Программа по предмету "Основы экономики"

Разделы: Коррекционная педагогика


Пояснительная записка

Изучение курса «Основы экономики» в «специальной (коррекционной) школе» имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение «Основы экономики» поможет достичь элементарного уровня экономической и потребительской культуры, обеспечить их жизнестойкости в современных социально-экономических условиях.

Учебный материал по экономики, в силу своего содержания, обладает большими возможностями для развития наиболее слабых сторон познавательной деятельности умственно-отсталых детей: внимания, наблюдательности, умения сравнивать и анализировать, применять их в практической деятельности.

Основными задачами данного курса являются:

  • Познакомить учащихся с понятиями «экономика, как ведение хозяйства»;
  • Обобщить знания об экономических документах;
  • Познакомить с экономическими объектами;
  • Показать необходимость человеку элементарных экономических знаний  и умение применять их в быту.

С учетом сниженных познавательных возможностей учащихся к учению, на занятиях предлагаются различные аспекты хозяйственной практики потребителя. Создание адекватных представлений о повседневной экономической деятельности обеспечивают разумное поведение в реальных жизненных ситуациях.

Учитывая десятилетний опыт работы и места прохождения производственной практики учащимися 10-11 классов, возникла необходимость введения новых тем для изучения.

Переработанная, дополненная и адаптированная программа состоит из следующих разделов:

  • Экономика, как хозяйство;
  • Человек и собственность;
  • Человек, как работник;
  • Человек, как потребитель;

Эти разделы изучаются в 10 классе

  • Человек, как потребитель (продолжение)
  • Услуги: финансовые, страховые, нотариальные, платные медицинские
  • Человек, как член общества

Эти темы изучаются в 11 классе

Курс предусматривает проведение практических работ и подготовку рефератов.
На изучение курса экономики отводится 34 часа (1 час в неделю).

Программа 10-го класса

Экономика, как хозяйство

  • Понятие об экономике.
  • Натуральное хозяйство.
  • Бартер.
  • Товарное хозяйство.
  • Разделение труда (специализация).
  • Отрасли экономики.
  • Рыночная система экономики.

Человек и собственность

  • Собственность.
  • Приватизация.
  • Ценные бумаги: акции, облигации.
  • Рынок ценных бумаг.
  • Бедность. Богатство.
  • Прожиточный минимум.
  • Инфляция.

Человек, как работник.

  • Заработная плата (повременная, сдельная).
  • Рынок труда.
  • Трудовой договор.
  • Профсоюзы.
  • Безработица.
  • Биржа труда.

Человек, как потребитель.

  • Торговля. Виды торговли (розничная, оптовая, биржевая).
  • Товары в кредит.
  • Реклама.
  • Сведения о штрих-коде.
  • Индекс Е.
  • Символы и обозначения на товарах.

Семейная экономика

  • Бюджет семьи (доходы, расходы).
  • Деньги. Современные деньги.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 10-го класса

Учащиеся должны знать:

– из чего складывается экономическое развитие страны;
– натуральное и торговое хозяйство;
– разделение труда;
– производительность труда;
– иметь представление об экономических объектах (биржа труда, торговля). Знать их назначение и определять вид деятельности;
– знать названия экономических документов (ценные бумаги, трудовой договор, кассовый чек, гарантийный талон), назначение документов, права и обязанности владельца документов, срок действия документов.

Учащиеся должны уметь:

– устанавливать цену выбора, обосновывать принятые решения;
– устанавливать равноценность натурального обмена;
– отличать бартер от покупки;
– знать, как начисляется заработная плата;
– определять совокупный доход семьи;
– планировать расходы.

Для учащихся 3 группы достаточно иметь представление о выше перечисленных экономических объектах и документах.

Программа 11-го класса

Повторение – 4 часа

  • Производство.
  • Факторы производства.
  • Фирмы. Виды фирм.

Человек, как потребитель.

  • Потребности.
  • Потребитель. Потребление.
  • Права потребителя.
  • Недостаток товара.
  • Гарантийный срок. Срок годности.
  • Закон РФ «О защите прав потребителей».

Финансовые услуги

  • Банк. Виды банков.
  • Виды вкладов.
  • Банковский кредит.

Страховые услуги

  • Страховой случай.
  • Виды страховых компаний.

Нотариальные услуги.

  • Нотариус. Распространенные нотариальные действия.
  • Платные медицинские услуги.

Человек, как член общества.

  • Налоги. На что расходуются налоги.
  • Социальная защита населения.
  • Виды социальной помощи нуждающимся.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 11-го класса

Учащиеся должны знать:

– природные ресурсы;
– производство, факторы производства;
– основные виды потребностей;
– обязательное и добровольное страхование;
– платные медицинские услуги;
– экономические объекты (фирма, банк, нотариальная контора), их назначения и вид деятельности;
– названия экономических документов (закон РФ « О защите прав потребителей»), назначение документов, права и обязанности владельца документов, срок действия документов.

Учащиеся должны уметь:

– рассуждать о рациональности своего гардероба;
– уметь, по конкретным признакам, судить о качестве товара, анализировать реальные ситуации, связанные с обменом товара.
Для учащихся 3 группы достаточно иметь представление о вышеперечисленных экономических объектах и документах.

Литература

  1. Т.Н. Стариченко. Экономический практикум в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении 8 вида. Учебно-методическое пособие. Москва «Издательство НЦ ЭНАС» 2004 г.
  2. И.В. Лисиц. Экономика. История и современная организация хозяйственной деятельности. Учебник для 7-8 классов, 9 класса, общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Издательство «Вита – Пресс» Москва 1999 г.

Приложения: Тематическое планирование