Открытый урок по технологии с элементами театральной педагогики "Печем блины, встречаем Масленицу"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • Развитие у школьников технологической культуры, культуры труда и межличностных отношений, трудовой функциональной грамотности, обеспечение возможности профессионального самоопределения.
  • Возрождение русских национальных традиций, воспитание у учащихся патриотизма

Задачи:

  • познакомить учащихся с традициями празднования Масленицы;
  • научить печь блины, сервировать стол к приему гостей;
  • воспитывать аккуратность, гостеприимство;
  • формировать эстетический вкус.

Оборудование и приспособления: учебные таблицы – «Питательные вещества», «Изделия из теста», «Техника безопасности при кулинарных работах», учебное пособие «Кулинария 6-7 класс», компьютер, проектор, кухонное оборудование, продукты.

Предварительная подготовка учащихся по бригадам: стихи, частушки, пословицы и поговорки, семейные рецепты блинов, блинчиков и оладий.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Девочка в русском национальном костюме читает стихотворение:

Нам в конце февраля на неделю
Дарит Масленицу солнца блин.
Сам Велес на волшебной свирели
Нам поет песни гор и долин.

Всю неделю блины славят Солнце
Собирая гостей за столом
В первый день у себя соберемся,
Завтра к теще мы в госте пойдем.

Всю неделю гуляет Маслина,
На нарядных катаясь конях,
То берет снежный город с разгона,
То с горы вниз летит на санях!

А в прощеное все воскресенье
По обычаю русскому мы
Друг у друга попросим прощенья
И сожжем злую куклу Зимы!

II. Беседа

Учитель: Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души.
Семидневное веселье посвящено проводам холодной зимы и заканчивается символической встречей весны. Половина случайных прохожих скажет, что это языческий праздник, другая, что православный. Все они правы. С приходом христианства изменился только день празднования, который определяется в зависимости от начала Великого Поста.

Вопрос учителя: Что является главным угощением на Масленицу?

Ответ учащихся: Блины. (1-й слайд Презентации)

Вопрос учителя: « Почему именно блины стали символом Масленицы?»

Ответ учащихся: (2-й слайд)

Учитель: Блины появились так давно, что никто не помнит, когда. Они были ритуальным блюдом еще у языческих славянских народов. Это символ солнца и жертвоприношение могущественным идолам. Но самая главная их роль – это угощение на Масленицу, веселый праздник восточных славян. Масленица с ее блинами это встреча солнца и весны, прощание с зимой.
Всю неделю положено есть блины, причем все дни имеют особое значение. В один день следует угощать золовок, в другой отправиться в гости и т.д. Блины не получится заменить пирожными и круассанами. Они – часть ритуала, частичка призываемого на холодную землю Солнца. Согласно поверьям, не встретивший достойно Масленицу весь год проживет несчастным и замерзшим.

На экране проектора демонстрируется видеоклип «Широкая масленица», который озвучивают ученицы:

Каждый день Масленицы имеет свое особое значение:
Понедельник – встреча. К понедельнику достраивали качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопшим.
Вторник – заигрыши. Парни и девушки приглашали друг друга покататься с горок, поесть блинов. Звали родных и знакомых.
Среда – лакомка. В этот день зять приходил «к теще на блины» Кроме зятя теща приглашала и других гостей.
Четверг – широкий разгул. С этого дня народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям.
Пятница – тещины вечерки. Теперь еже зять приглашал к себе в гости тещу и угощал ее блинами.
Суббота – золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала в гости золовку (сестру мужа). В этот день невестка должна подарить золовке какой-нибудь интересный подарок.
Прощеное Воскресенье. В последний день масленицы просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, освобождаясь от грехов перед Великим постом. В ответ нужно сказать: « Бог простит».
Отпраздновав, как велит обычай, удивишься тому, что успел посетить, угостить и как положено, в Прощеное Воскресенье, все простил.

Учитель: Какие поговорки про блины вы знаете? (Ответы учащихся)

III. Объяснение нового материала

Учитель: Блины на Масленицу ели ежедневно. Тесто для приготовления блинов классифицируется (3-й слайд).

Вопрос учителя: Что является основной составляющей в приготовлении теста?

Ответ учащихся: Мука. (4-й слайд)

Учитель: Обычно используют пшеничную и ржаную муку, реже ячневую, гречневую и кукурузную. В муке содержатся практически все питательные вещества (белки, углеводы, жиры, минеральные вещества).

Вопрос учителя: Что обязательно нужно делать с мукой перед замешиванием и почему?

