Урок на тему "Храм Святого Дмитрия Ростовского в г. Сальске"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, МХК и ИЗО


Методическое обоснование темы урока:

– Основное общее образование;
– Курс «История России», Основы православной культуры, МХК;
– Базовый уровень; 9 класс;
– Заключительный  урок по теме «Россия в XX-XXI веке»;
– Актуальность и значимость данной темы определяется тем, что история религии и степень ее влияния на развитие политической и других сфер жизни является одной из центральных проблем современного гуманитарного знания.
– Обязательный минимум содержания образования: Родной край в к.XX– н.XXI века.

Развернутая целевая установка урока:

  • Образовательная:
    • познакомить учащихся с  памятником религиозной культуры – Храмом Св.Димитрия Ростовского г.Сальска;
    • раскрыть особенности некоторых  религиозных традиций, которые не ограничиваются только церковной сферой и существенно влияют на быт, а также на повседневную жизнь людей;
    • яснить значение терминов по теме.
  • Воспитательная:
    • научить элементарным приёмам этикета, принятого в общении с верующими и священнослужителями;
    • создать условия для формирования ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями нашей страны.
  • Развивающая:
    • использовать приобретенные знания для выбора путей своего культурного развития, организации личного и культурного досуга;
    • развивать толерантное отношение к миру, что необходимо для адаптации в современном мире;
    • развивать память и воображение.

Визуальное сопровождение: Презентация, иллюстрации: архитектурные сооружения,
культовые и религиозные,

Оборудование: компьютер, проектор, индивидуальные познавательно-творческие карты;

Тип урока: урок-экскурсия;

Время занятия: один урок 45 минут.

Связь с другими предметами: Основы православной культуры, МХК.

Настройка действия презентации: Переход к слайдам по щелчку мыши.

Описание работы: (Приложение 1)

1. Титульный. Слайд 1 Ночь тиха (автоматически)
2. Эпиграф. Слайд 2
3. Историческая справка. Слайды 4-7
4. Правила поведения в православном храме. Слайд 8, гиперссылка на презентацию «Правила поведения в православном храме»
5.  Внешняя символика православного храма. Слайды 9-12
6. Внутренняя символика православного храма. Слайды 13-20
7.Фотоэкскурсия в Храм Св.Димитрия Ростовского г.Сальска. Слайды 21-31. Колокольный звон (автоматически)
8. Творческое задание. Слайды 32-33
9.  Заключительный. Слайд 34, музыкальная притча «Богатый и бедный» (по щелчку)

Урок проводится в мультимедийном кабинете.

Опережающее задание:подготовить сообщения «Правила поведения в православном храме» (презентация); «Историческая справка»; «Внешняя символика православного храма»; «Внутренняя символика православного храма»;

ХОД УРОКА

Национальные особенности сближают людей,
заинтересовывают людей других национальностей,
а не изымают людей из национального окружения
других народов, не замыкают народы в себе.

Д.С.Лихачев.

1. Вступительное слово учителя
2. Актуализация знаний
3. Постановка проблемы
4. Мотивационная беседа
5. Постановка целей урока

– Здравствуйте. Мы все очень любим путешествовать и знакомиться с различными достопримечательностями, но это не всегда осуществимо. Поэтому, как бы нам ни хотелось, но наша экскурсия по осмотру местной достопримечательности – будет виртуальной. Тема нашего урока сегодня – экскурсия в Храм Св.Димитрия Ростовского.

Зачем современному российскому школьнику нужны знания о религиях?

Современная Россия – невиданный, пожалуй, в мире образец воссоздания религиозной жизни за столь короткий период времени. На глазах одного поколения положение религии изменилось кардинальным образом. Возродилось и возникло множество конфессиональных организаций, образовались религиозные политические партии и движения, наблюдается интерес к религии прежде равнодушных к ней людей. Открыто выражать благосклонное отношение к религии стало хорошим тоном, в известной
мере даже модой.

Как показывают проведенные в последние годы социологические исследования, к верующим относит себя около 50% населения сегодняшней России. Религиозность сильно «помолодела»: ныне люди от 22 до 50 лет составляют больше половины от числа верующих в Бога. Таким образом, опровергаются еще недавно бытовавшие представления о том, что религиозность – удел пожилых людей. Изменения в традиционные представления о верующих вносят и данные, связанные с образовательным цензом. Ныне более половины верующих имеет среднее и более трети – высшее образование. Религиозной стала часть интеллектуальной и творческой элиты общества.

