Слог. Ударение. Смыслоразличительная функция ударения

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цель: способствовать применению умения делить слова на слоги и находить ударный слог в условиях решения учебных задач и упражнений.

Задачи.

  1. Закрепить умение учащихся делить слово на слоги, определять количество слогов, находить среди них ударный слог.
  2. Рассмотреть смыслоразличительную роль ударения; познакомить со слогообразующей ролью гласных звуков.
  3. Развивать речевые умения, внимание.
  4. Воспитывать интерес к русскому языку.

Учебно-методическое обеспечение: Н.Г.Агаркова, учебник по обучению грамоте и чтению “Азбука”, 1 класс, тетрадь по письму № 1.

Тип урока: урок формирования первоначальных навыков.

Метод обучения: поисковый, словесный, практический, использование некоторых приемов технологии развития мышления, наблюдения.

Авторский медиапродукт: презентация.

Ход урока

Организационный момент. Слайд 1 (титульный лист).

Проверь-ка, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке?
Ручка, азбука, тетрадка?
(садитесь)
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы слушать?
Начинаем наш урок.

Сообщение темы и цели урока. Слайд 2

Во время чтения стихотворения учителем дети прочитывают всплывающие слоги, отрабатывая навыки чтения.

Дружат гласная с согласной,
Составляя вместе слог.
“Ма” и “ша”, запомни “Маша”,
К нам явились на урок.
Если слоги встанут рядом,
Получаются слова.
“Ты” и “ква”,
А вместе “тыква”.
“Со” и “ва” - читай: “сова”.
Соединили мы два слова –
И предложение готово!
Дождь идет! Гремит гроза!
Улетела стрекоза.

- Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться делить слова на слоги и находить ударный слог, а также узнаем что-то новое и очень интересное про ударение в нашей речи.

Актуализация знаний. Слайд 3.

- Кто спешит к нам в гости? (Золушка)

- Она хочет вас о чём-то спросить. (Ученики вспоминают про основные языковые единицы, показывают условные обозначения этих понятий)

Речь, предложение, слово, слог, звуки, буквы.

Деление слов на слоги

1. Слог как минимальная произносительная единица.

Вводя слогоделение, необходимо понимать его исключительную важность для будущих действий письма и чтения. Важно, чтобы ученик мог естественным образом (т.е. опираясь лишь на собственное произнесение) поделить слово на слоги. При этом не стоит сосредотачивать внимание ребенка на проблеме нахождения границы слогов в ситуации стыка согласных звуков.

- Ребята, с какого звука начинается каждое слово на картинке. Слайд 4-8

([а], [о], [у], [э], [и])

- Как называются эти звуки?

(Гласные звуки, ртооткрыватели).

- Ранее мы с вами выяснили, что слово состоит из кусочков. А как называются эти части? (Слоги)

- Давайте понаблюдаем, как мы произносим два разных слова: гуси и утята. Слайд № 9

- Можем ли мы произнести первое слово, разбив его на кусочки?

- Сколько таких частей получилось в слове гуси?

- А теперь попробуйте произнести слово утята по кусочкам.

- Сколько частей во втором слове?

- У вас есть незаполненные схемы этих слов. Впишите в них гласные и обозначьте дугами слоги.

Ориентируясь на звучание и артикуляционные особенности (можно использовать хорошо знакомый прием – подсчет ударов подбородка о ладонь), учащиеся обнаруживают, что в слове гуси два слога, а в слове утята – целых три.

- Сравните с доской. Слайд 10.

- Что вы можете сказать про количество гласных и количество слогов?

- Мы ещё вернёмся к результатам наших наблюдений, а пока отдохнём.

2. Музыкальная физкультурная минутка для снятия напряжения с глаз и мышц туловища. (1 мин.) Слайд 11

3. Слогообразующая роль гласных звуков. Слайд 12

- А наша знакомая из сказки предлагает нам ответить на другой вопрос, который на первый взгляд связан с математикой. (Что можно сосчитать в слове?)

