Урок по теме "Парковый пейзаж". 6-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цель: Создание условий для закрепления практических навыков изображения объемных форм на основе геометрических тел.

Задачи:

  • Закрепление и систематизация знаний о жанре пейзажа.
  • Закрепление практических навыков рисования геометрических тел.
  • Развитие творческого потенциала учащихся.
  • Совершенствование графических навыков.

Зрительный ряд: электронная презентация “Парковый пейзаж”.

Оборудование для учителя: проектор, экран, компьютер или ноутбук.

Оборудование для учащихся: бумага фА3, фА4, тушь, гуашь, кисти, восковая свеча, шило.

План урока

№ п/п Этап урока Содержание Время
1-й час
1 Организационный Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу 1 минута
2 Сообщение темы урока Сообщение темы урока, начало демонстрации презентации 1 минута
3 Повторение Просмотр презентации (слайды №2-6), опрос 5 минут
4 Объяснение нового материала Просмотр презентации (слайды №7-12), лекция 5 минут
5 Объяснение хода практической работы Просмотр презентации (слайды №13-18), объяснение педагога 10 минут
6 Самостоятельная работа Самостоятельная работа учащихся (изображение карандашом паркового пейзажа) 10 минут

 

Подготовка фона для выполнения граттографии 12 минут
7 Организационный Уборка рабочего места 1 минута
2-й час
8 Организационный Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу 1 минута
9 Аналитический Анализ эскизов пейзажей, созданных на 1-ом уроке 5 минут
10 Объяснение хода практической работы Объяснение учителя, работа под руководством педагога 10 минут
11 Самостоятельная работа Самостоятельная работа учащихся 20 минут
12 Подведение итогов Беседа, анализ и оценивание рисунков 8 минут
13 Организационный Уборка рабочего места 1 минута

Ход урока

1-й час

1. Организационный момент

Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу.

2. Сообщение темы урока.

Слайд №1

Учитель:

- Тема нашего сегодняшнего урока – парковый пейзаж, выполненный в технике граттографии.

3. Повторение изученного материала

Слайд №2

Учитель:

- Вспомните, что такое пейзаж?

Пейзамж  — жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа.

Слайд №3

Учитель:

- Назовите разновидности пейзажа.

Сельские пейзажи близки к картинам быта: можно заметить самые обыденные сюжеты, привычные предметы и неприглядную правдивость, но в то же время в них присутствует мягкий романтизм деревенской жизни. 

Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувство тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения.

Слайд №4

Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря.

Городской пейзаж включает в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные.

Слайд №5

Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой.

В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека-создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций.

Слайд №6

В парковом пейзаже изображают уголки природы, созданные для отдыха людей, где гармонично сочетаются природные формы с декоративной скульптурой и архитектурой.

4. Объяснение нового материала

Слайд №7

Учитель:

- Первые пейзажи, появившиеся в России в XVIII веке, являли собой именно парковые пейзажи - топографические виды великолепных дворцов и парков. Во времена Елизаветы Петровны был издан атлас гравюр с видами Петербурга и его окрестностей, выполненный по рисункам М. И. Махаева.

Слайд № 8

Учитель:

- Но только с появлением произведений Семена Федоровича Щедрина можно говорить о том, что пейзаж как отдельный жанр сформировался в русской живописи.

Слайд № 9

- Щедрин Семен Федорович (1745-1804) – родоначальник русской пейзажной живописи, первый профессор нового, пейзажного класса в Академии художеств. Щедрин выучил несколько поколений художников. Отработанная им композиционная схема пейзажа надолго стала образцовой. Его картины воспроизводились в гравюрах и пользовались большим успехом. Пейзажно-видовые росписи и панно, написанные им и его учениками, украшали и столичные дворцы и помещичьи усадьбы.

Слайд № 10

- Парковый пейзаж может включать изображения малых архитектурных форм. К ним относятся: скамейки,

Слайд № 11

фонари;

Слайд № 12

беседки.

5. Объяснение хода практической работы

Слайд № 13

Учитель:

- Чтобы включить в парковый пейзаж архитектурные элементы, надо помнить, что основу любой сложной формы составляет простая форма. В основу беседки может быть положена форма куба или цилиндра.

Слайд № 14

Слайд № 15

Учитель:

- Для построения скамейки мы используем тот же алгоритм, что и для построения куба к двум точкам схода.

Слайд №16

Учитель:

- Поэтому изображать малые архитектурные формы необходимо изображать в том же порядке, что и геометрические тела.

Слайд №17

Учитель:

- Давайте посмотрим на экран и вспомним алгоритм изображения геометрических тел, а также дополним этот алгоритм этапами работы над изображением беседки. Итак, следует:

1 - наметить расположение в листе;

2 - прорисовать форму;

3 - нарисовать детали конструкции;

4 - наметить окружающее пространство;

5 - перевести рисунок на подготовленный чёрный фон;

6 - доработать граттографию.

Слайд № 18

Учитель:

- В аналогичном порядке вам следует работать, если вы будете изображать любую другую архитектурную форму, например, скамейку.

6. Самостоятельная работа учащихся

Учитель:

- Итак, сейчас вы на листе формата А4 нарисуете карандашом парковый пейзаж, включающий в себя малые архитектурные формы.

- Закончив работать над рисованием пейзажа карандашом, на листе формата А3 вы готовите фон для граттографии:

1 - обозначаете на листе рамку, шириной 4 см;

2 - натираете весь лист, кроме рамки воском, для этого вы принесли восковую свечу;

3 – покрываете весь лист, кроме рамки черной краской, смешав для этого чёрную гуашь и тушь.

- На втором уроке по данной теме, когда фон высохнет, мы продолжим работу над парковым пейзажем.

7. Организационный этап урока

Приведение в порядок рабочих мест.

2-й час

8. Организационный этап урока

Подготовка материалов и инструментов к уроку, настраивание на работу.

9. Аналитический этап урока.

Учащиеся группами выходят к доске и демонстрируют рисунки, созданные на предыдущем уроке. Учитель и учащиеся дают рекомендации по улучшению рисунков.

10. Объяснение хода практической работы.

Учитель:

- Итак, сейчас вы дорисовываете пейзажи карандашом, затем переводите свои рисунки на заранее подготовленный черный фон. Для этого карандашный рисунок накладываете сверху на фон и обводите все изображение ручкой, сильно нажимая. Затем переведенное изображение вы процарапываете на черном фоне и передаете объем при помощи штриховки.

11. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение рисунков.

12. Подведение итогов.

Выбор наиболее удачных рисунков.

13. Организационный момент

Уборка рабочего места.

Источники.

  1. http://www.art-helicon.ru/
  2. http://ru.wikipedia.org/
  3. http://www.art.ioso.ru/
  4. http://www.artsait.ru/