Подготовка к работе над итоговым проектом "Моя будущая профессия"

Разделы: Школьная психологическая служба, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (753 кБ)


Предмет: предпрофильная подготовка, курс “Основы выбора профессии”.

Учащиеся: 9 класс.

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: подготовка к проектной работе

Интегрированная цель урока: приведение единичных знаний учащихся в систему для выполнения итоговой проектной работы, подготовка и создание позитивной мотивации для работы над проектом.

Задачи:

1. Образовательные: Повторить и обобщить знания по изученному материалу, выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по курсу “Основы выбора профессии”; познакомить с планом работы над итоговым проектом и разобрать его.

2. Развивающие: Развить речь и мышление, познавательный интерес, умение выявлять связи, формулировать выводы, собственное мнение, анализировать полученные знания и сопоставлять с жизненными ситуациями, планировать собственную деятельность на примере подготовки к проектной работе.

3. Воспитательные: Воспитать культуру труда, активизировать интерес к собственному будущему, повысить осознание важности и личной ответственности за профессиональный выбор и построение профессионального пути.

Материально-техническое оборудование: мел, доска, компьютерная презентация “Подготовка к проекту “Моя будущая профессия”, компьютер, проектор, экран.

Место урока в системе курса: Урок входит в цикл занятий по предпрофильной подготовке по курсу “Основы выбора профессии”, рассчитанному на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Данный урок проводиться в конце 3 четверти. Работа над проектом начинается в конце 3 четверти, продолжается в 4 четверти и заканчивается защитой проектов.

План урока

Этап урока Приемы и методы Время
I. Организационный момент Беседа 2
II. Основной этап:

1. Подготовка к обобщающей работе

Вступительные слова учителя, беседа 2
2. Само повторение и обобщение знаний учащимися Обобщающая и закрепляющая беседа, фронтальный опрос, работа с проблемными вопросами, объяснение и разъяснение, иллюстрация 35
3. Заключительное обобщение учителем Закрепляющая беседа, уточняющие вопросы 3
4. Задание на дом Сообщение и запись 1
III. Рефлексия (подведение итогов) Стимулирующий вывод 1

Домашнее задание: Определиться с профессией для проекта и отметить пункты проекта, которые могут вызвать затруднение.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку, сообщение темы и цели урока, обозначение значимости для учащих получаемых знаний.

II. Основная часть:

1. Подготовка к обобщающей работе

Слайд 1.

Учитель напоминает, что итоговой работой по курсу “Основы выбора профессии” является выполнение творческого проекта, который поможет учащимся лучше сориентироваться в многообразии профессионального мира, научиться делать свой выбор и анализировать правильность этого выбора.

Подчеркивается значимость всех полученных ранее знаний. Активизируется материал предыдущего урока “Как достичь успеха в профессии”.

Слайд 2.

Анализируется эпиграф к уроку – высказывание Ларошфуко: “На свете мало недостижимых вещей; будь у нас больше настойчивости, мы могли бы отыскать путь к любой цели”.

2. Само повторение и обобщение знаний учащимися

1) Проблемные вопросы.

На основе имеющихся знаний, сопоставляя изученный на предыдущих уроках материал, собственные наблюдения, определенный жизненный опыт, учащимся предлагается ответить на ряд стимулирующих вопросов.

Слайд 3. Почему сложно выбрать профессию?

Слайд 4. Как найти свою профессию?

Слайд 5. Как избежать ошибок при выборе профессии?

Слайд 6. Как определить, что выбранная профессия тебе подходит?

Слайд 7. Всякий ли труд хорош?

Слайд 8. Что важнее учесть при выборе профессии: желание или возможности?

Слайд 9. Что лучше: уйти из школы после 9 класса или остаться в 10-11 классе?

Главная цель вопросов: активизация учащихся, их мышления, умения анализировать, сопоставлять, формулировать свое мнение, обобщать имеющиеся знания и информацию, создание ощущения важности и необходимости серьезного подхода к определению своего профессионального будущего.

2) Вопросы на повторение материала и его систематизацию?

Для успешного выполнение творческого проекта учащимся понадобятся знания, которые они получили на предыдущих уроках. Учитель осуществляет фронтальный опрос по изученному материалу.

Слайд 10.

- Что такое профессия и специальность?

- На какие типы делятся все профессии по предмету труда?

- По каким критериям анализируется любая профессия?

- Что такое профессионально важные качества?

- Зачем учитывать медицинские противопоказания при выборе профессии?

- Как отличить человека, правильно выбравшего профессию и совершившего ошибку при выборе профессии?

- Как, уйдя из школы после 9 класса, можно получить высшее образование?

- Какие существуют уровни и формы профессионального образования?

- Как можно изучить свои личные особенности и возможности?

- Какие специалисты сейчас нужны на рынке труда?

3) Цель и задачи итогового творческого проекта.

Выбранная профессия играет огромную роль в жизни человека. Ведь если примерно посчитать, то мы проводим на работе треть своего времени, если не больше в отдельных случаях. А это значит, что треть нашей жизни – это и есть работа. Именно поэтому к ее выбору надо относиться со всей серьезностью. От того, насколько верно выбран жизненный путь, зависит, какое место в обществе он будет занимать.

Слайд 11.

Но просто выбрать недостаточно. Главное, чтобы человек выбрал именно то, что ему нравится, чтобы он действительно получал самоудовлетворение и удовольствие от жизни. Конфуций говорил, что человек, который нашел любимую работу, всю жизнь не работает.

Согласитесь, как хорошо выбрать такую профессию, которая вам по душе и в которой все получается, и, просыпаясь утром, вы говорите себе: “Какое счастье идти на работу”.

