Фромирование основ патриотизма коммуникативно-речевыми средствами

Разделы: Работа с дошкольниками


«Воспитание любви к родному краю к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».
Академик Д.С.Лихачёв

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает в детстве? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплом, а живя в городе, селе, он постоянно с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве родного края? Думается, это – выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.

Изучая с детьми родной язык, работая над методической темой «Формирование основ патриотизма коммуникативно–речевыми средствами» мы стараемся развить в детях положительную самооценку, социальную уверенность, прививать любовь к родному языку, речевой культуре и культуре межнационального общения, что чрезвычайно важно для воспитания нравственного развития и саморазвития маленькой личности.

Думаем, не нужно долго кому-то пояснять, как важен для человека дар слова. К.С. Аксаков писал: «Слово есть первый признак сознательной разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идет всю жизнь. Но особенно интенсивно – первые годы жизни, когда ребенок приходит к нам в детский сад каждый день. И мы стараемся выполнить свою миссию, помочь ребенку как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Задавая вопрос «Как у тебя дела?», «С кем ты пришел?», «А как зовут твою маму?», «Как называется наш город?», «В какой республике ты живешь?», «Что такое Родина?» мы тесно связываем развитие речи с развитием мышления ребенка. Освоение языка его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Особое внимание в воспитании у ребенка чувства Родины занимает семья, его отношение к родным и близким: матери, отцу, дедушке и бабушке. Это корни, связывающие ребенка с родным домом и ближайшим окружением.

Первое слово, которое дарят родители ребенку – это его имя, в нем выражение родительской любви, представление о будущей судьбе ребенка. Ласковое слово, соединенное с мелодией – это колыбельная. В ней воплощение материнской нежности, заботы, любви, надежды и умиротворения. Составление генеалогического дерева, герба семьи – весь этот совместный поиск ответов на детские вопросы позволил сформировать и реализовать этапы социально-исследовательского проекта «Что в имени тебе моем».

Целью, которого являлось изучение происхождения имени донести до детей красоту и духовность народных традиций, развивать умение видеть свежие побеги мощного древа этих традиций в жизни собственной семьи, своих родных и близких, ощутить самого себя звеном в цепи бесчисленных поколений своего народа.

В ходе проекта с помощью родителей были выявлены значения имен и его языковые корни, которые передавались через тысячелетия от народа к народу; далее прародители – бабушки вспомнили колыбельные песни, пестушки, которые они пели и сочиняли своим детям и внукам, ведь через колыбельную у ребенка формируется потребность в художественном слове, музыке. Постоянно привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении, ребенок начинает различать отдельные слова, что помогает ему овладеть речью. С большим энтузиазмом родители составили генеалогическое древо своей семьи, которое позволило каждому ощутить себя звеном в цепи бесчисленных поколений своего народа; с огромным восторгом принимали участие дети в изготовлении мамами «кукол-тезок» которые помогали детям развивать способности переноса образных ситуаций на предмет. И итоговой работой являлся буклет «Что в имени тебе твоем». В нем отражение последовательных этапов исследовательской деятельности, в ходе которой решен ряд задач по формированию патриотического воспитания, любви к своему языку.

Развитию красоты и напевности речи детей помогает нам в работе библиотека народных сказок Татарстана, картотека народных игр, загадок, потешек, поговорок, альбом «Мои любимые сказки». Чтобы возбудить детский интерес к родному краю, к культуре своего народа в доступном для детей месте расположены различные материалы с изображением костюмов народов, населяющих наш край, предметов быта, живопись, прикладного искусства. А для обыгрывания народных сказок, потешек способствуют разные виды театра, который развивает творчество детей, проявляет детскую фантазию и инициативу. Звучание тихой народной музыки или задорной плясовой побуждает детей к развитию музыкальных способностей, знакомит с музыкальным фольклором края и с народными музыкальными инструментами.

Наши «Дочки-матери», «Хозяюшки» много времени проводят в играх, которые идут больше из семьи – это ребенок и мама. Что подтверждают слова О. Бальзака «Между матерью и ребенком протянутые тайные невидимые нити, благодаря, которым каждое потрясение в его душе больно отдается в ее сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни». Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. Традицией стали праздники – «День семьи», «День любви и верности», «День отца», «День Матери», «День защиты детей», «День смеха», «Масленица», «Сабантуй», «Навруз» и многие другие.

День лирических стихов, обыгрывание сказочных персонажей, выставка работ, нарисованных детьми совместно с родителями, экскурсия к памятнику, так проходит день посвященный Габдуллы Тукая, что непременно оставляет в сердцах детей любовь к родному краю, подтверждает величие татарского народа.

Народные игры – наши большие помощники. Радость движения сочетается с духовным общением детей, у них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре малой родины, создается эмоционально – положительная основа для развития патриотических чувств.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Например, «Мәлике», «Түбәтей» «Кария-Закария», «Минләбай», «Күрсәт әле, үскәнем», «Очты, очты...».

У нас в арсенале ведется и ежедневная работа: по утрам беседа как прошли выходные дни с родителями, какае вкусные национальные блюда готовят бабушки и мамы на праздники, какую сказку им прочитали на ночь папа и мама.

Так мы стараемся создавать условия создать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств и переживаний. Мы уверены дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытали эти прекрасные чувства.