Рисование бабочек в технике "монотипия"

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Цели.

  1. Расширить представления детей о представителях фауны нашей страны, познакомить с жизнью бабочек, опыляющих растения и собирающих нектар.
  2. Обратить внимание на форму, строение бабочек, на узор крыльев, формировать в детях способность “смотреть и видеть”
  3. Закрепить представление, что предметы, имеющие одинаковые левую и правую стороны, называются симметричными. Учить узнавать предмет по его половине.
  4. Познакомить с техникой монотипии. Учить создавать образ бабочки гуашью, используя графические средства выразительности: пятно, линию
  5. Развивать у детей чувство гармонии и красоты, восприятие цвета.
  6. Закрепить знание дополнительных красок.
  7. Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  8. Развивать творческую индивидуальность, свое творческое “я” (свободное творчество).

Оборудование

у педагога:

1) аудиокассеты с музыкой:

- Э.Григ “Бабочка”;

- “Как прекрасен мир вокруг”;

2) картинки с изображением:

- зрительный ряд (виды бабочек);

- зрительный ряд (стадии превращения в бабочку);

- дидактическая игра “Найди свою пару”;

3) гуашь для рисования:

у детей:

- гуашь для рисования;

- кисти (пони, №4);

- лист бумаги, согнутый пополам;

- фартуки;

- клеенки.

Основные этапы урока Содержание урока
I. Орг. момент

II. Сообщение темы и целей урока

Беседа

Создание проблемной ситуации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Сообщение нового (связь с окружающим миром) зрительный ряд (виды бабочек)

Рассказ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зрительный ряд (стадии превращения в бабочку)

 

 

 

 

 

 

 

Беседа

 

 

 

Игровая ситуация

 

 

 

 

 

Пластика движений

 

 

Физкультминутка

 

 

 

IV. Повторение пройденного

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Практическая работа

 

 

 

Проблемная ситуация.

Объяснение нового (знакомство с цветом)

 

Работа в парах

Самостоятельная работа учащихся

 

 

 

 

VI. Итог урока

Выставка детских работ вывод

(Проверка готовности к занятию)

Прочитаю вам загадку, а вы скажите, о ком здесь говорится.

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он вспорхнул и улетел. (О бабочке) (слайд №2)

- Как догадались, что это бабочка? (По словам вспорхнул и улетел)

- С чем бабочку сравнивают в загадке? (С цветком)

- Бабочки летом весело порхают в саду, на лугу, в поле, радуя нас всеми цветами радуги.

Их любят все. Любят-то любят, а вот знают ли? Давайте проверим …

- Как появляются бабочки?

- И всегда ли они такие красивые?

- А почему они блекнут, если подержать их в руках?

(Оветы детей)

Жизнь бабочек коротка. Самая благодатная пора для них – лето. Питаются бабочки сладким соком цветов – нектаром, в теплые летние дни перепархивая с цветка на цветок.

А вот бабочка бражник-языкан вечером и ночью порхает у цветов. Быстро трепеща крыльями, повиснет в воздухе перед цветком и сосет нектар длинным “языком”. Поэтому и прозвали его – языкан. (Слайд №3)

Бражник “мертвая голова” по ночам “бражничает” - грабит пчел! Крепким хоботком проткнет соты и пьёт мед. При этом жужжит по-пчелиному. Но не всегда удается обман: бывает, набросятся пчелы на грабителя и закусают насмерть (слайд №4–5).

Яркая окраска нужна бабочкам для того, чтобы никто не смог увидеть их на цветах и причинить зло.

Дневной павлиний глаз. Красивые пятна на крыльях этой бабочки не для украшения, а для устрашения. Не всякая птица решится схватить “глазастую” бабочку, павлиньи глаза которой сами высматривают добычу (слайд №6).

А вот медведица. Пестрые крылья этой бабочки – как сигнальный флаг! Предупреждают всех, кто захочет её съесть, чтобы зря не хватали. Кровь у неё горькая, ядовитая (слайд №7).

У бабочки – пестрянки такой способ защиты. Увидев врага, она падает на землю и лежит неподвижно, будто умерла. Но опасность исчезнет и бабочка взлетит, сверкнув яркой вспышкой. Недаром её так назвали: пестрянка-пёстрая, яркая, весёлая (слайд №8).

Часто окраска бабочек имеет сходство с окраской окружающей их среды.

Когда бабочка-ленточница садится на дерево, её и не видно!

Нижние яркие крылья она прячет под верхними, серыми – и словно нет её! Невидимкой сделается: с корой в один цвет сольётся (слайд №9), (слайд №10).

Адмирал – бабочка – путешественник! Адмиралы летят низко над землей, не спеша:весной – на север, в конце лета - на юг. На тёмных крыльях красные полосы, как лампасы (т.е. полоски) у адмирала (слайд №11).

