в клетках означает домашнее мурлыкающе животное. (Кот.)

лета
ёл
омка

 

 

 

2. Составьте из букв как можно больше слов. Буквы можно читать как по часовой стрелке, так и обратно.

рис.2

(Оклад, клад, доклад, док, код, лад, ад, ода, до. Около, кол, лот, тол, ток, кот, лото, лоток, окот, околоток, кок, око.)

3. Анаграммы.

Переставь буквы в словах так, чтобы получились новые слова.

насос – …….                              шрам – …….

масло – …….                              корт – …….

автор – …….                              баян – …….

банка – …….                              зов – …….

(Сосна, смола, товар, кабан, марш, крот, баня, воз).

III. Станция «Ребусная».

(Приложение 1)

IV. Станция «Литературная».

1. Сказочные предметы.

Восстановите оторванную часть листка.

рис.3

(Самолёт, кладенец, скороходы, самогуды, самобранка, невидимка.)

2. Хозяин домика.

Зачеркните буквы, которые встречаются в каждой строчке один раз, и узнаешь имена хозяев домиков – обезьянки, ослика, свинки. Из каких сказок они?

рис.4

(Чичи. К.И. Чуковский «Доктор Айболит». Иа-Иа. Хрю-Хрю. А. Милн «Вини-Пух и все остальные».)

3. Стая ворон.

Колдунья превратила литературных героев в ворон. Все имена начинаются с кар.

Отгадайте их и злые чары развеются.

рис.5
  1. Тот, кто у Клары украл кораллы.
  2. Попугай из сказки К. И. Чуковского «Айболит».
  3. Папа Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик…»
  4. Мальчик из повести Я. Лари, вместе со своей сестрой Валей совершивший полёт на стрекозе.
  5. Смешной толстячок с пропеллером из повести А. Линдгрен.
  6. Приятель Самоделкина, весёлый человечек с необыкновенным носом, из сказок Ю. Дружкова.
  7. Акула из стихотворения К. Чуковского «Айболит».

(1. Карл. 2. Карудо. 3. Карло. 4. Карик. 5. Карлсон. 6. Карандаш. 7. Каракула.)

V. Станция «Загадкино».

Отгадайте загадки. Впишите отгадки в вертикальные ряды. Если ответы будут вписаны правильно, то буквы по горизонтали в выделенных клетках составят текст русской пословицы.

рис.6

1. Утка в море,
Хвост на заборе. (Ковш.)

2. Ходит, ходит,
А в избу не входит. (Дверь.)

3. Чёрные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает. (Буквы.)

4. Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги –
И по большим снегам беги. (Лыжи.)

5. Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке.  (Гриб.)

6. Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз,
Брызнешь воду – упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь.)

7. В два ряда дома стоят –
Десять, двадцать, сто подряд,
И квадратными глазами
Друг на друга глядят. (Улица.)

8. Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло. (Сова.)

9. Таять может, да не лёд,
Не фонарь, а свет даёт. (Свеча.)

10. Весь день на воде,
А водой не насытится. (Утка.)

11. Долгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок. (Паук.)

12. Грамоты не знаю,
А весь век пишу. (Ручка.)

13. Хоть не шляпа, а с полями,
Не цветок, а с корешком.
Разговаривает с нами
Всем понятным языком. (Книга.)

14. Весь день усами шевелят
И время узнавать велят. (Часы.)

15. Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я .... (Осьминог.)

VI. Станция «Природоведческая».

1. Блиц-опрос.

  • Какая птица выводит зимой птенцов? (Клёст.)
  • Вьют ли перелётные птицы гнёзда в тёплых странах? (Нет.)
  • Какой жук носит название месяца, в котором родился? (Майский).
  • Почему кустарник дикой розы называют шиповником? (Есть шипы.)
  • Какое травянистое растение расцветает весной первым? (Мать-и-мачеха.)
  • Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел.)
  • У каких животных детеныши появляются осенью? (У зайцев.)
  • Какую траву и слепые знают? (Крапиву.)
  • Птенцы какой птицы не знают матери? (Кукушки.)
  • Сколько ног у паука? (Восемь.)
  • Как называется опадание листьев осенью? (Листопад.)
  • Какие звери летают? (Летучая мышь, белка-летяга.)
  • Что значит выражение «Волка ноги кормят»? (Волк не стережет добычу в засаде, а догоняет ее бегом.)
  • Каких зверей называют «шатунами»? (Медведей, не спящих зимой.)

2. Игра «Танграм».

Из восьми одинаковых треугольников сложите изображение лисы и зайца.

рис.7

VII. Станция «Спортивная».

  1. Эстафеты с предметами.
  2. Прыжки в мешках.   
  3. Кольцеброс.

VIII. Станция «Игровая».

1. Игра «Берег – море».

Линейное построение двух команд напротив друг друга. По команде «Море!» – прыжок вперёд. По команде «Берег!» – прыжок назад. Тот, кто ошибается или покачивается – выбывает.

2. Игра «Воробьи – вороны».

Линейное построение двух команд напротив друг друга. Одна из команд – воробьи, другая – вороны. Ведущий произносит первые два слога во – ро – команды сближаются. Если ведущий заканчивает слогом – ны, вороны перетягивает воробьёв к себе в команду. Если слогом – бьи, то воробьи перетягивают ворон. Пойманные участники становятся членами другой команды и продолжают играть за новую команду. Побеждает команда, в которой в конце игры больше игроков.

Станции «Спортивная» и «Игровая» выполняют функцию физкультминуток. В маршрутном листе это третья и шестая станции.

IX. Подведение итогов. Награждение.

Литература:

  1. Дружинина М.В. Поиграем в слова! Головоломки, шарады, загадки. – Москва, 1997.
  2. Игра «Ребусы». – Киров, 2001.
  3. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. – Ярославль, 2002.
  4. Карпенко М.Т. Сборник загадок. – Москва, 1998.
  5. Корякина Л.В. Математика. Задачи в стихах. 1–4 классы. – Волгоград, 2008.
  6. Соколова А.В. Интеллектуальные игры. – Москва, 2008.
  7. Сухинин И. Литературные приключения. – Москва, 2000.