Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями

Разделы: Математика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3 МБ)


Тип урока: комбинированный урок, урок-путешествие.

Цели уроков:

  • Обучающие (дидактические):
  • актуализировать понятия дробь, правильная и неправильная дроби;
  • совершенствовать умения складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями;
  • формировать умения и навыки применять полученные знания при решении упражнений на сложение и вычитание дробей.
  • Развивающие:
  • развивать логическое мышление, память, воображение обучающихся;
  • развивать навыки самопроверки выполненных работ, умения находить ошибки;
  • прививать навыки самостоятельной работы.
  • Воспитательные:
  • воспитывать любовь к математике, чувство товарищества, взаимопомощи;
  • развивать мышление, познавательный интерес, умение видеть связь между математикой и окружающим миром (традиции русского народа).

Материалы к уроку: раздаточный материал, учебники, карточки для рефлексии, сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Психологический настрой на урок

– Добрый день те, у кого сейчас хорошее настроение,
– Добрый день те, у кого не очень хорошее настроение,
– Добрый день те, кто успел сегодня позавтракать,
– Добрый день те, кто не успел позавтракать сегодня,
– Добрый день все.
– Желаю вам хорошего настроения до конца учебного дня.

Сообщение темы урока, формулировка целей урока с привлечением обучающихся

II. Актуализация знаний

– Давайте с вами вспомним путешествие на поезде «Знаний». Итак, с какой станции мы с вами отправились в путешествие?
– Какие числа называются натуральными?
– Приведите примеры из жизни, где встречаются натуральные числа?
– Какова следующая станция?
– Что собой представляет дробное число?
– Какие обыкновенные дроби считаются правильными? Почему? Приведите примеры.
– Какие обыкновенные дроби считаются неправильными? Почему? Приведите примеры.

III. Проверка домашнего задания творческого характера:

– Приведите примеры из жизни, где встречаются обыкновенные дроби? Итак, кто приготовил материал?

Цель перед чтением:

I вариант: Запомните и назовите натуральные числа.

II вариант: Запомните и назовите обыкновенные дроби.

Ученица (зачитывает): Я для всех вас приготовила рецепт «Бережное лечение печени»

Рецепт. Десертную ложку листьев или семян любистока надо залить 150 мл холодной воды на 3 часа (если используются только семена, то можно чайную ложку семян залить 150 мл кипятка, а не холодной воды). Когда любисток настоится, настой надо процедить. Пить его по 1/4 стакана 4 раза в день.

Рецепт. Взять по 20 г травы чистотела большого, травы зверобоя и листьев мяты перечной, к ним добавить по 10 г корня солодки и цветков ромашки аптечной. Все компоненты надо тщательно перемешать. Залить две столовые ложки смеси 1/2 литра кипятка на полчаса и процедить. Принимать по 1/4 стакана 3 раза в день перед едой.
(Статья …)

Проверим. Обучающиеся I варианта называют натуральные числа, а второй вариант проверяет, правильно ли они называют? Не забываем про сигнальные карточки.

– Какие числа мы называем натуральными? Оценим работу ребят с первого варианта.
– А теперь, обучающиеся II варианта называют обыкновенные дроби, а первый вариант проверяет, правильно ли они называют?
– Что собой представляет дробное число? Оценим.

IV. Анализ проверочных работ

– И, наконец-то, мы пришли на нашу последнюю станцию. Как же она называется?
– Какие числа называются смешанными? Приведите примеры.
– Представьте, если бы мы с вами были волшебниками. Какие же чудеса мы могли бы выполнить с данными числами?
Вывод: правильно, смешанное число превратить в неправильную дробь и, наоборот, из неправильной дроби выделить целую часть. По данным чудесам мы писали проверочную работу.
– Хочу отметить и поблагодарить за правильно выполненную работу следующих учащихся: … Молодцы! Так держать! Остальные ребята сделают работу над ошибками дома, и если, что-то будет непонятно, то подойдут ко мне.

V. Формирование знаний, умений и навыков

Слайд 5

– Продолжаем путешествие. Долго мы с вами путешествовали. Давайте сойдем с поезда, и мы попадаем на «Масленичную неделю».  Какой сегодня день? Как он называется?

– Правильно, «Лакомка». Почему этот день так называется?

Ученица: «Я среда – «Лакомка». Этот день семейный. Тещи угощают зятьев блинами и другими вкусными кушаньями».
– А, кто такая теща?
– Вот и она нам приготовила задания-сладости.
– Посмотрите, внимательно на предложенные вам примеры. Что особенного вы увидели?
– Кто уже может сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями?
– А теперь повторите данное правило друг другу.
– Вычислите, поясняя решение. Определите вид дроби. Приготовьте сигнальные карты. (Коллективная работа под руководством учителя).

– Сделаем вывод.
– Сейчас речь пойдет о королеве масленичного стола – блине.

