Программа курса по духовно-нравственному воспитанию "Колыбелька"

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка к курсу “Колыбелька”.

В последнее время в российской системе образования произошли определенные позитивные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей. Проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников с позиции кардинальных изменений в общественном сознании остается главной в настоящее время. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения русской культуры, изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота России. Особое значение имеет возвращение к традиционной системе нравственности, сформированной Православием. Уважение к старшим, терпение и терпимость к окружающим, умение признавать свои ошибки, послушание, целомудрие, милосердие ит. д. Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Федеральные государственные образовательные стандарты II поколения определяют основы духовно-нравственной культуры России и дают направление на формирование целостной образовательной среды, включающей внеурочную и внешкольную деятельность, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику.

Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес.

Программа “Колыбелька” направлена на формирование у младших школьников духовно-нравственных ценностей, воспитание бережного отношения к традициям русского народа и историческому наследию Родины.

Программа курса “Колыбелька” по содержательной, тематической направленности является культурологической; по общефункциональному предназначению – общекультурной; по времени реализации – одногодичной.

Актуальность программы заключена в создании условий для обогащения жизни современных детей богатым опытом предков, а также для восстановления забытых смыслов традиционной народной культуры как основы жизни нации.

Новизна программы заключена в комплексном подходе к изучению краеведческого, фольклорного и культурологического материала, а также в ее интегративности в учебно-воспитательный процесс.

В соответствии с требованиями СанПиН программа курса рассчитана на 2 часа в неделю, периодичность занятий 2 раза по 1 часу в неделю, 68 часа в год.

Цель программы:

  • Сохранение духовно-нравственного здоровья детей, приобщение их к духовным и нравственным ценностям.
  • Возрождение лучших отечественных традиций семейного воспитания.

Задачи программы:

  • формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
  • целенаправленно и систематически приобщать детей к истокам народной культуры;
  • развивать художественный вкус и культуру на примерах духовных традиций русского народа; совершенствовать организацию досуга, приобщать к художественному творчеству.

Данная программа предполагает разнообразные формы деятельности воспитанников: беседа, дискуссия, игра, экскурсия, концерт, диспут, исследование, конференция, театрализация и организацию выставок прикладного творчества.

Возраст участников образовательного процесса 7–10 лет.

В процессе работы по программе используются следующие методы:

  • методы стимулирования поведения и деятельности;
  • методы формирования сознательности личности;
  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
  • методы убеждения: словесное разъяснение, убеждение;
  • метод наблюдения;
  • наглядные видеоматериалы;
  • рассказ на этическую тему.

Учебно-методическое обеспечение:

Кабинет для теоретических и практических занятий.
Компьютерный класс.
Видеомагнитофон.
Фотоаппарат.
Интерактивная доска

Дидактический материал:

Иллюстративный материал.
Аудио – видеотека.
Фотоматериал.
Сценарные разработки массовых мероприятий.

Прогнозируемый результаты:

  • повышение уровня знаний и расширение кругозора детей в области исторического прошлого нашего Отечества;
  • нравственные потребности, стремления, чувства:
  • проявление способности к пониманию, уважению и сопереживанию по отношению к чувствам других людей, в том числе к героям художественных произведений;
  • повышение коммуникативных навык и умений;
  • расширение активного словарного запаса.

Способы проверки ожидаемых результатов:

– педагогическое наблюдение, тестирование;
– выполнение творческих, проектных заданий
– анкетирование родителей и детей.

Требования к знаниям, умениям воспитанников.

Воспитанники должны знать:

  • смысл нравственных понятий (доброта, честность, дружба, взаимовыручка).
  • русскую историю и культуру, традиции, обряды, обычаи;
  • народный фольклор, народные песни, частушки, танцы, народные игры и забавы.

Воспитанники должны уметь:

  • рассказывать о наших традициях;
  • использовать приобретенные знания, умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
  • выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок.

