Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе для детей с задержкой психического развития. Тема: "Новогодние игрушки"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цель. Расширение представлений о разных видах новогодних игрушках.

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, здоровье, безопасность, чтение художественной литературы, музыка.

Задачи:

  • Образовательная. Расширять представления о новогодних игрушках, новогоднем празднике.
    Учить внимательно слушать сказку, составлять картинный план, пересказывать по плану.
    Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных в единственном числе в косвенных падежах, согласование прилагательных с существительными в роде, согласование числительных с существительными в роде, образовывать относительные прилагательные), слоговую структуру слова.
    Уточнять и расширять словарь по теме.
    Упражнять в подборе антонимов.
  • Коррекционно-развивающая. Развивать речевое дыхание, фонематический слух, связную речь, зрительное внимание, артикуляционную, тонкую и общую моторики, тактильные ощущения.
  • Воспитательная. Воспитывать доброжелательность, желания оказывать помощь друзьям.

Формы организации совместной деятельности: путешествие, игра, упражнения, сравнения, упражнение на развитие речевого дыхания, пальчиковая гимнастика, физкультминутка, пересказ сказки с опорой на мнемотаблицу.

Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации: игры, упражнение, моделирование, демонстрация наглядных пособий, рассказ педагога, беседа, чтение художественной литературы, воображаемая ситуация в развёрнутом виде

Лексический материал.

  • Предметы: Новый год, праздник, елка, украшения, игрушки, гирлянда, мишура, серпантин, шары, макушка, веселье, подарки, хоровод, поздравления, Дед Мороз, Снегурочка.
  • Признаки: новогодний, веселый, елочные, яркий, стеклянные, картонные, бумажные, разноцветные, пластмассовые, серебристые, золотистые, украшенная, высокий – низкий, тонкий – толстый, длинный – короткий, чистый – грязный.
  • Действия: украшать, наряжать, готовится, веселиться, получать (подарки), поздравлять, праздновать.

Оборудование: цветные карандаши, листы с заданием “Что на ёлке?” (Серия “Развитие и коррекция” Г.А. Киселёва. КНИЖКА-УЧИШКА. Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет. Выпуск 1. Стр. 71), ёлочные игрушки, маленькая ёлочка, фонограмма песни “Новогодние игрушки” (Слова Дементьева А., музыка Хоралова А.), картинки для плана мальчик, елка, колокольчик, барабан, часы, дудочка, шары), еловая ветка.

Предварительная работа: разучивание загадки с одним ребёнком, беседа о предстоящем празднике, рассматривание новогодних открыток с ёлочными игрушками.

Структура НОД

1. Начало НОД (Организационный момент)

Звучит песня “Новогодние игрушки”. Дети входят в группу, рассматривают новогодние украшения.

– О каких игрушках нам рассказала эта весёлая песенка?

2. Процесс НОД

1. Упражнение на развитие речевого дыхания “Приятный запах”

– Я буду подносить веточку к носу каждого из вас. По моей команде вы сделаете вдох, понюхаете веточку, а потом выдохните и на выдохе скажете: “Ах, какой приятный запах!”.

2. Пальчиковая гимнастика. “Ёлочка”.

Перед нами ёлочка: Показывают “ёлочку”: руки согнуты в локтях перед собой, пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, – верхушка “ёлочки”.
Шишечки, иголочки, Показывают “шишечки” – сжатые кулачки и “иголочки” растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают “шарики” ладошка – “полуковшик” со слегка раздвинутыми пальчиками обращена вверх, “фонарики” так же обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают “зайчиков” – кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; “свечки” сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки. Показывают “звёзды” – сложенные ладошки с растопыренными пальцами; “человечков” положение “ушки” вниз.

3. Сообщение темы.

4. Беседа по теме.

– Как вы думаете. Без чего и без кого, праздник не будет праздником в новый год?

Ребёнок загадывает загадку.

Гостья к нам пришла с опушки – зелена, хоть не лягушка.
И не Мишка косолапый, хоть ее мохнаты лапы.
И понять не можем мы иголки для чего нужны?
Не швея она, не ежик, хоть на ежика похожа.
Кто пушист, хоть не цыпленок, – должен знать любой ребенок.
Догадаться очень просто, кто пришел к нам нынче в гости?

– Молодцы! Это ёлка. Еще без кого наш праздник будет грустным? (Без Деда Мороза и Снегурочки.)

– А что Дед Мороз приносит детям на новый год? (Подарки.)

– А что, дети делают возле ёлки? (Танцуют, поют, Стихи читают.)

– Но для того, чтобы ёлочка была ещё красивее её наряжают в новогоднее платье. Что это за платье?

5. Игра “Чудесный мешочек”

– Сейчас мы поиграем в уже знакомую вам игру “Чудесный мешочек”. Вы будете по очереди опускать руку в мешочек, ощупывать одну из игрушек и рассказывать, какая она.

1-й ребёнок. Это шарик. Он круглый, гладкий, лёгкий.
2-й ребёнок.
Это сосулька. Она тонкая, длинная, гладкая.
3-й ребёнок. Это фонарик. Он бумажный, лёгкий.
4-й ребёнок. Это рыбка. Она овальная, гладкая. У неё длинный хвостик.