Ученица. Блин – испорченное от млин (от глагола мелить), то есть изделие из намеленного, из муки. В русской кухне блюдо, приготавливаемое из жидкого дрожжевого теста, специально выдержанного до состояния максимального образования в нем углекислого газа, что сообщает тесту особую разреженность и быстроту приготовления. Блины разного типа, разной консистенции и из разной муки известны почти у всех народов, от англичан до узбеков. Наибольшее развитие это блюдо получило у славянских народов, где имеет только специфическую – дрожжевую разновидность. (В Западной Европе и Средней Азии блины приготавливают преимущественно из пресного теста разного состава.) На Русь блины из кислого теста были принесены варягами в IX веке.

Ученик. Ох уж, эти блины на Масленицу! Пышны, румяны, пухлы, вкусны, масляны; со сметаной, с медом, с припеком. Ещё с языческих времен блин был символом солнца. Ритуально съедение блина – во славу Весны, плодородия земли. Блины ведут свое начало от жертвенного хлеба древних язычников. Издревле круг считался знаком Солнца. Блин кругл, как настоящее щедрое солнце. Блин красен и горяч, как всесогревающее солнце, блин полит растопленным маслом – это воспитание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Блин символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных и здоровых детей. Во многих семьях блины начинали печь с понедельника. Каждая хозяйка имела свой режим приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие – во всю сковороду или с чайное блюдце, тонкие и легкие. К ним подавались разные приправы: сметана, икра, снетки и пр.

Физминутка

– А теперь немного отдохнем – проведем физминутку:

Чтоб здоровыми всем быть,
Надо нам себя любить;
И поэтому сейчас –
Упражнения для глаз.

На зеленый посмотрите – расслабления предмет.
А теперь глаза закройте и ладонями прикройте.
Отдохните, не спешите.

Вновь сюда вы посмотрите
И на синий цвет внимание обратите.
Синий цвет – собранности объект.
Ну, конечно, в заключенье, упражненье для ума.

Есть обычай в день рожденья уши дергать (а у нас масленичный день),
А пока – уши мягко растираем: ум, здоровье получаем!

– А теперь посмотрите на эти примеры, которые вновь нам приготовила теща приговаривая:

«С Масленицей ласковой поздравляем вас,
Пирогам повластвовать наступает час.
Без блинов не сладятся проводы зимы,
К песне, к шутке, к радости приглашаем мы!»

– А нас она приглашает к решению!

– Кто может уже сформулировать правило вычитания дробей с одинаковыми  знаменателями?
– А, теперь, давайте проверим, правильно ли мы с вами вывели правило. Откройте учебники на страницах 156 (коллективное чтение вслух, самостоятельное чтение, работа в парах по пересказу правил).

VI. Совершенствование знаний, умений и навыков

1. В тетрадях запишите число, тему урока (зажгите огоньки над теми словами, правописание которых нам надо с вами запомнить).

2. Индивидуальная самостоятельная

Вывод: Какими правилами мы пользовались при выполнении данного упражнения?

3. Самостоятельная работа в парах с последующей самопроверкой (по карточкам).

Ответы для самопроверки. Какой ответ лишний? Есть ли среди ответов неправильные дроби? Объясните, почему вы так считаете? Оцените свою работу.

4. Психологическая зарядка

Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда успех и удача».

5. Коллективное обсуждение нахождений решений следующих выражений.

Цель: Как найти значение данных выражений?

6. Самостоятельная работа по вариантам с последующим обсуждением, взаимопроверкой выставлением оценок.

1 вариант.

11/25 + 6/25 + 13/25 =
17/19 – (13/19 – 8/19) =

2 вариант.

2/15 + 7/15+11/15 =
18/27 – ( 8/27 – 3/27) =

7. Самостоятельная работа в группах (по четыре человека) на «скорость и правильность» выполнения. Учитель – консультант.

I группа: II группа: III группа:
№ 1017 (а, б)
№ 1018 (а, б)
№ 1017 (в, г)
№ 1018 (в, г)
№ 1017 (д, е)
№ 1042

VII. Итог урока

– С какими свойствами мы познакомились сегодня на уроке? Выставление учащимися итоговых оценок за урок, призы от Масленицы

Сбор тетрадей с выполненной работой.

Графическая рефлексия

 Цель: выявление уровня трудности, эмоционального отношения к заданию
 Содержание: Рядом с каждым выполненным заданием поставить значок

VIII. Определение домашнего задания

– Завтра нам с вами снова в путь. Но для этого вам необходимо дома немного потрудиться, постараться не огорчить Масленицу.

  1. № 1041, 1020
  2. Индивидуальное задание:
    • Сочинить сказку о дробях (увязать с темой «Масленица»);
    • История возникновения дробей
  3. По желанию: индивидуальные задания на «импровизированных» блинах

– Благодарю за урок! Всего ВАМ доброго!!!