Владение хотя бы минимумом информации о религиозном наследии человечества поможет школьникам понять явления мировой художественной культуры. Без этого, попав в музей или галерею, они не будут чувствовать себя уверенно, не смогут проникнуть в смысл того, что они видят. Заметим, что слова «культ» и «культура» имеют один корень, и это не случайно: люди научились писать, рисовать, сочинять и исполнять музыку, печатать книги, сооружать красивые здания в значительной степени потому, что хотели выразить свои религиозные чувства. Всё искусство Древней Руси имеет религиозный характер. Не зная основ православия, древнерусское искусство просто невозможно понять и оценить. Религиозные образы пронизывают творчество художников, музыкантов и писателей всех стран и эпох, придают ему глубину, смысл. Сколько произведений искусства создано, например, на библейские сюжеты! И для того, чтобы понять их, необходимо обладать хотя бы элементарными знаниями о содержании Библии.

Пользуясь религиозным вакуумом в головах современных россиян, миссионеры, как свои, так и зарубежные, обрушились на россиян со всей своей кипучей энергией. Излюбленная аудитория миссионеров – молодёжь. Среди «учителей жизни», которые могут встретиться где угодно, есть и шарлатаны, и люди, преследующие корыстные цели, и просто психически неполноценные субъекты. Поэтому молодёжь необходимо специально знакомить с набором элементарных правил так называемой религиозной безопасности. Знания помогут нашим ученикам избежать трудных, а подчас и трагических ситуаций.

6. Изучение новой темы

а) Историческая справка

Святитель Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало; 1651-1709) – русский церковный деятель, епископ Русской Церкви; духовный писатель, оратор. Родился в Макаровке (40 верст от Киева) в декабре 1651 года, в семье полкового сотника. Учился в Киевской академии, но не закончил её. В 18-летнем возрасте принял монашеский постриг в киевской Кирилловской обители. Был игуменом в нескольких малороссийских монастырях. В 1701 году призван в Москву по велению Петра. С 1702 года – митрополит Ростовский и Ярославский (с резиденцией в Ростове). В Ростове учредил семинарию.
Храм святителя Димитрия Ростовского стал первым Храмом, возведенным в Сальске за полтора столетия. Новая веха в православной жизни сальчан началась в 2006 году, когда было принято решение о строительстве Храма Святителя Димитрия Ростовского на улице Крымского.
Место для Святыни было выбрано не случайно. Раньше в это микрорайоне Сальска стояла церковь. Датой начала строительства нового Храма стало 7-е июля 2006 года. Именно в этот день архиепископом Ростовским и Новочеркасским Пантелеймоном был отслужен молебен перед началом строительства и заложен первый камень в основание будущего Храма. В этом же 2006 году был заложен фундамент. 7 апреля на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, были начаты работы по кирпичной кладке.
4 июня 2009 года на Храме Святителя Димитрия Ростовского были установлены купола и строители приступили к монтажу кровли.
К празднику Святой Пасхи 4 апреля 2010 года пари большом стечении жителей города были освящены, подняты на колокольню Храма и установлены 9 колоколов. Значительный объём работ бьл вьшолнен в течение летнего периода 2010 года. К Храму подключили все коммуникации, завершили работы по внутренней и внешней отделке здания, трапезной, воскресной школы, установили иконостас, купель для совершения Таинства Крещения, открыли церковную библиотеку и лавку, благоустроили территорию. Храм Святителя Димитрия Ростовского строился на добровольные пожертвования жителей г.Сальска и Сальского района. Жители помогали как финансами, так и строительными материалами.
7 ноября 2010 года архиепископ Пантелеймон прибыл на Сальскую землю. При большом стечении прихожан Владыко совершил Великое Освещение нашего Храма.

б)  Правила поведения в православном храме

– Человек, который собрался в церковь, должен уяснить для себя, что собираясь в храм, он идет на встречу с самим Богом. Это первое и самое главное условие.
– Одеваться при посещении храма следует чисто и опрятно. Женщинам приличествует одежда, соответствующая их полу, то есть платья и юбки, не слишком открытые или обтягивающие.
– Женщина в храме должна быть с покрытой головой (1 Кор. 11, 13).
– Громко разговаривать, пользоваться мобильными телефонами нельзя;
– Чем больше человек продолжает ходить в церковь, тем меньше остается вопросов, все встает на свои места…

в)  Внешняя символика православного храма

– Храмовые здания имеют свой, веками устоявшийся, архитектурный облик со своей глубокой символикой.