Махаон – самая большая и самая красивая в наших краях бабочка! Её иногда кавалером называют. Мало стало махаонов-берегите их! Законы, охраняющие природу, запрещают ловить этих бабочек (слайд №12).

Бабочки откладывают яйца на растениях. Названия многих бабочек происходят от растений, на которые они откладывают яйца: крапивница (слайд №13), (слайд № 14), капустница(слайд №15), (слайд №16), репейница (слайд №17), (слайд №18)

Существует более 200 видов бабочек.

Как размножаются бабочки? (Слайд №19)

Они откладывают яйца (слайд №20), из яиц появляются гусеницы (слайд №21), они превращаются в куколок, обматывая себя собственной паутиной (слайд №22). В таком виде они зимуют. Весной, едва пригреет солнышко, куколка начинает шевелиться: это медленно, как из пеленок, появляется бабочка (слайд №23). Крылья у бабочки покрыты мельчайшими чешуйками, которые и придают ей яркую расцветку. Если её взять в руки, то на руках останется пыльца: бабочка может погибнуть. Перелетая с цветка на цветок, бабочка переносит на своих лапках пыльцу, тем самым помогая цветам цвести.

- Из каких частей состоит бабочка? (Крылья, туловище, головка, усики)

- Какой формы крылья? (Округлой)

- Какие крылья по размеру вверху и внизу? (Вверху – крылья побольше, а внизу – поменьше)

(Дидактическая игра “Найди свою пару”) (слайд №24).

- Давайте прикроем левую часть бабочки, а теперь - правую. Что вы заметили? (Если бабочку разделить пополам, то видно, что её левая и правая стороны одинаковы, их называют симметричными) (слайд №25).

- На доске крылья бабочек, найдите и прикрепите парное, одинаковое крыло (слайды №26-31).

- Для чего бабочкам нужны крылья? (Чтобы передвигаться)

- Как они передвигаются? (Порхают, плавно машут крыльями, перелетая с цветка на цветок)

(Быстро трепещут крыльями перед цветком, когда сосут нектар)

(Показ движений педагогом и детьми под музыку Э.Грига “Бабочка”)

Физкультурная минутка

- Мы подпрыгнем столько раз, сколько бабочек у нас.
Руки вверх поднимем столько, крыльев разных у них сколько.
Столько раз присядем разом, сколько лапок видим сразу.

- У бабочек, которые летают днем, более яркая окраска, весёлая, звонкая, звучная.

Какие краски вы возьмете, рисуя дневную бабочку? (Красный, желтый, синий и т.д., то есть яркие, основные цвета)

- А вот у ночных бабочек окраска более … какая? (Иягкая, грустная, даже тусклая, однотонная)

- Какие краски вы возьмете, рисуя ночную бабочку? (Тёмные: чёрный, коричневый…)

- Но есть и такие бабочки, в окраске которых сочетаются и яркие, и тусклые краски, например: ленточница.

- Как вы думаете, о каких бабочках, дневных или ночных, говорится в стихотворении.

Бархатные крылышки,
Порхающий полет
В танце водят весело
Волшебный хоровод.
Пестренькие платьица
Присели на листок.
Тронь – и вновь закружится
Порхающий цветок. (О дневной бабочке)

- Почему вы так думаете? (Пёстренькие платьица, т.е. яркие)

(Порхающий цветок – сравнивают бабочку с цветком, т.е. веселая, яркая окраска)

- Давайте теперь нарисуем бабочку

1. Показ педагога.

- Как сделать крылья бабочек симметричными, т.е. одинаковыми?

В этом нам поможет техника монотипия (слайд №32).

- На половинку листа наношу 2 разноцветных пятна (одно большое, другое поменьше), складываю половинки, проглаживаю ладонью. Теперь разворачиваю, что получилось?

Теперь нужно дорисовать головку, туловище, усики.

- Художники давно заметили, что некоторые цвета кажутся ярче, когда находятся рядом. Это зеленый и красный, желтый и фиолетовый, оранжевый и синий. Эти цвета как бы дополняют друг друга. Их так и называют – дополнительными цветами.

2. Дети самостоятельно рисуют бабочек.

(Звучит музыка “Как прекрасен мир вокруг”)

- Поменяйтесь работами. Дорисуйте узор на крыльях.

- Посмотрите на доску. Какие красивые получились у нас бабочки (слайды №33-36)!

(Все работы прикрепить на доску)

- Какие виды бабочек запомнили?

- Почему их так называют?

- Какие цвета используют, чтобы создать образ дневной бабочки?

- Какие краски нужно взять, чтобы нарисовать ночную бабочку?

- Для чего смешивают краски?

(Чтобы показать богатство и разнообразие цвета)

Приложение (таблица в редакции автора)