Условия реализации программы:

Содержание программы предполагает активное использование средств технического обеспечения, наглядного и дидактического материалов, работу с литературой в соответствии с тематикой программы.

Программа предусматривает использование групповой и индивидуально-коллективной форм организации проведения занятий. Групповая работа обеспечивает сплоченность коллектива, творческое общение. Индивидуально-коллективная форма предусматривает подачу материала всему коллективу, где есть возможность каждому ребенку оценить самостоятельно свою работу, ее результаты. Использование игровой деятельности способствует активному вовлечению младших школьников в воспитательно-развивающий процесс занятий.

Тематическое планирование.

Первый год обучения (68 ч).

Тема Всего часов Теория Практика
1 “Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?” 2 1 1
2 Великие люди – великие имена. 2 1 1
3 “Что такое семья? Наш род. 2 1 1
4 Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Основные правила почитания старших 2 1 1
5 Отец – глава семьи. Отец крестный, духовный. 2 2  
6 Мать – душа семьи, хранительница очага, утешительница 2 1 1
7 “Семейный альбом. Составление семейного древа. Проект. 3   3
8 В начале было слово…
Какие бывают слова?
2 1 1
9 Священные слова. 1 1  
10 Сердечные слова 1 1  
11 Честные слова 1 1  
12 Составление словарика добрых слов 2   2
13 Сундучок с добродетелями. Работа с цветной бумагой и соленым тестом 3   3
14 Произведения культуры – живая память Отечества. 3 2 1
15 Священный долг защиты Отечества. Образ Спасителя.
2 1 1
16 Образ защитника в декоративно-прикладном искусстве России 2 1 1
17 Русские народные богатыри. Былины 2 1 1
18 Традиции праведного дела: жить, трудиться, и творить во имя ближнего и Отечества 3 2 1
19 Дела милосердия. Традиции на Руси. 3 1 2
20 Дружба . Что это такое? 2 1 1
21 Цветы дружбы. Делаем цветы. Работа с цветной бумагой 2   2
22 Делаем подарки для лучших друзей. 2   2
23 Творчество. Талант – особый дар человека.
Таланты родителей.
4 2 2
24 Традиции праздника 1 1  
25 Праздники в нашем доме 2 1 1
26 Зимние радости. Рождество Христово. Святки. Крещение. 3 2 1
27 Народные праздники. Масленица, региональные особенности праздника. 2 1 1
28 “Яичко не простое, а пасхальное”. 2 1 1
29 С нами чудо из чудес – Благовещение с небес!” 2 1 1
30 Создание рисунков “Любимый православный праздник моей семьи” 2 2
31 Заключительное занятие. Оформление летописи “Колыбелька” (Проект). 4 1 3
  Итого 68 30 38

Календарно-тематическое планирование.

Тема Кол-во часов Тип занятий Элементы содержания Требования к уровню подготовленности учащихся
1 “Что такое традиция? Почему традиции необходимы в жизни человека, семьи и общества?” 2 Занятие – познание Национальная культура. Традиции и обряды. Понимать, что такое традиции и обычаи.
2 Великие люди – великие имена. 3 Беседа Имя – слово, которым называют человека. Значение имени. Имя человека – его слава и достоинство. Называть имена святых и известных люди, которые прославили свои имена в истории. Уметь различать портреты наиболее известных в истории и культуре России людей.
3 “Что такое семья? Наш род. 3 Занятие – познание Семья – любовь, согласие, забота.

Родные, родня, род.

Знать свои обязанности в семье.

Уметь объяснять, почему для тебя так дорога семья.

4 Кто родителей почитает, тот во век не погибает. Основные правила почитания старших 2 Беседа Основные правила почитания и уважения старших. Родители. Помощь и благодарность. Начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями

 

Знать варианты благодарения родителей.

Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу

5 Отец – глава семьи. Отец крестный, духовный. 3 Беседа Семья – любовь, согласие, забота Обязанность главы семьи – забота о благосостоянии дома и воспитании, в том числе и духовном, его членов.
6 Мать – душа семьи, хранительница очага, утешительница 2 Занятие – открытие Первый образ. Мама. Любовь и уважение к маме. Идеал в жизни. Любимый образ. Знать элементарные автобиографические сведения о родителях.

Уметь уважительно относиться к родителям

7 “Семейный альбом. Составление семейного древа. Проект. 3 Интегрированное занятие.

Практикум.

Составление родословной. “Древо моей семьи”. Знать и уметь составлять свою родословную.
8 В начале было слово…

Какие бывают слова?

2 Занятие – познание.

Ролевая игра.

Слово как источник жизни человека. Какие бывают слова. Знать значения слов, означающих приветствие и прощание.

Уметь выражать в речи формы приветствия и прощания соответственно, произнесенные с разной интонацией.

9 Священные слова. 3 Беседа Светлый образ. Благодатный образ. Праведники. Мудрецы. Знать, какую смысловую роль играет Светлый образ в жизни православного человека.

Уметь объяснять, что обозначает понятие “Светлый образ”.

10 Сердечные слова 3 Занятие – открытие Какие бывают сердца у людей? Понятие “любящее сердце”, “милое сердце”, “чистое сердце”, “каменное сердце”. Что значит любить? Любить – получать, любить – служить. Знать правила доброго, любящего сердца
11 Честные слова 2 Викторина Мудрые, добрые, задушевные слова помогают, сохраняют любовь. Слова лжи, клеветы, брани разрушают мир вокруг нас, хорошее настроение. Слова прощения и покаяния возвращают любовь, покой, лад. Знать варианты благодарения родителей.

Уметь выражать свою благодарность близким тебе людям.

12 Составление словарика добрых слов 2 Интегрированное занятие.

Практикум.

Создать копилку добрых ласковых слов; приучать всех членов семьи использовать добрые ласковые слова каждый день. Знать правила общения со сверстниками и старшими товарищами.

Уметь высказывать свое отношение к окружающим, ценить положительные качества человека.

13 Сундучок с добродетелями. Работа с цветной бумагой и соленым тестом 3 Интегрированное занятие.

Практикум.

Красота внешняя и красота внутренняя. Идеал в жизни. Знать о средствах выразительности и эмоционального воздействия (размер, цвет, сочетание оттенков цвета, фактура).

Уметь использовать художественные материалы (бумага разной фактуры, гуашь, соленое тесто), анализировать декоративные свойства при рассматривании цвета и фактуры материала

14 Произведения культуры – живая память Отечества. 2 Литературное знакомство Род. Родина. Почитание и уважение старших. Истоки. Мудрость. Знать историческое прошлое своей страны, традиции русского народа.

Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение

15 Священный долг защиты Отечества. Образ Спасителя.
2 Занятие – познание Патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству; представления о вере, духовности Умение участвовать в диалоге, высказывать свое мнение, ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения.

Формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории.

16 Образ защитника в декоративно-прикладном искусстве России 4 Интегрированное занятие.

Практикум.

Наша Родина – Россия (в старину – Русь). Почему Русь называлась святой? Родина и ее защитники. Какими должны быть защитники (смелыми, честными, отважными, мужественными). Уметь различать репродукции известных художников по теме “Защитники Отечества”, портреты защитников земли Русской Сергия Радонежского, Александра Невского, Дмитрия Донского и др.
17 Русские народные богатыри. Былины 2 Литературное знакомство Былины. “Русь богатырская”. Происхождение, сказители и собиратели. Художественный мир былин. Старшие богатыри. Волх Всеславович. Святогор. Знать понятие былины и отличие былины от других жанров. Уметь придумывать и рассказывать былины.
18 Традиции праведного дела: жить, трудиться, и творить во имя ближнего и Отечества 2 Интегрированное занятие.