Храм как гора: подъем в гору – освобождение от земной силы тяжести, приближение к царству света;
Храм как человек: Дмитрий Лихачев: «Храм – это своего рода человек. Окна – очи человека, купол – глава на шее, основание храма – его подошва»;
Храм как покров: купол на четырех опорах – это балдахин – коллективный покров над народом. Купол – шлем, участник богослужения – воин Христов;
Храм как небесный корабль: на нем верующие плывут в царствие небесное по бурному житейскому морю;
Храм как образ мира: алтарь – бытие Божие; нефы – ангельский мир; притвор – область земного бытия.

– Разное количество глав обуславливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм –  единство Бога. Совершенство творения;
Трехглавый храм – Пресвятая Троица;
Пятиглавый храм – Иисус Христос и четыре евангелиста;
Семиглавый храм – 7 Таинств Церкви, 7 добродетелей;
Тринадцатиглавый храм – Иисус Христос и 12 апостолов.

– По цвету купола можно определить, кому посвящен храм.

Золото – символизирует Небесную Славу, посвящены Иисусу Христу и двунадесятым праздникам;
Синие со звездами – посвящены Богородице;
Зеленые купола – Пресвятая Троица и русским святым;

г)  Внутренняя символика православного храма

Преграда, отделяющая алтарь от центральной части храма называется иконостас и состоит из 5 рядов. В нижнем ряду находятся Царские врата, боковые называются диаконскими. В нижнем ряду располагаются иконы Спасителя, Богородицы, храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен храм.
Икону называли «Библия» для неграмотных. Православная икона создает впечатление ирреальное. Золотой фон заменяет трехмерное пространство, перспектива – обратная, фигуры – бесплотные тени. Главное в Византийской иконе – привлечь внимание к одной точке – это глаза святых. Названия икон – удивительные, например, Богородичные – «Всех скорбящих радость», «Взыскание погибших», «Утоление печалей»; В центре купола – Христос Пантократор (Вседержитель), на западной части храма – Страшный суд;

д) Фотоэкскурсия в Храм Св.Димитрия Ростовского г.Сальска

Итак, мы теперь с вами знаем, как нужно приходить в церковь, чтобы не оскорбить чувства верующих, и как нужно ориентироваться во внутренней и внешней символике храма. Теперь, с помощью карточек попробуйте описать, извлечь информацию, совершив виртуальную экскурсию в Храм Св.Димитрия Ростовского.

7. Творческое задание

Внешняя символика православного храма Внутренняя символика православного храма
Разное количество глав обуславливается тем, кому они посвящены.
Одноглавый храм – единство Бога. Совершенство творения;
Трехглавый храм – Пресвятая Троица;
Пятиглавый храм – Иисус Христос и четыре евангелиста;
Семиглавый храм – 7 Таинств Церкви, 7 добродетелей;
Тринадцатиглавый храм – Иисус Христос и 12 апостолов;

По цвету купола можно определить, кому посвящен храм.
Золото – символизирует Небесную Славу, посвящены Иисусу Христу и двунадесятым
праздникам;
Синие со звездами – посвящены Богородице;
Зеленые купола – Пресвятая Троица и русским святым;

Преграда, отделяющая алтарь от центральной части храма называется иконостас и состоит из 5 рядов.
В нижнем ряду находятся Царские врата, боковые называются диаконскими.
В нижнем ряду располагаются иконы Спасителя, Богородицы, храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен храм.
Икону называли «Библия» для неграмотных.
Православная икона создает впечатление ирреальное.
Золотой фон заменяет трехмерное пространство, перспектива – обратная, фигуры – бесплотные тени.
Главное в Византийской иконе – привлечь внимание к одной точке – это глаза святых.
Названия икон – удивительные, например, Богородичные – «Всех скорбящих радость», «Взыскание погибших», «Утоление печалей».
В центре купола – Христос Пантократор (Вседержитель), на западной части храма – Страшный суд;

8. Беседа

– Чему же вы сегодня научились дети? (Ответы учеников)
– А теперь послушаем еще одно мнение… (Музыкальная притча, С.Копылова «Богатый и бедный»)
– Так чему же, вы научились? (Ответы учеников)

9. Подведение итогов

Дом. задание – презентации  фотоэкскурсий по православным храмам.

Дополнительная литература:

  1. Короткова М.В. «Путешествие в историю русского быта». М., «Дрофа»,  2003.
  2. Кулаков А.Е. «История религий в России: методическое сопровождение».  М.,  Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  3. Рябцев Ю.С. «История русской культуры». М., «РОСМЭН», 2003.