Организм как единое целое

Разделы: Биология


Класс: 6.

Цели урока:

  1. создать условия для формирования у учащихся знаний о живом организме как целостной системе, используя обобщенные знания о клетках, тканях, органах и их системах;
  2. развивать умение слушать, обобщать, формулировать выводы, работать с текстом учебника, использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;
  3. формировать интерес к предмету.

Задачи урока:

  1. распознавать и описывать органы и системы органов живых организмов;
  2. характеризовать причины нарушения целостности организма;
  3. доказывать, что организм – единое целое.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point , карточки для работы в группах, ведомость для учета баллов, листы рефлексии.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: урок с использованием компьютерных технологий.

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организационный момент
1-2 минуты

Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
создать положительный эмоциональный настрой;
Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

Мотивация учащихся

Шкала выставления оценок:
«5» – 26 и более
«4» – 21 – 25 баллов
«3» – 15 – 20 баллов
«2» – менее 15 баллов
1) Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку. (На группы по 5 человек класс разделен заранее.)
2) Учитель формулирует тему урока, привлекает класс к постановке цели урока. Сегодня на уроке мыдолжны обобщить знания о строении и жизнедеятельности живых организмов, упорядочить их, систематизировать. Обращает внимание учащихся на шкалу выставления оценок (приложение 1). Тема нашего урока «Организм как единое целое». (Слайды 1-2)
3) Учитель создает проблемную ситуацию, используя вопросы беседы с учащимися.
Сначала давайте немного вспомним, что мы знаем о строении живых организмов. (слайд 3)
– Скажите, как называется самая маленькая структурная часть любого живого организма?
– Во что клетки объединяются по выполняемым функциям?
– Какие вы знаете ткани у растений?
– у животных?


Какая часть организма образуется разными типами тканей?
– Какие вы знаете органы?

– Что образуют органы, выполняющие одинаковые функции?
– Какие вы знаете системы органов?

По ходу беседы схема (слайд 4) дополняется уровнями организации живых систем и примерами существующих на них структур.
Проблема: (слайд 5)
Предположим, произошло нарушение работы одной из систем органов. Отразится ли это на работе организма в целом?

Приветствие учителя.
Организация рабочих мест.


Внимательно слушают инструктаж
Капитаны команд вытягивают карточки с номером команды.
Клетка
В ткани
Покровная, основная, механическая у растений; соединительная, эпителиальная, нервная и мышечная у животных.

Органы
Приводят примеры органов растений и животных
Системы органов
Побеговая и корневая системы у растений;
примеры систем органов животных
2. Проверка домашнего задания:
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: научиться самостоятельно оценивать результаты домашней работы
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: научить обучающихся самостоятельно оценивать результаты своей деятельности
Методы самоконтроля: индивидуальные, с применением компьютера.
Задачи: установить правильность выполнения всеми обучающимися домашнего задания, устранить обнаруженные пробелы.
Метод обучения: частично-поисковый, словесно-наглядный.

Фронтальный опрос с демонстрацией слайдов.

Методические приемы: сравнение с образцом.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса: оценивание выполнения домашней работы.
Методы и критерии оценивания ответов учащихся в ходе опроса: по 3-балльной системе в соответствии с предложенными критериями.

Молодцы! А теперь давайте посмотрим, насколько вы хорошо ориентируетесь в органах и их системах у животных и растений.
Ваша задача: найти лишний объект и объяснить, почему он является лишним. Право ответа получает та, команда, которая первой поднимет карточку со своим номером.
Полностью выполненное задание оценивается в 1 балл.
Демонстрируются слайды [слайд 6-11]. Команды выбирают лишние объекты и объясняют свой выбор. После чего объект «вычеркивается» из слайда.

Результаты обучающиеся вносят в лист учета знаний (Приложение 1) и оценивают в соответствии с набранными баллами. Максимальная оценка 6 баллов.


После подведения итогов этого конкурса организуется работа в группах.

