Сотрудничество с родителями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст – время начала становления личности, формирования и развития человека как полноценного члена общества, поэтому необходимо с раннего детства воспитывать у детей гуманное отношение ко всему живому, нравственные и эстетические качества, патриотизм, развивать их по всем ведущим направлениям: духовно-нравственному, социальному, познавательному, художественно-эстетическому, физическому.

Назначение музея в детском саду – патриотическое воспитание дошкольников, суть которого, с нашей точки зрения, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.

В нашем детском саду создано несколько мини музеев: “Русская изба”, “Игрушка своими руками” “Музей стран мира”, “Музей книги – “Комната тетушки совы”.
Важная особенность мини-музеев в условиях детского сада – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп проводить экскурсии для младших, пополнять их своими рисунками.
В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. Каждый мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Хотим поделиться опытом сотрудничества с родителями в нашем детском саду по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики. В своей работе мы постарались создать такие условия, при которых наше взаимодействие с родителями по данному вопросу стало бы обоюдно интересным и продуктивным, ведь у человека возникает интерес к какой-либо деятельности или общению только тогда, когда это касается лично его, семьи, ребенка. Одним из направлений в работе – создание совместных проектов, о котором я хочу сегодня рассказать. Проект предполагает широкое участие родителей: совместное с педагогами и детьми посещение музеев, закрепление полученных в музее впечатлений в кругу семьи; участие в создании различных коллекций (тематических предметов, старинных предметов быта, детских поделок для экспозиции музея детского сада и т.п.).

Первый проект по патриотическому воспитанию дошкольников был разработан в 2009–2010 г. Он был создан из нескольких мини проектов. Каждая возрастная группа получила свое задание по созданию мини проектов Младший возраст – приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами малых фольклорных жанров, Средний возраст – моя семья, мой детский сад, старший возраст – мой район, мой город. Все мини проекты были очень интересны и познавательны.

Малыши вместе с родителями учили потешки и прибаутки…..Причем не только те, что входят в программу…. Родители были очень заинтересованы этой работой, те кто ездили на дачу в деревню, спрашивали у старых бабушек, что помнят……. Потом учили их с детьми.

Мини проект Моя семья. Начали мы с уточнения знания детьми своего и родителей имени, отчества, с бесед о семьях детей, о маме и папе, других родных, с которыми проживает ребенок. Наглядность родственных связей в семье помогает отобразить для каждого ребенка “Семейное древо”. Для полноты восприятия детьми “путешествия по времени” родители предоставили для экспозиции различные семейные ценности, коллекции: “Женское рукоделие – коврики, скатерти, полотенца, салфетки, панно…”, “Устаревшие предметы быта, техники”, “Юбилейные и старинные монеты”, “Старинные елочные игрушки”, “Часы”, “Куклы”, “Детские фотографии мамы и папы”, “Календарики”, “Открытки”, “Фантики” и др. Используем личные архивы родителей.

Мой детский сад – происхождение детских садов, детский сад в годы великой отечественной войны.

Мини проект Мой район включал знание детей достопримечательностей своего района, музеев находящихся в районе.

Мой город собирали знания о Москве старинной, основание города.

Сейчас у нас ведется работа над проектом Моя Родина Россия, тоже состоящий из мини проектов, на этот раз младшие группы взяли народные сказки, средний возраст – промыслы России, старший возраст – Богатыри земли русской, были собраны материалы о героях Великой Отечественной войны – рассказы о прадедушках, фото их боевых наград., о современных воинах (фотографии со службы, награды и знаки отличия из Чернобыля и Чечни о профессиональных спасателях о спортсменах – фотографии с выступлений на соревнованиях.

Музеи моего города. Каждый мини проект по своему хорош, но самое главное, что у нас идет тесное взаимодействие с родителями, даже пассивные родители проявляют интерес, ведь что бы ребенок знал что то по теме, нужно ему не только рассказать ,но и показать, поэтому родители стали чаще водить своих детей в музеи города, на выставки….Ведь в нашем городе насчитываются сотни интересных музеев разной направленности. Посетить все музеи просто не возможно. Но, если каждая семья сходит в музей и поделится своими впечатлениями и фотоматериалами, то богатейшего культурного наследия Москвы станет достоянием каждого воспитанника. Семьи наших воспитанников проявили заинтересованность в проекте. Конечно, не сидят на месте и педагоги, стараются тоже найти какую то изюминку для своей работы.

Например, работая над мини проектом Богатыри земли русской ,мы договаривались с близлежащей школой, в которой находится Музей боевой славы, и водили детей туда на экскурсию. Так же мы приглашали в гости передвижной музей Русских костюмов.

Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства. Приоритетной для детского сада музея решается проблема социализации подрастающего поколения, музей является частью образовательного процесса.

Работа в Музее идет, и мы надеемся, что дети пронесут через всю жизнь чувство прекрасного, потребность в общении с искусством, будут видеть красоту в окружающей их жизни.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3