Практикум.

Для чего трудится человек. Что такое трудолюбие. Труд – дело, требующее усилий, стараний, заботы. Труд – источник жизни человека, потому что человек, преодолевая трудности, становится умнее, сильнее, добрее. Лень и праздность – две беды. Как стать трудолюбивым человеком. Значение пословицы "Делу – время, потехе – час". Иметь элементарные представления о различных профессиях.
19 Дела милосердия. Традиции на Руси. 2 Занятие – познание Какие ценности есть у человечества. Что объединяет разные народы. Как возникли правила.  
20 Дружба. Что это такое? 2 Час размышления Дружба, друг. Взаимовыручка. Помощь. Честность. Проявлять чуткое отношение друг к другу, избегая ссор и вражды;
21 Цветы дружбы. Делаем цветы. Работа с цветной бумагой 2 Интегрированное занятие.

Практикум.

Верный друг – человек, на которого можно надеяться, он поможет в беде и порадуется счастью друга. Умение обеспечить учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
22 Делаем подарки для лучших друзей. 2 Интегрированное занятие.

Практикум.

Птички-свистушки

Скульптура как вид изобразительного искусства, особенности ее восприятия.

Сравнение различных видов изобразительного искусства (скульптуры); выполнение работы по лепке птиц в объеме.

Умение обеспечить учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместно-продуктивной деятельности.

23 Творчество. Талант – особый дар человека.

Таланты родителей.

2 Дискуссия Труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость Умение ставить и формулировать проблему, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
24 Традиции праздника 2 Игра Праздник. Народные игры и гуляния. Знать названия русских православных праздников, их обряды.
25 Праздники в нашем доме 2 Дискуссия Доброе слово. Любимый образ. Мир Книги. Дом. Семья.

Искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие

 

Знать о важности традиций в жизни православного человека.

Уметь высказывать свои мысли и чувства по отношению к другим.

 

26 Зимние радости. Рождество Христово. Святки. Крещение. 2 Коллективная работа совместно с родителями Рождение Иисуса Христа, Богородица, ясли, Вифлеем.

Ирод.

Святки, ряженые, рождественский Сочельник.

 

Знать даты этих праздников , традиции, обряды, посиделки, кушанья на этом празднике
27 Народные праздники. Масленица, региональные особенности праздника. 2 Коллективная работа совместно с родителями Река Иордан:

освещение воды и купание в водоемах.

Крещенский Сочельник.

 

Знать особенности православного праздника “Масленица”.

Уметь использовать импровизацию при обыгрывании элементов праздника. Знать жанр устного народного творчества – “заклички”.

Уметь исполнять хором “масленичные” песни.

 

28 “Яичко не простое, а пасхальное”. 2 Интегрированное занятие. Куличи, крашение яиц. Чистый четверг, Великая Пятница.

Воскресение Христово

 

Знать дату этого праздника , историю его возникновения. Понимать смысл этого праздника.
29 С нами чудо из чудес – Благовещение с небес!” 2 Интегрированное занятие. Благовещение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии – так христианская Церковь называет великий двунадесятый праздник Знать дату этого праздника , историю его возникновения. Понимать смысл этого праздника
30 Семейный лад. 1 Круглый стол

 

Праздник. Семейный лад. Традиции гостеприимства. Знать семейные праздники, свои обязанности при организации праздника.

Уметь проявлять заботливое отношение к родителям, друг к другу.

 

31 Заключительное занятие.

“Всемирный хоровод”

 

 

1 Дискуссия

 

Оформление летописи “Колыбелька” Проект. Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками в определении цели, функций участников, способов взаимодействия.

Уметь находить справочно- информационный материал по теме и пользоваться им.

 

Библиографический список для учителя.

