Коррекционно-развивающее занятие по теме "Познавательные процессы: ощущение, восприятие"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: раскрыть понятия “ощущение”, “восприятие”; указать существенные признаки; способствовать формированию убеждения о значении настроения в психическом здоровье человека.

Задачи:

  • Активизировать знания учащихся о психологических познавательных процессах человека.
  • Расширять опыт общения с людьми через понимание “языка тела” (жесты, мимика, поза).
  • Обучить навыкам использования простых способов регуляции настроения, сформировать привычку справляться с раздражением и плохим настроением.
  • Повышать уровень коммуникативных способностей учащихся и интерес к самопознанию с использованием информационных технологий.

Оборудование: для проведения опыта - чайная ложка, фланелевая тряпочка, полотенце, часы. Карточки грусть, радость, злость, удивление. Карточки теста Люшера для каждого учащегося.Презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Речевая минутка:

  • Аппарат есть? Аппарат работает хорошо?
  • Как ты себя чувствуешь?
  • Ты здоров?
  • Скажите, как можно узнать, что человек здоров? (Ответы детей).

2. Актуализация знаний.

Презентация. СЛАЙД 1

  • Хорошее настроение (спокойствие, радость, веселье).
  • Умение управлять своим поведением.
  • Что помогало нам выполнить это задание? (Мышление).

- Какие еще процессы вы знаете? (память, внимание, воображение, восприятие).

Сегодня мы познакомимся с такими процессами как – ощущение, восприятие.

3. Основная часть.

СЛАЙД 2,3

Упражнение на сенсорный опыт.

Проведем небольшой опыт. Закройте глаза. И не открывайте их, пока я не скажу. Итак, начали.

В это время каждого – похлопать по плечу, дотронуться холодной ложечкой, мягкой фланелькой, шероховатым полотенцем.

Можете открыть глаза. Расскажите, что вы чувствовали. (Дети высказываются).

Что помогало вам ощущать ...? (вкус (рот), запах (нос), кожа, зрение (глаза))

СЛАЙД 4

С помощью каких рецепторов мы воспринимаем ощущения? (Вкусовые, зрительные, кожные, обоняние).

Тепло и холод, цвета и звуки, запахи и вкус, гладкость и шероховатость мы воспринимаем с помощью особого психического процесса – ощущения.

Ощущение — это простой процесс, который изучает одно свойство предмета. И помогают в этом органы чувств. Нет ощущений, и мы не может изучать предметы вокруг нас.

СЛАЙД 5

Все ощущения это небольшая часть другого процесса – восприятия.

СЛАЙД 6

Ощущения и восприятия связаны друг с другом. Когда вы закрывали глаза, вы испытывали какие-то ощущения. У всех они были разными. А теперь вы можете сказать, с помощью каких предметов я до вас дотрагивалась (показать предметы). Это - часы, полотенце и т.д. Теперь, когда у вас работают все органы чувств, и вы воспринимаете предмет в целом, а не отдельные его свойства, то – это работает восприятие. То есть, восприятие – это...когда предмет воспринимается в целом.

Известно, что наше зрение может обманывать и иногда мы видим не то, что есть. Примером обмана являются иллюзии.

Иллюзия - обман чувств. Ошибочное восприятие предметов, явлений.

Вы видите иллюзию движения.

СЛАЙД 5

СЛАЙД 6

Посмотрите на фотографию. Кого вы видите.

Давайте сейчас посмотрим, как работают психологические иллюзии.

СЛАЙДЫ “ИЛЛЮЗИИ” (5 мин.)

Просмотр слайдов под руководством учителя.

Восприятие помогает и в восприятии человека.

Ведь все мы по-разному воспринимаем людей.

Воспринимая внешний вид, действия, поступки, мы можем понять какое у человека настроение, какой он хороший или плохой.

Как вы думаете, что главное в восприятии другого человека? (Высказывания детей)

Наше восприятие другого человека зависит от того, как он выглядит, и что он говорит, как он говорит: быстро или медленно, тихо или громко, с энтузиазмом или вяло и равнодушно.

Хотите узнать, когда человек говорит честно, посмотрите на его руки.

  • Когда человек говорит правду, он раскрывает ладони.
  • Скрещенные руки или ноги говорят о том, что собеседник занял защитную позицию.
  • Прямая поза - показатель доверия. Наиболее сильный жест, означающий доверительность, решимость и силу - "Купол", когда пальцы соединяются вместе, образуя купол. Это жест абсолютной уверенности в себе.

Попробуйте продемонстрировать такой жест. Ну, как, прибавилось уверенности? С таким жестом невозможно чувствовать себя слабым и неуверенным человеком.

Как вы думаете, какие эмоции передают следующие жесты - покашливание, рука, прикрывающая рот (ответы детей)?

Верно, это эмоции сомнения или лжи. А желание перебить собеседника выражается в подергивании себя за ухо.

Постукивание по столу или полу ногой, голова на руке, глаза полуприкрыты - это явные жесты...как вы думаете, чего? Выражения скуки.

Кому из людей можно рассказать тайну? Кто из них самый здоровый?

Больше других подвержены плохому настроению, стрессам, агрессии - №1, №3.

Итак, от чего же зависит наше восприятие человека?

Ответы детей: от внешнего вида, от того, что говорит нам собеседник на языке жестов (тела) и от его психического состояния.

Давайте сейчас проведем небольшое упражнение. Я раздам каждому листочек, на котором написано какое-то состояние человека. Вам необходимо будет изобразить его с помощью эмоций, жестов, и интонации.

“Изобрази состояние человека”. Учащимся выдаются карточки с различными эмоциональными состояниями человека: грусть, радость, злость и т.д. Необходимо показать данную эмоцию и с соответствующей интонацией произнести фразу “В лесу родилась елочка”.

Известно, что одни и те же образы могут вызывать различные эмоции у разных людей. На основе этого у человека складывается особое отношение к цветовой гамме: одни цвета его привлекают больше, другие меньше. Давайте определим влияние цвета с помощью теста.

Дети выполняют тест Люшера.

Вы сейчас сделали для себя выводы о влиянии цвета. Но это характерно на данный момент. Сегодня вы предпочли цвета в такой, а не иной последовательности. Я желаю, чтобы в вашей жизни было больше яркого, жизненного цвета. И чтобы ваше психическое здоровье было свободно от стрессов. А для этого очень важно уметь управлять своим настроением.

4. Рефлексия. Упражнение “Вверх по радуге”.

Встаньте, пожалуйста, в круг. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а, выдыхая, съезжаете с нее, как с горки. Повторите это упражнение 3 раза.

После этого желающие делятся впечатлениями,

А теперь это упражнение повторим еще раз с открытыми глазами, повторите упражнение еще 3 раза.

Список использованной литературы.

  1. Вачков И. В., Битянова М. Р. “Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников”. – СПб, Изд. Питер, 2009.
  2. Введение в психологию здоровья / Ананьев В. А. - СПб, 1998.
  3. Ожегов С.И. “Толковый словарь русского языка”. Изд. “Оникс. Мир образования”, 2008.