Наши помощники – органы чувств

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2 МБ)


Цели:

  • Познакомить с понятием "органы чувств", показать роль и специфику разных органов чувств
  • Развивать мыслительные операции, умения классифицировать и обобщать, делать выводы, развивать речь учащихся
  • Воспитывать необходимость в соблюдении правил гигиены, техники безопасности, а также положительных черт характера

Оборудование: учебники “Окружающий мир” (А.А.Вахрушев), пакетики с содержимым (соль, сахар, крахмал), конверты с изречениями, презентация к уроку.

ХОД УРОКА

I. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ

II. ОРГМОМЕНТ

1. Актуализация опорных знаний

Почему мы часто обращаемся за советом к взрослым? (у взрослых богатый жизненный опыт)

Кто эти взрослые? А друзья могут вас чему-нибудь научить? (через игру, общение с друзьями мы тоже познаем окружающий мир)

Что еще помогает нам узнавать окружающий мир? Отгадайте загадку: "Не человек, а рассказывает" (слайд 2)

Обобщение: Родители, друзья, книги - это помощники, которые находятся в нашем окружении. Но у каждого человека есть свои незаменимые "работники", которые помогают узнавать окружающий мир.

- Кто же эти помощники, которые помогают чувствовать и узнавать предметы окружающего мира и их признаки?

Отгадывание кроссворда из учебника (стр. 1). (слайд 3)

- Какое выражение вы прочитали? Как называются помощники?

Так называется тема урока “Органы чувств”.

2. Постановка учебной задачи.

Ребята, наша задача узнавать, какова профессия органов чувств, почему они так называются?

Для этого в течение урока мы проведем маленькие исследования, эксперименты, и вы станете настоящими младшими сотрудниками института научных исследований.

Вы готовы? Тогда открываем институт научных исследований (слайд 4)

A я попрошу гостей стать экспертами и отметить лучших научных сотрудников.

3. Совместное открытие нового.

- Приступаем к проведению первого исследования.

- Назовите предметы, которые находятся в классе...

- А теперь на минуту закройте глаза, откройте. Сделайте вывод.

- Какое значение имеют органы зрения для человека? (мы видим различные предметы благодаря глазам - это органы зрения) (слайд 5)

ОРГАН ЗРЕНИЯ - ГЛАЗА

- Что можно увидеть, "почувствовать" глазами?

Эксперимент: рассмотрите предметы и назовите признаки, по которым они отличаются? (цвет, форма, материал, движение предметов)

Вывод: Органы зрения - глаза - являются самым важным органом чувств.

- Как природа позаботилась, чтобы сохранить такой важный орган зрения? (природа заботливо оберегает глаза от сильного ветра, дождя, пыли - вот почему мы прикрываем глаза, хлопаем ресницами и хмурим брови)

- Как мы оберегаем глаза? Что нужно делать, чтобы сохранить хорошее зрение?

(гимнастика для глаз - советы доктора Айболита) (слайд 6)

В адрес 1Б поступила почта. Какое письмо должны прочитать? "Почему говорят: глаза - зеркало души "

- Поблагодарите соседа по-дружески. Похлопайте его по плечу. Что почувствовали? (слайд 7)

- Смогли ли вы почувствовать прикосновения?

- Вспомните, как мы держим руки, когда передвигаемся в темной комнате? Почему?

Вывод: Орган чувств, который позволяет нам чувствовать прикосновения и определять

ОРГАН ОСЯЗАНИЯ – КОЖА

- Подумайте, что может почувствовать кожа, если мы окажемся на улице?

- Можете ли вы ощутить, летний или осенний дождик, теплый или холодный пронизывающий ветер?

- Что чувствует кожа?

Вывод: Кожа чувствует тепло и холод.

- Представьте себя на лесной полянке. Вспомните свои ощущения....

- Какие прикосновения вы почувствовали?

- А если вас коснулась крапива? Что почувствовали?

Вывод: Кожа воспринимает боль.

- А как вы думаете, хорошо это или плохо чувствовать боль?

(Мы запоминаем ощущения боли, это заставляет нас быть осторожными в обращении с предметами)

Обобщение: Обобщим наши знания

- С каким органом чувств познакомились? Что чувствует кожа?

- Важную и ответственную работу выполняет кожа человека, поэтому должна быть здоровой.

- Что необходимо для здоровой кожи?

Физминутка.Льется чистая водица,

Мы умеем сами мыться,
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем,
Моем шею, моем уши,
Сами вытремся посуше.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Вот здоровья в чем секрет,
Всем друзьям - привет!

-К органам чувств относится еще один орган. Обратимся к учебнику (стр.2)

- С вами рад встретиться Миша, но, похоже, что он задумался. Прочитайте....

- Можете ли вы ответить на вопросы?

Эксперимент: У вас на партах пакетики. Исследуйте его содержимое. (слайд8)

- Что почувствовали?

- Какой орган помог определить вкус веществ? (на языке расположены вкусовые сосочки, благодаря которым человек чувствует вкус)...(слайд 9 )

ОРГАН ВКУСА - ЯЗЫК

- Для чего еще нужен язык? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Язык - орган чувств и речи. (слайд 10)

Прочитайте письмо: "Язык до Киева доведет" Когда так говорят?

Звучит магнитофонная запись.(слайд 11)

- Что вы услышали?

- Какой орган позволяет нам слышать звуки окружающего мира?

ОРГАН СЛУХА - УШИ

- Уши надо беречь. Какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить этот важный орган чувств? (слайд 12)

Прочитайте письмо: " Когда так говорят: ушки на макушке? "

- Давайте продолжим делать научные открытия.

- Как вы узнаете, что мама стряпает вкусный пирог?

- Какой орган это позволяет делать? (в носовой полости расположены обонятельные клетки, они воспринимают запахи) (слайд 13)

ОРГАН ОБОНЯНИЯ - НОС

- Какие запахи может чувствовать нос? (нос, как сторожевой пост, предупреждает об опасности: запах дыма, гари, испорченной пищи)

- Важную работу выполняет орган обоняния в морозную погоду. Это своеобразная печка: поступающий холодный воздух в носовой полости согревается - вот почему в мороз доктора советуют дышать в мороз носом, не открытым ртом.)

Нос может многое рассказать о человеке.

Прочитайте письмо: "Когда говорят: задрал нос, повесил нос?"

- Ребята как вы думаете надо ли беречь нос? Как? (слайд 14)

IV. ПРИМЕНЕНИЕ ОТКРЫТИЙ.

Итак, в ходе научных открытий вы познакомились с органами чувств. Назовите их.

Вспомните, какую работу они выполняют. Выполните задание 2.

Вывод: каждый орган чувств отвечает за свою работу, но они выполняют одну важную задачу, поэтому работают вместе, согласованно.(слайд 15)

VI. ИТОГ УРОКА.

- В течение урока мы проводили научные эксперименты, составили научную энциклопедию научных терминов и вы заслужили оценку. Ответьте на вопросы и вы прочитаете ключевое слово. (слайд 16)

  • Что помогает чувствовать орган обоняния?
  • Какой орган помогает чувствовать вкус предметов?
  • Какие признаки предметов чувствуют глаза?
  • Что чувствуют органы слуха?
  • Какой орган осязает предметы?

- Ребята, вы заслужили пятерки за урок! Понравилось ли вам быть в роли научных сотрудников? Отметьте на доске объявлений свое настроение.

Учитель обращается к гостям, чтобы они отметили лучших исследователей почетной грамотой.

Домашнее задание: в учебнике зад.3, вывод.