Ответ учащихся: Просеивают через сито, чтобы удалить комочки и случайные примеси, а мука при этом обогащается воздухом. Это значит, что тесто будет легче замешиваться и лучше подниматься. (5-й слайд)

IV. Вводный инструктаж

Учитель: Есть некоторые правила приготовления теста: не сыпать муку в жидкость, от этого она спекается в комки, чтобы улучшить качество теста применяют разрыхлители, которые делают тесто пористым. В домашних условиях тесто разрыхляют с помощью дрожжей и питьевой соды, а иногда используют кислое молоко или яичные белки. (6-й слайд)

Повторение правил безопасного труда на кухне (устный фронтальный опрос) (7-й слайд)
Сообщение учителя о сервировке стола на Масленицу. (8-й слайд)

V. Практическая работ (бригадная форма работы)

«Приготовление клюквенного морса ,чая, блинчиков, блинов и оладий» по заранее заготовленным рецептам по выбору учащихся. Учитель раздает бригадирам инструкционно-технологические карты.

Задача учителя во время практической работы осуществлять:

  • текущий инструктаж по технике безопасности;
  • контроль за соблюдением безопасности труда, санитарии и гигиены;
  • наблюдение за организацией рабочего места;
  • соблюдение последовательности приготовления блюда и отдельных технологических операций;
  • помощь в выполнении отдельных приемов работы инструментами и приспособлениями (по мере необходимости);
  • контроль за соблюдением трудовой дисциплины.

На заключительном этапе практической работы (приблизительно за 5 минут до ее окончания) организовать самоконтроль за правильным выполнением практической работы, показать на отдельной порции вариант оформления готового блюда, предложить бригадам : проявить фантазию и придумать свой вариант украшения ( начинкой) оладий и блинчиков, подготовить блюда к подаче на праздничный стол.

После приготовления блюда бригадами и уборки рабочего места, члены бригады, используя плакат «Сервировка стола к праздничному завтраку», накрывают стол и оформляют его, демонстрируют сервировку на одного человека.

VI. Контроль знаний и умений по теме урока

Осуществляется по карточкам учета и выполнения работы, которые выдаются бригадирам в начале урока.

Каждый ученик (ученица) отвечает на вопросы теста по пройденному материалу, правильные ответы учитель показывает на слайде 9 и 10 презентации, результаты теста учитываются в самоанализе ученика (ученицы).

Дежурные от бригад (официанты) сервируют столы.

Сервировка стола

Праздничный стол начинается с парадной скатерти. В словаре С.И. Ожегова читаем: скатерть – кусок ткани особой выработки, которой покрывали стол. В старину скатерть на Руси называли «столешник». Делали ее из домотканого полотна и всегда прямоугольной формы. Учитывая, что за праздничным столом обычно предполагается несколько смен блюд, обилие столовых и чайных приборов, под скатерть хорошо подложить мягкую ткань. Это приглушит стук тарелок, вилок, меньше будет биться посуда, а блюда с горячей закуской не оставят следов на полированном столе.

Учащимся нужно показать, как правильно расстилать скатерть, это очень важно, особенно когда за столом будет много гостей. Так, если скатерть прямоугольная или квадратная, ее углы должны закрывать ножки стола, если круглая или овальная – центр скатерти должен совпадать с центром стола. Края ее должны быть спущены не менее чем на 25 см и не более чем до сидения стула.

После окончания приготовления фартуки и косынки на девочках меняются на бусы и праздничные платки. Начинается вторая, театрализованная, часть урока (см. приложение).

VII. Подведение итогов урока:

Учитель проводит фронтальный опрос:

– Что нового узнали на уроке?
– Какие блины можно приготовить на масленицу?
– Что можно подавать к блинам?
– Связь с какими предметами (учебными) прослеживалась на уроке?

– Сделать общую оценку урока, оценку каждой бригаде и каждому ученику с помощью карточек контроля работы и индивидуальных тестов, которые заполнили бригадиры и каждый ученик, учитывая дегустацию.

Домашнее задание: Приготовить дома понравившиеся блюда и принести письменный отзыв родителей. (Слайд 11)

Учитель: Сегодня мы с вами, ребята, вспомнили частичку наших русских традиций. И если мы не будем знать свою историю, если не будем беречь наши национальные традиции, то в своем развитии мы не будем идти вперед, нам нечего будет передать новым поколениям.
Я надеюсь, что урок всем понравился. Всем СПАСИБО!

VIII. Уборка кабинета

Дежурные моют посуду, убирают класс, сдают учителю технологические карточки, снимают наглядные пособия.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7