Урок социально-бытовой ориентировки "Первая медицинская помощь при травмах"

Разделы: Коррекционная педагогика


Цели.

  • Учить правильно оказывать доврачебную помощь: останавливать кровотечение, обрабатывать рану и накладывать повязку. Учить накладывать жгут и шины.
  • Коррекционно-развивающая. Повышение интеллектуального уровня, развитие речи, памяти, обогащение словарного запаса.
  • Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки. В чрезвычайной ситуации приходить на помощь, не оставлять в беде товарища.

Оборудование: таблицы, йод, жгут, шины, бинты, платочки.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

- Назвать виды помощи.

- Назвать виды медицинских учреждений.

- Назвать работников медицинских учреждений.

- Назвать виды врачебной помощи.

- Назвать виды доврачебной помощи.

III. Вступительная беседа.

- У кого были травмы? Какие? (ответы детей)

Учитель. Мы ходим в лес, катаемся на лыжах, играем в футбол, хоккей. Часто случаются при играх травмы. Трудно представить себе человека, который ни разу не порезался или не имел синяка на теле. Любые повреждения кожи считаются раной. А если рядом не окажется медпункта? В этой ситуации мы должны уметь оказать первую медицинскую помощь. Первая медицинская помощь – это всего лишь временная мера при несчастном случае, предпринимаемая для того, чтобы спасти жизнь пострадавшего человека, предотвратить дополнительные травмы, облегчить его страдания. Это значить вовремя и умело помочь своему товарищу.

IV. Цель урока. Сегодня мы будем учиться оказывать доврачебную помощь при порезах и переломах. Будем учиться останавливать кровотечение.

V. Изучение нового материала.

Виды кровотечений

1. Капиллярное – образуется кровяная точка (показ на таблице)

- Как остановить? (Пальцевое нажатие через марлю, затем наложить легкую повязку).

- Как нужно обрабатывать рану?

Должны знать, что даже маленькую царапину надо обязательно промыть кипяченой водой

- Для чего? (удалить частицы грязи);

  • обработать дезинфицирующими средствами

Для чего? (убивают болезнетворные микробы, чтобы не произошло заражение);

  • кожу вокруг раны смазать йодом;
  • наложить стерильную повязку;
  • при появлении покалывания или посинения пальцев, нужно немедленно ослабить повязку.

- Почему нужно ослабить повязку? (может произойти омертвление);

  • не убирая пропитавшую кровью повязку, поверх ее наложить новую.

Практическая работа (обработка раны и налаживание повязки)

2. Венозное (показ на таблице) – накладывается тугая повязка (давящая).

Кровотечение остановить, рану показать врачу.

3. Гораздо сложнее, когда течет алая кровь и бьет толчками – это артериальное кровотечение (показ на таблице).

- Как остановить артериальное кровотечение?

  • пальцевое нажатие;
  • максимально согнуть руку или ногу (сложно добиться прекращения кровотечения);
  • в это время кто-то из окружающих может приготовить жгут или закрутку.

Запомните. Жгут используют только при артериальном кровотечении.

Правила накладывания жгута (показ)

  • производят пальцевое нажатие артерии и придают раненой руке или ноге возвышенное положение;
  • жгут накладывают на ровную салфетку (ткань без складок), чтобы меньше травмировать кожный покров;
  • жгут накладывают выше раны, ближе к ней;
  • жгут растягивают и опоясывают 2-3 раза, концы завязывают;
  • в холодное время укутать;
  • жгут накладывают не более чем на 1 час, в холодное время – 30 минут.

После этого, произведя пальцевое нажатие, ослабить жгут до появления 1-2 капли крови, а затем снова затянуть не более чем на 2 часа, затем тугая повязка.

  • необходимо сделать пометку на видном месте или написать на коже о времени наложения жгута.

- Почему нужно указать время наложения жгута?

  • пострадавший должен находиться в лежачем положении.

Практическая работа (наложение закрутки)

Физминутка.

Переломы

- Жгут накладывается при открытых переломах (показ на таблице)

- Как помочь при переломах?

  • остановить кровотечение;
  • придать ноге или руке неподвижное состояние.

- Как это сделать? (наложить шину)

- Что мы будем делать, если рядом не оказалось медицинских средств?

(использовать поручные средства)

- Какие подручные средства? (рассматривают таблицу)

Правила накладывания шины

  • палочки должны быть ровные;
  • обмотать тканью или подложить под палочки;
  • палочки накладывают с двух сторон;
  • фиксируют;
  • подвязывают руки.

Рассматривают таблицу.

  • перелом предплечья;
  • кисти;
  • бедра;
  • таза;
  • стопы.

- Как зафиксировать перелом, если не оказалось подручных средств? (привязать ногу к ноге)

Кроссворд.

  1. Пакетик с прогревающим желтым порошком (горчичник)
  2. Какой медицинский инструмент используют для укола? (шприц)
  3. Что применяют при головной боли? (таблетка)
  4. Средство для обработки раны (йод)
  5. Что используют для остановки крови? (жгут)
  6. Как называется нож, которым хирург делает операцию? (скальпель)
  7. Работник медицинского учреждения (санитар)
  8. Средство для перевязки (бинт)
  9. Что нужно обязательно взять с собой, когда идешь в поход? (аптечка)

- Какое слово получилось?

Сценка. В сценке участвуют два человека: врач и больной.

Больной – Ой, болит, болит, болит!

Врач - Что болит?

Больной - Зуб болит.

Врач - Вчера у меня были?

Больной - Нет.

Врач - Вот мой совет: возьмите ниточку, один конец привяжите к зубу, а другой – к двери. И пусть кто-нибудь из вашей семьи откроет дверь. Завтра придете.

Больной - Ой, болит, болит, болит!

Врач - Что болит?

Больной - Зуб болит.

Врач - Вчера у меня были?

Больной - Да.

Врач - Как мой совет?

Больной - Оторвало.

Врач - Что оторвало?

Больной - Ручку от двери.

Врач - Вот другой совет: возьми веревку, один конец привяжите к зубу, а другой – к ножке стола, кто-нибудь отодвинет стол на полметра. Завтра придете.

Больной - Ой, болит, болит, болит.

Врач - Что болит?

Больной - Зуб болит.

Врач - Вчера у меня были?

Больной - Да.

Врач - Как мой совет?

Больной - Оторвало.

Врач - Что оторвало?

Больной - Ножку от стола.

Врач - Вот еще совет: возьми толстый канат, один конец привяжи к зубу, а другой – к вагону поезда. Завтра придете.

Больной - Не болит, не болит.

Врач - Что не болит?

Больной - Зуб не болит.

Врач - Вчера у меня были?

Больной - Да.

Врач - Ну как мой совет?

Больной - Оторвало.

Врач - Что оторвало?

Больной - Вагон от состава.

Врач - А где же зуб?

Больной - Начальник станции выбил.

- Правильно была оказана первая медицинская помощь?

VI. Закрепление.

- Виды кровотечений

- Что накладывают при кровотечениях?

- Что накладывают при переломах?

VII. Домашнее задание.

- Потренируйтесь обрабатывать рану, накладывать жгут и шины.

VIII. Итог урока. Чему мы учились на уроке?

Рефлексия. Самооценка.