"Неклеточные формы жизни. Вирусы". 10-й класс

Разделы: Биология

Класс: 10


Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, выявить роль вирусов в природе и жизни человека.

Задачи:

  • образовательная: рассмотреть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, роль вирусов в природе и жизни человека, сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов во взаимодействии с клеткой;
  • воспитательная: соблюдение гигиенических правил в связи с распространением вирусов во всех средах жизни, меры предупреждения заражения вирусом СПИДа;
  • развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, умение выделять главное, сравнивать, анализировать.

Требования:

  • давать определения: вирусы, вирусология, капсид, внутриклеточный паразитизм;
  • описывать проявления специфичности действия вирусов;
  • выделять особенности строения и жизнедеятельности бактериофагов;
  • характеризовать механизм синтеза вирусных белков и их упаковку;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации о жизненном цикле вируса на основе анализа содержания рисунка учебника;
  • обосновывать пути предотвращения вирусных заболеваний;
  • прогнозировать трудности и опасности профессии вирусолога.

Оборудование: таблица «Строение вирусов», компьютер, презентация по теме «Вирусы».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Задание 1. Прочитайте эпиграф к уроку и выясните, о чем идет речь?

«В живой клетке он (вирус) ведёт себя как живое существо, а вне клетки мёртв как камень. Из чего очевидно, что нельзя провести чёткой границы между живым и мёртвым»
Уэнделл Мередит Стэнли. Вирусы и природа жизни

(Учащиеся формулируют тему и проблему урока и записывают их в тетрадь)

Проблема урока: почему вирус проявляет признаки живого существа только в живой клетке?

III. Открытие нового знания

Задание 2. Используя текст параграфа 5.6. выясните историю открытия вирусов и возникновения науки вирусологии. С помощью учителя ученики определяют систематическое положение вирусов. Какими принципами классификации вы руководствовались? Наличие клеточного строения.

Заполнение схемы-кластера в тетр.

Задание 3. Используя текст параграфа 5.6. заполните кластер: Химический состав и строение вирусов.

Задание 4. Прочитайте статью учебника «Взаимодействие вируса с клеткой» и ответьте на три основных вопроса:

– Что говориться в тексте о механизме проникновения вируса в клетку?

– В чем заключается сущность инфекционного процесса?

– Что говориться в тексте о механизме выхода вирусных частиц из клетки?

Задание 5. Вместе с классом заполнение схемы:

Задание 6. Сделайте вывод по проблеме урока, используя схему. (прием – тезирование)

Вывод: вирус проявляет признаки жизни только в живой клетке так как, не способен к самостоятельному обмену веществ, следовательно, вирусы являются неклеточной формой жизни.

IV. Первичное закрепление.

Задание 7. Заполните таблицу (прием «Бортовой журнал»)

Известная информация Новая информация
   

Вывод:

Задание 8. Выясните какое значение имеют вирусы в природе и жизни человека?

Работа в группах: используя дополнительную литературу (необходимая подборка литературы на столах), интернет - ресурсы составьте мини – проекты по темам:

  • Вирусные болезни человека: оспа, грипп, гепатит, бешенство, полиомиелит.
  • СПИД.
  • Бактериофаги.
  • Меры профилактики вирусных заболеваний.

Вывод: вирусы вызывают тяжелые заболевания человека.

V. Закрепление.

Работа в группах: составьте синквейн по теме «Вирусы».

Продолжите фразу по очереди «Сегодня на уроке я узнал, что ...»

Домашнее задание: параграф 5.6, вопросы 1 – 6, составить кроссворд по теме «Вирусы».

Использованная литература:

  1. Захаров В.Б. и др. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. заведений – М.: Дрофа, 1999.
  2. Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1997.
  3. Деятельностный подход в обучении естественнонаучным дисциплинам ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования, 2011.

Презентация.