Отвечают на поставленные вопросы
3. Обобщение знаний, умений, навыков.
28-30 минут
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: уметь анализировать, отвечать на вопросы.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить глубину понимания изученного материала.

Задачи: установить степень усвоения обучающимися изученного материала, устранить обнаруженные пробелы.

Формы и методы достижения поставленных целей в ходе обобщения учебного материала: групповая деятельность.
1. «Спор растений». (слайд 12)
Как-то раз в некотором царстве – государстве, разгорелся нешуточный спор между органами растения на тему
«Кто из них главнее?». Сейчас я предлагаю вам прослушать запись этого спора. А потом в течение 3 минут обсудить в группах, прав ли какой-нибудь орган? Решите, поддержите ли вы кого-нибудь?
максимальная оценка 5 баллов.
Организация прослушивания «спора».
(слайд 13)
Организация обсуждения командами вопроса «Прав ли кто-то из органов?» в течение 3 минут (работает секундомер).
(слайд 14)
Организация заслушивания ответов групп в порядке, определенном жеребьёвкой. Учитель контролирует дисциплинированность и взаимное уважение учащихся.
(слайд 15)
Учитель обобщает ответы учащихся, и делает вывод, что у растения нет главного органа, каждый орган выполняет свою функцию
Оценивание ответов групп.

2. Организм растения состоит из двух взаимосвязанных систем органов – побеговой и корневой, организм животных также состоит из систем органов, каждая из которых выполняет свои функции.
Предположим, произошло нарушение работы одной из систем органов. Отразится ли это на работе организма в целом?
(слайд 16)

Будем решать эту проблему в группах. Группы получают бланки с заданиями (приложение 2) которые они должны выполнить.
(слайды 16-18)



Итак, вы совещаетесь в группе, обсуждаете свою проблему и выполняете задание на карточке. Максимальная оценка 7 баллов.

Заслушивание ответов команд. При заслушивании ответов демонстрируются слайды с изображениями соответствующих систем органов (слайды 19-22).

(слайды 23-24)
Скажите, а какую функцию должна выполнять нервная система?
– К чему может привести нарушение ее работы?

Учитель предлагает учащимся ответить на проблемный вопрос, сформулированный в начале урока.

Учащиеся, с помощью учителя, делают вывод: (слайд 25)
Нарушение работы одного органа или одной из их систем отражаются на деятельности всех других систем и всего организма в целом, т.к. организм – единое целое, а не набор отдельных частей.

Оценивание ответов команд путем сравнения со сделанным выводом. Заполнение бланка ответов. Максимальная оценка 6 баллов.







Внимательно слушают «спор растений».

Формулируют точку зрения группы по предложенному вопросу.
Высказывают свою точку зрения.















Обсуждают задание в группе, выполняют задания в карточке.





Регуляторную, координационную.
Сбою работы всех систем органов и организма в целом.
4. Рефлексия
Цель: самооценка результатов деятельности обучающимися

Шкала выставления оценок:
«5» – 26 и более
«4» – 21 – 25 баллов
«3» – 15 – 20 баллов
«2» – менее 15 баллов
1. Проведение рефлексии по карточкам (приложение 3).

2. Учащиеся подводят итог урока. (Слайды 26-27).
Какие задачи ставили?
– Удалось ли решить поставленные задачи?

3. Учащиеся заполняют листы учета знаний, подсчитывают итоговый балл. Пользуясь шкалой, выставляют оценки.
 
5. Задание на дом.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися при выполнении домашнего задания: закрепить умение и знания по данной теме.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:
проверить умение самостоятельно применять изученный материал.
Задачи: разъяснить методику выполнения домашнего задания.
Учитель формулирует домашнее задание и разъясняет учащимся методику его выполнения.

Домашнее задание: (Слайд 28).
1. Учебник стр. 52-55, пересказ.
2. Рабочая тетрадь
3.Подготовиться к диктанту по терминам.