Герои Отечественной войны 1812 г.

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: Отечественная война 1812


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,6 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели и задачи урока:

  • Образовательная: изучение истории Отечества на основе беспримерных подвигов героев-участников Отечественной войны 1812 года, показать всенародный характер освободительного движения народа.
  • Воспитательная: познакомить учащихся с подвигами народа, воспитать сопричастность всех людей, несмотря на социальное происхождение, к судьбе страны, стойкость и самоотверженность во время решающих событий. Воспитание патриотизма, гражданственности, самосознания, чувство гордости за нашу страну.
  • Развивающие: историческое  мышление, развитие монологической речи, памяти, умений сопоставлять и сравнивать.

Оборудование урока:  компьютер, экран, мультимедиа, презентация, тест, карточки, кроссворд,  карта «Отечественная война 1812 года»,  атлас по истории, контурные карты,
портреты героев Отечественной войны, плакаты, книга о снаряжении русской армии, военном обмундировании и оружии.

Урок-презентация состоит из  ряда слайдов наглядного характера, которые связаны с текстом, иллюстрациями, позволяющими оживить рассказ учителя и организовать обсуждение предлагаемых вопросов.
Вся презентация состоит из 31 слайда. По ходу урока на экран поэтапно выводится необходимый материал, и рассматриваются основные вопросы данной темы, ведётся запись в тетрадь.
На доске выписать термины: Отечественная война 1812 года,  кавалерия, пехота, уланы, драгуны, партизаны, гренадёры, флеши, картечь, батарея, редут, кивер.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Организационный момент Установочная беседа. Слушают учителя.
2.  Актуализация знаний уч-ся. Повторение изученного материала Проверка пройденного материала, выставление оценок. Опрос материала по теме: «Отечественная война 1812 года». Работа по карте, контурной карте, в рабочей тетради по темам:
«Нашествие Наполеона на Россию», «Бородинское сражение». «Наступление русской армии в 1812 году».
Слушают учителя.     Повторяют ранее изученный материал, разгадывают задания викторины, подсчитывают баллы (викторина по Отечественной войне 1812 года)
3. Изучение нового материала Объяснение нового материала.
Вводная беседа урока:
Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому,  поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: Денис Давыдов,  Петр Багратион, Александр Фигнер, Николай Кудашев Александр Кутайсов – России верные сыны.
Отечественная война выявила славную плеяду выдающихся полководцев и военачальников. Одним из них был главнокомандующий 1-й армией Барклай де Толли
Огромной любовью солдат пользовался любимец еще А.Суворова, главнокомандующий 2-й армией князь Петр Багратион. Таким любимцем солдат показан в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого Андрей Болконский. “Наш князь” называли его солдаты.
Дохтуров, Милорадович, Раевский, Ермолов, братья Тучковы и легендарный атаман Платов…
Эти имена теперь стали легендой, легендой о доблести, мужестве, беспримерном героизме.
Одним из главных героев Отечественной войны, без которого невозможна была бы победа русской армии,  был  великий полководец  Михаил Илларионович Кутузов.
(подвиги М.И. Кутузова)
работа с презентацией.
Слайды №1-4
Галерея героев Отечественной войны 1812 года
Слайды выводятся на экран поэтапно, учитель рассказывает о героях Отечественной войны и их беспримерных подвигах.
Слайды №5-24
Слушают учителя.
Изучают презентацию, записывают и запоминают   личности героев, их подвиги и боевые заслуги  в Отечественной войне 1812 года.     
4. Словарная работа Объяснение исторических понятий,  терминов, запись в тетрадь.
Наглядное представление одежды
офицеров и солдат периода Отечественной войны (учебное пособие–книга «Военная одежда русской армии»)
Новые термины:

Кавалерия 1812 года конница – род войск, в котором для ведения боевых действий или передвижения использовалась верховая лошадь.  Русская кавалерия в 1812 году состояла из 65 кавалерийских полков (5 гвардейских, 8 кирасирских, 36 драгунских, 11гусарских, 5 уланских). Из большей части полков было сформировано 11 кавалерийских дивизий, сведённых в 5 кавалерийских корпусов. Другая часть полков была объединена в отдельные кавалерийские дивизии. Вся русская кавалерия, в том числе и драгунская, вела бой только в конном строю. В Отечественной войне 1812 года русская кавалерия сыграла значительную роль в разгроме наполеоновской армии.
Уланы – наряду с гусарами род легковооружённой новоевропейской кавалерии, вооружённый пиками, саблями и пистолетами. 
Драгуны – название конницы, способной действовать также и в пешем строю.
Пехота 1812 года – род войск сухопутной армии.  Русская пехота во время Отечественной войны 1812 года делилась на линейную (или тяжелую), легкую, морскую и гарнизонную. Основной боевой единицей являлся полк. Полк состоял из трех батальонов по четыре роты в каждом. Первая рота каждого батальона именовалась гренадерской и состояла из гренадерского и стрелкового взводов. Остальные роты в пехотных полках именовались пехотными (мушкетерскими), в гренадерских – фузилерными, в егерских – егерскими. Каждая рота состояла из двух взводов. Два полка составляли бригаду: пехотную, гренадерскую или егерскую. Дивизия состояла из четырех бригад. В гренадерской дивизии – три гренадерских и артиллерийская, в пехотной – две пехотных, егерская и артиллерийская. Во время войны полки нередко действовали в сокращенном составе: гренадерские роты выводились из их состава и временно сводились в сводно-гренадерские бригады и дивизии. Две дивизии составляли корпус.
Гренадёры – отборные части пехоты или кавалерии, изначально предназначенные для штурма вражеских укреплений, преимущественно в осадных операциях. Гренадеры были вооружены ручными гранатами и огнестрельным оружием.
Партизаны – люди,  добровольно сражающиеся в составе организованных партизанских сил на территории, занятой противником (контролируемой реакционным режимом), за свободу и независимость своей родины.
Флеши – полевые (иногда долговременные) укрепления. Состоят из двух фасов длиной 20-30 метров каждый под тупым углом. Угол вершиной обращен в сторону противника.
Редут – небольшое отдельное укрепление из камня или земли, обведенное рвом.
Батарея –  несколько боевых орудий, соединенных для действия в одном месте; артиллерийская рота или положенное число полевых орудий.
Картечь – артиллерийский снаряд, предназначенных для поражения живой силы противника на близких расстояниях (до 300 м) на открытом поле
Кивер – военный головной убор цилиндрической формы, с плоским верхом, с козырьком, часто с украшением в виде султана