Загадки

Не любит семечки из шишек, а ловит бедных серых мышек.

Среди зверей она - краса, плутовка рыжая… (Лиса)

Я на том берегу и на этом берегу, через речку перебраться я тебе помогу. (Мост)

Девочкам предлагается слово лиса, а мальчикам слово мост. Анализируя слова лиса и мост, учащиеся выясняют, что в первом слове два слога, а во втором – один. Обращают внимание на работу рта.

- Сколько раз мы открываем рот, когда произносим слово лиса? А когда произносим слово мост?

- Сколько гласных в слове лиса? А в слове - мост?

Проанализировав таким образом слова, дети приходят к выводу: сколько в слове гласных (ртооткрывателей), столько и слогов. Слайд 14

4. Работа с неозвученными моделями. Слайд 15

Детям предлагается поделить на слоги слово по его модели, при этом неизвестно, к какому слову составлена данная модель, в этой ситуации ребенок не может опереться на свое произнесение слова, звучащего образа слова нет. Ученик должен уметь видеть всю слоговую структуру слова до того, как слово будет прочитано, озвучено. Тщательно работая с моделями слов, можно научить ребенка ориентироваться в слоговой структуре слова до его прочитывания.

- Сколько слогов в 1 слове? Во 2 слове? В 3 слове?

- Подберите к каждой модели слова. (Работа по вариантам с последующей самопроверкой по парам)

5. Физкультурная минутка. Музыкальная пауза с упражнениями для глаз и мышц туловища. Слайд 16

Ударение

1. Возможный игровой сюжет.

Мама оставила дочке записку (Слайд №17). Девочка выпила и запищала.

- Что произошло? (Девочка неправильно поставила ударение в слове пищи.

- А что мы с вами вчера уже узнали про ударение? (Оно только одно в слове, только на гласный звук)

2. Упражнение в нахождении ударного слога. Слайд 18-21

Далее ребята учатся находить ударный слог в словах: сова, рыба, роза. Можно использовать два способа определения ударения. Первый способ – перестановка ударения в слове (т.е. произнесение его с ударением на первом слоге, на втором, на третьем и т.п.). Второй способ – “позови” слово.

- Посмотрите на слайд крУжки – кружкИ (Слайд 21) Что можете сказать?

3. Смыслоразличительная роль ударения. Работа по иллюстрациям учебника.

- Что можете сказать про значки в левом верхнем уголке?

- Рассмотрите иллюстрации учебника (с. 23).

- “Прочитайте” пары моделей слов “и'рис – ири'с”.

- Сравните звуковой состав данных слов.

(Слова “и'рис” и “ири'с” имеют одинаковый звуковой состав.)

- Сравните значение данных слов.

И'рис – название цветка.

Ири'с – название конфет.

- С чем связано разное значение слов “и'рис” и “ири'с”?

(Это связано с различием ударных звуков [и]. В первом слове ударение падает на первый звук, а во втором – на второй.)

Аналогичная работа проводится с другой парой слов “а'тлас” и “атла'с”.

А'тлас – книга, в которой собраны географические карты.

Атла'с – вид ткани, из которой шьют праздничную одежду.

Мила - имя девочки.

Мила - приятна.

Замок - дворец, крепость.

Замок - приспособление для закрывание на ключ.

- Составьте пары слов по картинкам на доске (зрительная гимнастика).

Далее учащиеся делают вывод: “Чтобы понять значение слова, его нужно прочитать правильно, с ударением”.

4. Работа с таблицами в тетради по письму № 1. (Стр.22.) (Слайд 22)

V. Итог урока. Рефлексия. Слайды 23-24

В заключение урока учитель предлагает определить ценность урока, его полезность, проводит рефлексию.

- Что нового вы сегодня узнали? Для чего важно уметь ставить ударение?

- Как связано количество гласных и слогов?