"Основные способы образования слов в русском языке". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели урока:

  • Обучающая: сформировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав, научить составлять словообразовательные цепочки, актуализировать знания о способах словообразования в русском языке.
  • Воспитывающая: воспитать интерес и уважение к русскому языку, его богатству.
  • Развивающая: развить творческие способности учащихся, развить навыки работы с информацией.

Тип урока: урок-усвоение нового материала с использованием ИКТ.

Этапы урока:

  • Организационный момент
  • Вступительное слово учителя
  • Повторение пройденного. Фронтальный опрос.
  • Письменная работа по пройденному материалу.
  • Изучение нового материала (учащиеся на предложенных примерах делают выводы о способах словообразования).
  • Закрепление материала. Выполнение практических заданий по теме урока.
  • Подведение итогов урока делаем вывод о многообразии способов словообразования, об их значении)
  • Домашнее задание.

Методы обучения: частично-поисковый, консультативный.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, индивидуальная.

Специфика класса: общеобразовательный.

Оборудование и материалы к уроку: учебник, тетрадь, проектор, компьютер, программа для создания презентаций

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами продолжаем изучение раздела под названием «Словобразование и орфография». В начале урока мы с вами повторим пройденный на прошлых занятиях материал. (СЛАЙД 1)

3. Повторение пройденного

– Мы с вами уже  закончили разговор о чередующихся гласных в корне слова. Давайте вспомним их правописание.

  • Как же определить, в каком случае писать А, а в каком О в корнях -ГАР-/ -ГОР-? (Под ударением – А, без уд. – О. Н.: загореть – загар)
  • А в корнях -ЗАР- / -ЗОР-? (Под уд. – О, без уд. – А. Н.: заря – зорька)  (СЛАЙД 2)
  • Давайте вспомним и те корни, о которых мы говорили в 5 классе:

-РАСТ- / -РАЩ- / -РОС- (вырастить-выращивать-вырос Искл: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль) (СЛАЙД 3)
-ЛАГ- / -ЛОЖ- (положиться – полагаться)
-БЕР- /БИР-, -ПЕР- / -ПИР-, -МЕР-/-МИР- и др. (соберу-собирать) (СЛАЙД 4)

4. Самостоятельная работа на листочках по пройденному материалу (СЛАЙД 5)

Загорать на пляже,
Беречься от загара
Располагать свободным временем,
Школьный возраст
Утренняя заря
Молоко пригорело
Возлагать надежды
Полезные растения
Взобраться на пригорок
Гористая местность
Собираться за грибами
Запереть дверь

– Проверьте работу, передайте листочки с последней парты вперед.

5. Изучение нового материала  

Мы с вами говорили: «Тема «Словообразование и орфография». Моменты, касающиеся орфографии, мы уже обсудили. А теперь давайте вспомним, что же такое словообразование? (Словообразование  – раздел науки о языке, в котором изучается, от чего и с помощью чего образованы слова). (СЛАЙД 6)
– А от чего и с помощью чего образуются новые слова. (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
– Правильно! Вот мы и подошли к основной теме нашего сегодняшнего урока. Сегодня я вам расскажу об основных способах образования слов в русском языке.

Способы словообразования:

  • морфемный
  • сложения
  • сложносокращенные слова (СЛАЙД 7)

Морфемный способ словообразования:

  • Есть слово ЛЕС, какой суффикс нужно добавить, чтоб сделать лес маленьким (-ОК-)? Такой способ образования слов называется суффиксальным.
  • Приставочный (по + темнеть – потемнеть)
  • Приставочно-суффиксальный (на +хлеб+ник)
  • Бессуффиксный (синева – синь) (СЛАЙД 8)

Способ сложения:

  • Сложение основ (зверолов, пешеход)
  • Сложение целых слов (диван-кровать, плащ-палатка)
  • Сложение части основы с целым словом (драмкружок, педсовет)
  • Переход из одной части речи в другую (ванная комната – ванная, столовая комната – столовая) (СЛАЙД 9)

Сложносокращенные слова:

  • Часть, состоящая из нескольких звуков (завуч, завхоз)
  • Часть состоящая из нач. букв (ВВЦ, МГУ)
  • Часть, состоящая из нач. звуков (МИФИ, ВУЗ, ЛИАЗ) (СЛАЙД 10)

6. Упр. 123 (пис.)  (по 1 человеку к доске)

7. Резерв: запись текста под диктовку («Февраль»)

Задание: записать предложения, прокомментировать знаки препинания, определить способы образования выделенных слов.

Февраль – наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий и колючеметельный месяц.
В нем звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов.
Февраль – предчувствие весны, последний месяц зимы, кривые и широкие дороги.

8. Домашнее задание: выучить сп-бы обр-я слов, уметь приводить примеры, упр. 126 (СЛАЙД 11)