Тема урока: "Путешествие по родной стране". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели:

  • знакомство с физической картой России;
  • обучение поиску на карте определённых объектов;
  • развитие у учеников умения и навыка самостоятельной и групповой работы;
  • формирование первоначального опыта “чтения” карты;
  • способствование обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о разнообразии природных зон России, её рельефе.

Оборудование: физическая карта России, атласы, учебник «Окружающий мир»  А.А.Плешакова, 2 класс 2 часть; рабочая тетрадь к учебнику; тестовые задания, карточки с номерами от 1 до7 для каждого учащегося, карточки зеленого, желтого, коричневого и синего цветов, карточки условные обозначения, используемые на картах, компьютер; проекционная аппаратура.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Прозвенел звонок,
Начался урок.
Будем мы трудиться
Хорошо учиться!

II. Постановка проблемы. Сообщение темы урока

– Наш урок я бы хотела начать с загадки. Если вы её внимательно послушаете, то обязательно догадаетесь, чем мы будем сегодня заниматься.  (Слайд 1)

«Ему не страшен вал девятый, ни дождь, ни ветер и ни зной.
В его руках всего лишь карта, рюкзак и кирка за спиной.
Он знает мир не понаслышке –
Вдоль – поперек его прошел.
О том, что видел – пишет в книжках,
Что где услышал, что нашел.
Без путешествий он не может –
Ведь мир прекрасный так велик!
О ком же речь? Скажите сами
Ведь это_____________ (Путешественник)

– Кто такой путешественник? Чем он занимается?
– Сегодня на уроке я хочу пригласить вас в путешествие по просторам нашей Родины. (Слайд 2)
– Но в путешествие с собой я могу взять только «настоящих» путешественников.
–Чем  же отличается «настоящий» путешественник от простого путешественника? Каждый ли сможет им стать?
– Как вы думаете, мы с вами могли бы назвать себя «настоящими путешественниками»? Что нам нужно для этого сделать?
– Ребята, прежде чем отправиться в путешествие я предлагаю вам еще раз удостовериться  в своих знаниях и умениях, чтобы на пути у нас не было никаких преград  и из путешествия мы вернулись с еще большим багажом знаний. Ведь все вы знаете, что в путешествиях дороже золота ценятся знания, умения, сообразительность. Вы со мной согласны? А для этого мы выполним тестовые задания, в которых мы вспомним какие изменения происходят в живой и неживой природе весной.

III. Актуализация ранее изученного

1)Дифференцированные тестовые задания

Вариант 1

1. Выбери примету, не относящуюся к весне. Правильный ответ отметь.

А) Воздух становится день ото дня теплее.
Б) Солнце поднимается всё выше и выше.
В) Появляются первоцветы.
Г) Улетают в тёплые края птицы.
Д) Появляются насекомые.
Е) Некоторые животные впадают в спячку.

2. Подчеркни одной чертой перелётных птиц

Ворона, скворец, дятел, воробей, соловей, ласточка, кукушка, синица.

Вариант 2

Самое заметное изменение в неживой природе весной – это_______________________
______________________________. Небо всё реже закрыто_____________________. Дожди тоже редкие и ___________________________. На реках начался _______________
__________________. Почва ________________________________________________.

(Слова для справок облаками, потепление воздуха, ледоход, тёплые, оттаяла и прогрелась, грозы.)

Вариант 3

Допиши недостающие слова, чтобы получился рассказ о весенних изменениях в живой природе.

Весной _________________________листья на деревьях и кустарниках. Расцветают на лесных полянах____________, _________________, _______________________. Красивыми серёжками украшены _______________________. Всё громче раздаются в лесу и его окрестностях переливчатые трели_______________________. Радуются птицы большому разнообразию проснувшихся _______________________.

(Слова для справок: пролески, насекомых, распускаются, фиалки, птиц, березы, подснежники)

2) Микроитог

IV. Изучение нового материала

1) Беседа

– Ребята, скажите, на всей ли территории России весна наступает одновременно? Как вы думаете, почему?
– Велика и прекрасна наша страна Россия. Расскажите, что вы знаете о нашей стране. Наша страна занимает огромную территорию. Но мы можем совершить путешествие в любой ее уголок, не выходя из класса. В этом путешествии у нас будет помощник. А кто этот помощник вы узнаете, отгадав загадку.  (Слайд 3)

Страны без людей,
Города без домов,
Леса без деревьев,
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя. Что это? (Карта)

– Правильно, это карта. А кто может сказать, что такое карта? (Ответы детей) (Слайд 4)
– Давайте сравним ваши ответы с определением в учебнике. Откройте учебники на с.93.
– Что же называется картой?
История возникновения карты уходит в глубокую древность. Тогда люди ещё не знали письменности. Они делали рисунки  на камнях, костяных пластинках, бересте, дереве, шёлке. Возраст первых найденных карт – 10-15 тысячелетий. (Слайды 5, 6)
Когда появилась первая карта в России?  Иван Грозный в 1552 году повелел «…землю измерить, и чертёж государства сделать». Первая карта на Руси называлась «Большой чертёж». Отпечатана первая карта была  в 1613 году.