– Молодцы! Вы очень хорошо рассказали об игрушках. Давайте посмотрим на них. Какого они цвета?

1-й ребёнок. Шарик жёлтый.
2-й ребёнок. Сосулька голубая.
3-й ребёнок. Фонарик синий.
4-й ребёнок. Рыбка разноцветная.

Упражнение “Из чего – какой?”

– Игрушки делают из разного материала. Рассмотрите игрушки на нашей ёлочке и скажите, из какого материала они сделаны?

Игрушки из картона – какие? – …
Игрушки из бумаги – какие? – …
Игрушки из пластмассы – какие? – …
Мишура из серебра – какая? – …
Бусы из золота – какие? – …
Игрушки из стекла – какие? – стеклянные.

– Со стеклянными игрушками нужно обращаться аккуратно, они могут упасть и … (разбиться, можно пораниться).

Гирлянда разного цвета – какая? – …

– Электрическую гирлянду можно включать только взрослым.

Упражнение “Сосчитай-ка”

– Посчитаем наши игрушки длинным счётом: одна игрушка, две игрушки, … пять игрушек.

– А теперь посчитаем их по порядку: первый шарик, вторая сосулька, …

6. Физкультминутка. “Дед Мороз”

Этот пальчик – Дед Мороз. Сжимают руки в кулачки, выставив вверх большие пальцы.
У него есть красный нос, Поочерёдно отгибаются из кулачка указательные пальцы,
Есть седая борода. средние пальцы.
Очень ждём его всегда! Делают ладонями движения, подзывая к себе Деда Мороза.
Со Снегуркой он придёт Ходят друг за другом по кругу.
И подарки принесёт. Хлопают в ладоши.

7. Сказка про ёлочные игрушки.

Утром Илюша проснулся и почувствовал, что в доме пахнет елкой.

Он побежал в большую комнату. У окна стояла елка. Зеленая, высокая, пушистая. На ветках покачивались блестящие игрушки: разноцветные шары, серебряный колокольчик, большой барабан, часы и золотая дудочка. Илюша обошел вокруг елки, дотронулся до колокольчика, колокольчик тихо ответил тоненьким голоском: “Дин-дон, дин-дон!”

Илюша прикоснулся к барабану, и барабан громко забарабанил: “Бум-бум-бум!”

Илюша приложил ухо к часам и услышал, что они тихонько тикают: “Тик-так! Тик-так!”

А когда Илюша раскачал на ветке золотую дудочку, она громко и звонко запела: “Ду-ду-ду-ду-ду!”

Удивился Илюша, что все игрушки на елке имеют свои голоса. Он отошел в сторонку и прислушался – игрушки тихонько звенели. Илюша подумал: “Новый год – волшебный праздник. У меня волшебная елка, а на елке волшебные игрушки”.

8. Вопросы по содержанию с выставлением картинок:

– Что увидел Илюша в комнате? (Елку.) (Выставить картинку)

– Какая была елка? (Зеленая, высокая.)

Упражнение “Скажи наоборот”

Ёлка высокая – ёлка низкая
Ствол тонкий – …
Иголки длинные – …
Снег чистый – …
– Что висело на елке? (Игрушки.)

– Какие игрушки? (Дудочка, барабан, часы, шарики.)

9. Пересказ по цепочке.

10. Упражнение "Что звучит?"

Взрослый демонстрирует картинки и предлагает сначала показать, а потом назвать нарисованные предметы. Затем предлагает послушать, какие тихие голоса у колокольчика и часов, какие громкие – у барабана и дудочки. Далее взрослый экранирует рот ширмой и произносит тихие и громкие звуки, а дети угадывают и называют звук.

– А теперь представьте, что вы игрушки, которые висят на ёлке, качаются и звучат. Возьмите по одному инструменту или игрушке.

1, 2, 3

Наша ёлочка звени!

11. Упражнение “Что на ёлке?”

– Гостей на праздник Ваня ждал, свою ёлку наряжал.

Внучка с дедушкой пришли да подарки принесли.

– Назовём все новогодние игрушки, которые нарисовал художник.

– Что на ёлке?

– Что под ёлкой?

– Кто, что прячется за ёлкой?

– Что выше всех горит?

– Что ниже всех висит?

– Сделаем нашу картинку цветной – обведём по точкам, раскрасим цветными карандашами.

3. Окончание НОД

1. Подведение итогов.

– Какое задание вам понравилось больше?

– Какое у вас настроение сейчас?

2. Оценка деятельности.

– Молодцы, все активно и дружно работали, помогали друг другу.

3. Поощрение.

– Я подарю вам маленькие веточки, они будут напоминать вам, что совсем скоро наш любимый праздник.

Варианты организации образовательной деятельности в режимные моменты:

Словесное упражнение “Что на елке, а что (кто) пол елкой?” (Цель: закрепить понимание предлогов на и под, активизировать словарь по теме.)
Пересказ “Сказки про ёлочные игрушки”.

Формы взаимодействия с родителями:

Рекомендовать родителям рассмотреть дома новогоднюю елку, совместно с ребенком ее украсить, рассказать о елочных игрушках, обратить внимание на их внешний вид и материал, из которого они сделаны, назвать их, сравнить игрушки по величине и цвету; посмотреть на большую елку, установленную на центральной площади города.