  1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в "игровой цивилизации". – М.: 1999 г.
  2. Данилюк Александр Ярославович, Кондаков Александр Михайлович, Тишков Валерий Александрович. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: “Просвещение”, 2009 г.
  3. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Изд. “Школьная Пресса”, №1, 2008 г.
  4. Григорьев В.М. Народные игры и традиции в России. М., 1994 г.
  5. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990.
  6. Корнеева Г.М. Азбука творчества. Спб.: Кристалл 2005.
  7. Сурова Л.В. Открытый урок: Статьи по духовному воспитанию. Детская программа “Лето Господне”. – Клин: Христианская жизнь, 2006
  8. “Сценарии детских православных праздников” Изд-во “Ковчег”, 2007.
  9. Сельский хоровод. Игры, танцы, упражнения, стихи и загадки // Сост. С.Бекина. М., 1987 г.
  10. Степанов Н. Народные праздники на Святой Руси. – М., 1990.
  11. Православные праздники, Издательство Белорусской Православной церкви. Минск.– С. 240.
  12. Петров В.М. и др. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М., 1999 г.
  13. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитывать нравственное поведение?: Кн. для учителя / Пер. с нем. – М.: Просвещение , 2008.

Библиографический список для обучающихся.

  1. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. Т. 1-3. М..,1957 г.
  2. В.М.Воскобойников “Иллюстрированная православная энциклопедия” Изд-во “Эксмо”, 1988.
  3. Даль В. Пословицы русского народа.
  4. Детский православный календарь “ Ерорушка”.СПб 2011 г.
  5. Круглый год // Сост. Некрылова. М..,1989 г.
  6. Кудрявцев В.Ф. Детские игры и песенки. Н.Н., 1871 г.
  7. М.Межиева “Праздники на Руси” Изд-во “Белый город”, 2009.
  8. Максимов С.В. Крылатые слова. // Собр. Соч. В 20-ти томах. СПб,1909 г., Том 15.
  9. Науменко Г.М. Радуга-дуга М., 1976 г.
  10. Науменко Г.М. Солнышко, покажись! Красное, снарядись! М., 1977 г.
  11. Русская народная поэзия. Лирическая поэзия. Сост. А.А. Горелова Л., 1984 г.
  12. Русские народные песни. Сост. А.Н. Розова Л., 1988 г.
  13. Русские народные сказки. Сост. О.Б. Алексеевой М., 1988 г. Т.1,2.
  14. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки. М.. 1961 г.
  15. Сахаров И.П. Сказания русского народа. Праздники и обычаи. СПб., 1885 г.
  16. Частушки. Сост. Л.А. Астафьевой. М., 1987 г.

Литература для родителей.

  1. Аникин В.П. Русские народные пословицы и поговорки. Загадки и детский фольклор. М., 1957 г.
  2. Аникин В.П. К мудрости ступенька. М.,1988 г.
  3. Белкин А. Русские скоморохи. 1975 г.
  4. Бурцев А.Е. Народный календарь примет, обычаев и поверий на Руси. СПб., 1911 г.
  5. Иллюстров И.И. Жизнь русского народа в его пословицах и поговорках. СПб., 1910 г.
  6. Миронов В. 12 месяцев года, 1987 г., №№ 1–12.
  7. Степанов Н.П. Народные праздники на святой Руси. СПб., 1899 г.
  8. Терещенко А. Быт русского народа. М.. 1973 г.
  9. Традиционные обряды и обрядовый фольклор русских. Солст. Шаповалова Г.Г., Лавреньевой Л.С., 1985 г.

Интернет ресурсы:

  1. детский катехизис в рассказах
  2. http://www.orthedu.ru/katehizis/index.html
  3. основы православной культуры (презентации)
  4. http://orthgymn.ru/opk/ opk.pdf
  5. коллекция образовательных ресурсов
  6. http://school-collection.edu.ru/
  7. http://www.rusvolya.ru/prazdniki
  8. www.kultura-portal.ru
  9. <>www.pascha.ru
  10. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пасха