Правильно выбранный профессиональный путь и построенная профессиональная карьера – неотъемлемое условие достижения успеха в жизни. А ведь как хочется быть успешным!!!

Чтобы помочь себе определиться с будущей профессиональной карьерой или убедиться, что профессиональный выбор верен, учащимся предлагается выполнить творческий проект “Моя будущая профессия”

Слайд 12.

Цель работы над проектом: Сделать важный шаг к достижению успеха в жизни.

Задачи работы над проектом:

1. Осуществить выбор профессии или профессиональной сферы.

2. Подтвердить, что уже сделанный профессиональный выбор верен.

3. Спланировать основные этапы к профессиональной карьере

4) Основное содержание проекта по предмету “Основы выбора профессии”.

Слайд 13 и 14.

Проект учащихся имеет определенную структуру. Учащиеся записывают пункты проекта, которые они должны отразить в своей работе, учитель разъясняет особенности их выполнения, активизируя знания учащихся и опираясь на них.

1. Название проекта и выбранная профессия

Учащиеся должны понимать, что та профессия, которую они будут описывать, не обязательно должна быть именно той, которую они выберут в будущем. Главное для них – научиться делать выбор, научиться анализировать профессию, анализировать свои личные качества, делать вывод о своем соответствии этой профессии, знать, как можно получить данную профессию и как можно развиваться в ней, строить профессиональную карьеру.

Название проекта может повторять название профессии или быть творческим. Например, выбрана профессия психолога. Варианты названия проекта: “Кто такой психолог?”, “Смогу ли я быть психологом?”, “Рассказ о профессии психолога”, “Врач души человека”.

2. Цели и задачи проекта

Учащиеся формулируют (часто совместно с учителем) цель и задачи, которые они ставят перед своим проектом.

Например. Цель: подтвердить, что выбранная профессия подходит.

Или: подробно изучить профессию ...

Задачи:

1. Проанализировать выбранную профессию.

2. Изучить свои личные качества и требования выбранной профессии к человеку.

3. Выяснить, как можно получить выбранную профессию.

4. Выделить основные шаги к достижению профессиональной карьеры и т.д.

3. Описание содержания деятельности профессии

Описать содержания деятельности профессии (чем занимается специалист, основные операции, виды деятельности).

4. Профессионально важные качества человека для данной профессии

Перечислить основные ПВК выбранной профессии (необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии).

5. Медицинские противопоказания

Указать основные медицинские противопоказания к профессии.

6. Мои личностные особенности и возможности

Сделать краткую самохарактеристику личностных психологических особенностей и возможностей по результатам психологических методик, самонаблюдений, бесед с окружающими людьми (перечень качеств, способностей, интересов).

Вывод о соответствии личностных особенностей требованиям профессии:

Это соответствует Над этим нужно работать
   

7. Возможные места работы

Перечислить возможные места работы по рассматриваемой профессии

8. Востребованность профессии

Отразить уровень востребованность рассматриваемой профессии на основе анализа данных Центра занятости, газет с вакансиями.

Отразить, что вы будете делать, если ваша профессии не является востребованной.

9. Профессия с разных сторон. “Плюсы” и “минусы” профессии.

Описать достоинства и недостатки профессии.

10. Пути получения профессии

Перечислить 3-4 варианта путей получения профессии с указанием уровня, вида и формы профессионального образования. Указать возможные учебные заведения Смоленска (или другого города, куда обучающийся собирается поступать), где можно получить изучаемую профессию.

11. План подготовки к профессиональной карьере

Перечислить основные шаги, которые необходимо совершить, чтобы получить изучаемую профессию, чтобы стать успешным в профессии, чтобы построить хорошую карьеру.

Назвать основные ближайшие задачи, которые необходимо решить, чтобы построить успешную карьеру.

То есть, что я должен (должна) сделать, чтобы в будущем моя профессиональная карьера удалась.

Например: 1. Успешно окончить 9 класс и пойти в 10 класс. 2. Успешно сдать ЕГЭ по выбранным предметам. 3. Поступить в выбранное учебное заведение и успешно его окончить. 4. Найти работу и получить опыт работы. 5. С опытом работу устроиться на более высокооплачиваемую должность.

12. Вывод по проекту

Были ли выполнены поставленные цели и задачи.

  • Что нового узнали об изучаемой профессии.
  • Подходит ли вам изучаемая профессия.
  • Над чем вам необходимо работать, какие качества необходимо развивать.
  • Что вам предстоит сделать, чтобы успешно построить профессиональную карьеру.

13. Используемая литература и источники

Перечислить литературу, ссылки на интернет и другие источники, которые использовались при работе над проектом.

5) Оформление работы.

Слайд 15.

Проект может оформляться в нескольких формах: 1. Компьютерная презентация, 2. Буклет, 3. Сообщение, 4. Плакат (ватман или полватмана)

К каждой форме оформления работы предлагается учащимся шаблон (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).

Слайд 16.

Пожелание удачи в работе над проектом.

6) Образцы работ.

Учитель демонстрирует образцы удачных работ, выполненные предыдущими учащимися.

3. Заключительное обобщение учителем

Через закрепляющую беседу еще раз повторить основные моменты урока. Выяснить, что было не понятным или сложным на уроке. Ответить на вопросы учащихся по выполнению проектной работы.

4. Задание на дом

Сообщить домашнее задание. Разъяснить его выполнение.

III. Рефлексия (подведение итогов)

Подвести итоги занятия. Кратко сообщить, что было обобщено и усвоено в течение урока. Поблагодарить за занятия, выделить положительные моменты. Объявить оценки и объяснить критерии их выставления.