Урок по курсу ОРКСЭ. Тема: "Монастырь"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: Формировать уважения к культурному наследию православия.

Задачи урока:

  • Познакомить детей с понятием “монашество”, “послушание”, “монашеские обеты”, “постриг монаха”.
  • Обсудить роль монастыря в православных людей.
  • Способствовать формированию уважения к свободному выбору человека.
  • Развивать умение работать учащихся с текстом.
  • Развитие коммуникативных способностей учащихся на основе диалогического подхода.

Ход урока

1. Актуализация и мотивация знаний.

Учитель вывешивает на доску иллюстрации (либо видеоряд, с использованием мультимедийной установки) “семья”, “дом”, “монастырь”, “монах”, “светский человек”.

– В чем отличие в жизни в семье и в монастыре? А что является домом для монаха?

2. На доске записывает слово

Назовите ассоциации связанные со словом монастырь (галерея образов).

Следует записать на доске все ответы учащихся, даже неверные.

– А зачем нужны монастыри? (Работа парами.)

3. Информационно-аналитический этап.

Работа с текстом с комментированным чтением + анализ текста.

Обязательный разбор понятий данных в учебнике.

Группа детей экспертов работает с другими словарями (Ожегова и др.)

– Сравните понятия данные в учебнике с понятиями данными в словаре.

Учителем читается притча из учебника [1]:

“Жил в Индии царевич Иоасаф. Его отец так обставил жизнь сына, чтобы ничего не огорчало его. Даже прислуживали ему только красивые молодые люди. Но однажды в городе на Иоасафу попались слепец и инвалид. “Почему у них столь неприятный вид?” – воскликнул царевич, раньше никогда не видавший больных людей. Свита объяснила ему, что заболеть может каждый из нас… На следующей улице царевич увидел немощного старика. И снова для царевича стало новостью, что таким станет каждый и что в конце концов за старостью следует смерть. “В каком возрасте бывает это? Есть ли средство миновать ее?” – вопросил царевич. Когда же он узнал, что это неизбежный удел всех людей, он перестал радоваться беззаботной жизни своего дворца. Много дней он провел в горестных раздумьях. В конце концов он решил, что если тело все равно однажды разрушится, то надо попытаться спасти хотя бы душу. Он покинул дворец и стал монахом…”.

Работа по содержанию:

– Что значит спасти душу?

– Всегда ли значит спасти душу – поменяться, уйти в монастырь?

4. Опережающие обучение.

Сообщение учащихся о людях, служивших Отечеству (монахи в больнице).

Мини-проекты.

5. Рефлексия и оценка.

Возвращаемся к схеме (ассоциативному ряду). Корректируем понятия, добавляем новые.

– Вывод. Зачем нужны монастыри?

– Я понял…(в технике незаконченного предложения)

6. Домашнее задание.

Ответить на вопрос: Есть ли монастыри у других народов, в других культурах?

Внеурочная деятельность.

Проекты “Знаменитые монахи”, “Монастыри нашего города”

Список литературы:

1. Основы православной культуры. 4–5 класс. Кураев А.В., изд. Просвещение 2010.