Урок русского языка по теме "Фонетика. Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка". 11-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (363,5 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации по данной теме средствами ИКТ технологий.

Задачи:

  • Образовательные:
    • обобщение  и систематизация знаний учащихся о фонетике и орфоэпии как разделах лингвистики, о системе гласных и согласных звуков русского языка, о способах их обозначения на письме, показать соотношение  звукового и буквенного (орфографического) облика слова;
    • повторение основных правил произношения гласных и согласных звуков, норм ударения в современном русском языке.
  • Развивающие:
    • развитие  умений учащихся логично, последовательно и выразительно излагать свои мысли, анализировать и систематизировать учебный материал;
    • совершенствование  умений находить в слове  основные звуковые процессы ,  выполнять фонетический разбор слова и транскрибировать слово; оценивать свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка; совершенствование навыков работы с различными видами словарей и умений извлекать необходимую информацию из справочной литературы и современных  источников информации.
  • Воспитательные:
    • воспитание в детях чувства любви к русскому языку, чувство глубокой ответственности за чистоту и правильность русской речи.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
    • учащиеся осознают  смыслоразличительную роль звука и ударения в русском языке,  понимают важность правильной  грамотной  устной и письменной речи в жизни человека.
  • Метапредметные:
    • учащиеся совершенствуют умения работать с разными источниками информации: текстами учебника, словарями, ресурсами Интернета.
    • учащиеся умеют извлекать необходимую учебную информацию из различных ЭОРов, применять ее в практической деятельности, обобщать, анализировать учебный материал и делать необходимые выводы.
  • Предметные:
    • учащиеся видят в слове  основные звуковые процессы , умеют  производить фонетический разбор слова и транскрибировать слово; оценивают свою и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм современного русского языка.

Оборудование и учебные пособия к уроку:

  • таблица «Гласные и согласные звуки русского языка»;
  • раздаточный материал для индивидуальной и групповой работы;
  • задания демонстрационных вариантов ЕГЭ-2013;
  • у каждого учащегося на столе карточка-справочник «Особенности русского ударения и его роль в русском языке», индивидуальный лист самооценки знаний;
  • орфоэпические и толковые словари;
  • магнитофон и звукозапись к конкурсу дикторов;
  • мультимедийная презентация, ЭОР.

Формы организации учебной деятельности:

  • парная;
  • индивидуальная;
  • групповая;
  • фронтальная.

Методическое обеспечение:

  • просмотр презентации с помощью компьютера и проектора;
  • оценочные листы;
  • распечатанные задания для каждого ученика.

Эпиграф к уроку:

…Язык имеет свои краски, то есть звуки. Он ими воображению нашему может весьма часто рисовать или живописать предметы…

Бестужев-Марлинский.

ХОД УРОКА

Этап урока

Форма работы

Конкретные виды деятельности (учителя и ученика)

УУД

1. Организационно-мотивационный

Совместное определение темы урока.

Коллективная Приветствие. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы.

– Здравствуйте, ребята.
Опираясь на материал домашнего задания и эпиграф к нашему уроку, попробуйте сформулировать тему нашего сегодняшнего урока. Как вы думаете, какому разделу лингвистики он будет посвящен?
Запишите тему урока.

Учитель: Наш сегодняшний урок по теме «Фонетика» носит повторительно-обобщающий характер.

– Какие цели вы поставите перед собой?

Регулятивные: умение понимать ход работы, определять цели, ставить задачи, развивать мотивы и интересы.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Личностные: понять значимость приобретаемых на уроке знаний и умений (самоопределение и смыслообразование).

2. Исходная мотивация урока: актуализация прежних знаний, повторение теоретического материала и проверка домашнего задания. Коллективная фронтальная работа с таблицами

Слайды 6-8

Слайды 9, 10 (анализ примеров)

Работа по карточкам в парах и группах

Анализ слайдов 11-15

Задание 1. Пары 1 группы (низкий уровень подготовки)

Пары 2 группы (средний уровень подготовки)

Разноуровневое домашнее задание:

*Низкий уровень (В): подготовить вопросы для фонетической разминки. Слайд 5

*Средний уровень (А): подготовить фонетические задачи по типу:

а) измените в словах один звук, чтобы получилось новое слово;
б) прочитайте слова в обратном порядке, запишите полученные слова.

– Какая функция звуков речи лежит в основе данных заданий? (Смыслоразличительная)

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества: умения работать в группе, в паре.
3. Операционно-познавательный этап урока (обобщение знаний, осмысление полученных знаний по теме «Фонетика. Орфоэпия»)

Самостоятельный выбор уровня заданий цели и  задач урока, этапов и форм работы

Работа по культуре речи.

Отработка орфоэпических норм современного русского языка с элементами развития устной речи учащихся

 

 

 

Задание 2. Самостоятельная работа с раздаточным материалом по группам и в парах

Слайд 16

Работа с различными видами словарей (орфографический, этимологический, толковый)

 

 

 

 

 

 

 

 

Занимательный материал

 

 

Задание 3. Работа в парах

Слайд 17

 

 

Задание 4. Работа в группах.

Слайд 18

 

Самоконтроль с помощью прослушивания звукозаписи текста. Самооценка работы.

– Сегодня на уроке вы проверите свои знания по фонетике: хорошо ли вы знаете особенности звуков русского языка, соблюдаете ли орфоэпические нормы современного русского языка, умеете ли пользоваться различными видами словарей и определять звуковой состав слова.