– А знаете ли вы, что карты бывают разные? Есть физическая карта (Слайд 7), политическая, карта полезных ископаемых и многие другие (показываю виды карт)

2) Работа в парах

– Ребята, следующее задание вы будете выполнять в парах. На ваших столах лежат карточки с номерами от 1 до 7. Я буду показывать вам фотографии, сделанные в разных участках нашей страны, а вы должны найти эти места на карте и отметить их фишками.(Слайд 8)

(После того как выполнено задание, осуществляется проверка. Учитель показывает на карте места, где должны располагаться фишки)

V. Физминутка

3) Работа с картой

– Мы с вами путешественники. И чтобы не сбиться с пути нам нужно научиться читать карту. Читать карту– это не значит только читать надписи на ней. Надо понимать и особый язык карты– условные знаки. К ним относятся разные цвета и другие обозначения.

(Учитель работает с настенной картой, дети с картой в учебнике на с. 92-93)

– Сначала мы с вами научимся определять на карте стороны горизонта. Назовите основные стороны горизонта. (Север, юг, запад, восток) (Слайд 9)
– Север на картах всегда вверху, юг – снизу, слева – запад, справа – восток.
– Рассмотрите карту и скажите, какие моря омывают Россию на севере, востоке, юге, западе? (Север – Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-сибирское, Чукотское. С востока – Берингово, Охотское, Японское. С юга – Каспийское, Черное. С запада– Балтийское)

Учитель показывает названные моря на карте , дети ищут их на карте в учебнике.

– Так сколько же морей омывает Россию? (11) (Слайд 10)
– Теперь давайте разберёмся, что обозначают на картах разные цвета.

4) Работа по учебнику

Чтение учащимися текста «Как читать карту»

5) Игра

– А сейчас мы проверим, как вы запомнили, что обозначают на карте определенные цвета. Я буду показывать изображения рек, озер, равнин, гор,  а вы будете показывать карточку того цвета, каким они изображаются на карте. Подсказку смотрите на экране (Слайд 11)

Равнина (Слайд 12)
Уральские горы (Слайд 13)
Черноморское побережье (Слайд 14)
Река Волга (Слайд 15)
Тайга (Слайд 16)
Вулкан (Слайд 17)
Река (Слайд 18)

6) Беседа по прочитанному

– Что же обозначено на карте голубым цветом? Желтым и зеленым? Коричневым?
– Почему равнины отмечены разными цветами?
– Давайте выясним, что же означают другие знаки, встречающиеся на карте. Я буду показывать вам условные обозначения, а вы будете говорить, что оно означает.

Учитель показывает условное обозначения, дети говорят, что они означают.

VI. Закрепление изученного

1) Работа в тетради (Слайд 19)

С.41 №1, 2,4

2) Тест

– Перед вами на столах лежат листочки (Приложение 1). Я буду диктовать вам утверждения, если они верные, вы ставите «+», если неверные «–».

Москва – это город
Уральские – острова
Лена – это река
Баренцево – это море
Новгород – это река
Кавказские – горы
Восточно-Европейская – река

VII. Рефлексия урока

– Проверьте свои ответы. (Слайд 20)

  • Скажите «Я молодец!» те, кто не допустил ошибок.
  • Скажите «Я хорошо постарался!» те, кто допустил 1-2 ошибки
  • Скажите «У меня все получится!» те, у кого больше двух ошибок

VIII. Итог урока

– Кто скажет, что такое карта?
– Какие цвета можно встретить на карте? Что они обозначают?

Домашнее задание. Учебник стр. 96-99, тетрадь с. 42 № 3,5 Для сильных учащихся найти материал о г. Ставрополе

Резерв

Учитель предлагает найти на карте в учебнике и показать на настенной карте:

  • города Москву, Якутск;
  • реку Енисей;
  • Уральские горы;
  • болота Западно-сибирской равнины;
  • остров Новая Земля;
  • границу нашей страны.