5. Продолжение изучения нового материала Памятники героям Отечественной войны 1812 года

Слайд №25
1.Памятник М.И.Кутузову Н.В.Томский  1973 г.
2. Памятник- часовня 
Богданов В.Г. Полоцк 1850 г.
3. С. Р. Надольский (скульптор) и Н. С. Шуцман (инженер). 1913г
Слайд №26
Храм Христа Спасителя
Слайд №28
инженер П.А. Воронцов-Вельяминов
Памятник Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову
Слайд №29
Триумфальные ворота Москва (Триумфальная арка)

Запись в тетрадях.
6. Самостоятельная  и коллективная работа После объяснения нового материала и просмотра презентации, разбить класс на 2 группы, дать задание каждой группе – заполнить таблицу на темы:
«Полководцы Отечественной войны 1812 года,  подвиги и победы»
«Партизаны Отечественной войны, подвиги и победы»
Каждая группа готовит задание: правильность заполнения таблицы.
Выставление баллов и оценок.
7. Познавательно-развлекательный момент Просмотр фрагмента из художественного фильма
Э.А.Рязанова "Гусарская баллада» (1962)  о Надежде Андреевне Дуровой (1/83-1866), которая  вошла в историю как первая в России женщина-офицер.
Зачитывают стихотворения, посвящённые «Героям Отечественной войны 1812 года», дополнительные сообщения, доклады.
8. Проверка самостоятельной работы. Слушает сообщения уч-ся, делает выводы, оценивает выступления уч-ся. Каждая группа отвечает на вопросы, слушает ответы, рецензирует ответы уч-ся.
9. Закрепление полученных знаний Подводит итоги урока.
В самом названии Отечественной войны подчёркивается её общественный, народный характер. В 1812 году русский народ отстоял свою независимость и территориальную целостность в борьбе с иностранными захватчиками, благодаря самоотверженным подвигам, безграничной любовью к своей Родине.
В 200 летнюю годовщину  победы русского народа в Отечественной войне, мы должны с уважением и почестями относится к  подвигам предков, не забывать и уважать историю Отечества, знать героев былых времён, которые навечно  остались в истории и памяти нашего народа.
Учитель подводит итоги викторины,  проверяет работы учащихся на карточках, выставляет оценки в электронный журнал и дневники. 
Отвечают на вопросы учителя. Подводят итог урока, отвечают на вопросы из школьного учебника и дополнительной литературы.
Зачитывают стихотворение из презентации
Слайд №30
10. Итог урока. Контроль знаний Подводит итог урока, задаёт вопросы по теме.

Вопросы: Слайд №31

Ответы:

1. Раевский  
2. Дурова, Василиса Кожина
3. Платов
4. Барклай-де-Толли
5. Кутузов
6. Барклай-де-Толли
7. Партизаны
8. Конные войска
9.Партизан, имел сильное намерение убить Наполеона
10.Давыдов

Домашнее задание:  Слайд №32
Параграф 4.
Рабочая тетрадь задание
Составить кроссворд на тему «Отечественная война 1812 года»
Спасибо за урок!

Слайд №33

Слушают учителя, читают документы в конце параграфа стр. 31, делают выводы «Я знаю, что...» Записывают домашнее задание, выставляют оценки в дневник

Литература:

1. А.А. Данилов Л.Г. Косулина  История России XIX век издательство «Просвещение».
2. «Военная одежда русской армии» Военное издательство Москва 1994.
3. К.Л. Гуленков А.В. Короленков История России Айрис-Пресс, 2009.
4. В.В.Керов  История России Высшая школа Москва 2001.
5. И.Н.Ионов Российская цивилизация IX-начало XX века Просвещение Москва1995.
6. http://900igr.net/kartinki/ist…
7. http://dd61.kurort.gov.spb.ru/…
8. http://www.ote4estvo.ru/geroi-otechestvennoj-vojny-1812-goda/