1) Записать фонетическую транскрипцию слов: равноправие, осадки, в течение.

2) Выполнить фонетический разбор слов: русский, орфоэпия.

Словарно-орфоэпическая работа: используя карточку-справочник «Особенности ударения в русском языке» и при затруднении орфоэпический словарь, расставить в данных словах ударение.

– Какие звуки обозначают выделенные буквы?

а) взаимопроверка выполненных заданий;
б) самооценка своей работы и выставление оценок в лист самооценки по данным критериям;
в) обсуждение типичных ошибок.

Учитель: В чем же заключается особенность ударения в русском языке?

– Опираясь на различные виды словарей и на материал учебника А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой стр. № 24-25, разграничьте понятия омонимы,омофоны. омографы.

– Как превратить слово языковую в сочетании со словом колбасу в явление, происходящее в языке? (Языковая колбаса – языковое явление)

– Как называется эта пара слов? (Омографы)

– Подберите к данным словам: атлас, броня, пасти, замок, ледник, характерный омографы. Составьте с ними словосочетания, учитывая лексическое значение слов.

а) взаимопроверка выполненных заданий;
б) самооценка своей работы и выставление оценок в лист самооценки по данным критериям;
в) обсуждение типичных ошибок.

Упражнение «Говорите правильно по-русски»:

а) 1 группа (низкий уровень подготовки) Используя данные в карточке ключевые слова составить рассказ на тему «А у нас сегодня гости!», правильно употребив слова с точки зрения ударения.

б) 2 группа (средний уровень подготовки) Конкурс дикторов центрального телевидения.

– Выразительно прочитайте данный текст,соблюдая присущие публицистическому стилю интонации и орфоэпические нормы современного русского языка, обращая особое внимание на выделенные слова.

Познавательные: совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы, умений находить необходимый учебный материал в различных информационных источниках.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!)

Регулятивные: знать алгоритм (порядок) фонетического разбора слова.

Познавательные: совершенствование навыков работы с различными видами словарей и справочной литературы.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Познавательные: умение преобразовывать, использовать и теоретическую информацию на практике.

Коммуникативные: умение полно и ясно выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи, контроль, коррекция и оценка действий партнера.

Познавательные: умения находить необходимый учебный и иллюстративный материал в различных информационных источниках.

Личностные: развитие у учащихся чувства любви к красоте, правильности и выразительности русского слова.

Коммуникативные: развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи средствами публицистического стиля.

4. Рефлексивно-оценочный этап урока.

А) Контроль знаний учащихся в формате ЕГЭ.Тестирование .

Б) Итоги урока

В) Рефлексия: Что нового узнали? чему научились?

В чем испытывали трудности?

 

 

Задание 5. Индивидуальное контрольное тестирование.

Индивидуальное задание с использованием дополнительных источников информации.

Слайды 19-20

Учитель предлагает проверить учащимся знания, выполнив предложенный тест.

Учащиеся выполняют предложенные учебные ресурсы. Тест.

 

Проблемный вопрос: нужно ли изучать фонетику и орфоэпию? Докажите свою точку зрения, опираясь на мнения ученых и писателей

Учитель: Вы привели яркие примеры, отвечая на проблемный вопрос. Чтобы овладеть правильным литературным произношением, необходимо уметь слышать и анализировать звучащее слово. Именно звучащее слово является основной формой существования языка.

Анализ и оценка проделанной работы.

Учитель выставляет оценки, комментирует их.

Учащиеся оценивают свою деятельность и знания.

– Выскажите свое отношение к уроку.
– Оцените свою активность на уроке в индивидуальном путевом листе.

Познавательные: стремление научиться выполнять работу данного вида (хочу всё знать!).Совершенствование навыков работать с материалами ЕГЭ.

Коммуникативные: составление устного связного монологического высказывания публицистического стиля.

Коммуникативные: развитие навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, монологической и диалогической речи учащихся, ее реализация в устной и письменной форме, обогащение речи учащихся.

Регулятивные: осмысленное действие.

Познавательные: анализ проделанной работы, полученных знаний и умений).

Личностные: осознание значимости урока, смыслообразование, гармоничное развитие личности и ее самореализация на основе готовности к непрерывному образованию.

5. Домашнее задание Самостоятельный выбор уровня домашнего задания

Дифференцированные задания различного уровня

Слайд 21

Учитель дает рекомендации по выполнению д/задания.

Учащиеся выбирают уровень задания, уточняют ход его выполнения.

а) средний уровень: Русский язык – великий и могучий. Однако все течет и изменяется. И язык тоже нуждается в нашей поддержке, а, может быть, даже в рекламной кампании. Составить текст призыва в публицистическом стиле с призывом изучать фонетику и бережно относиться к языку (не менее 100 слов).

В рассуждении приведите 2 аргумента.

б) низкий уровень: ответить на вопросы в учебнике на стр. 10-11, упр. 8

Коммуникативные составление письменного связного монологического высказывания публицистического стиля.

Личностные выражение собственного отношения к проблемам сохранения чистоты и правильности русской речи.

Регулятивные осмысленное действие.

Познавательные анализ проделанной работы, полученных знаний и умений.

Коммуникативные контроль и оценка своих действий.

Личностные осознание значимости урока, смыслообразование, способствовать гармоничному развитию личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.

Приложения

28.02.2013