Исследовательские методы обучения на уроках экологии

Разделы: Экология


Исследовательский метод обучения – метод обучения, заключающийся в постановке педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями. Он организует творческий поиск и применение знаний, обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску, является условием формирования интереса, потребности в творческой деятельности, в самообразовании.

При реализации исследовательского метода у обучающихся формируются такие элементы творческой деятельности, как: самостоятельный перенос знаний и умений в новую ситуацию; выявление новой функции и структуры объекта; самостоятельное комбинирование из известных способов деятельности нового; альтернативный подход к поиску решения проблемы. Указанные процедуры творческой деятельности проявляются при решении задач, предполагающих поиск нестереотипного способа решения. Это могут быть краткие текстовые задачи, вопросы, предполагающие наличие у обучающихся некоторого исходного фонда знаний и умений; исследование более или менее длительного характера в лаборатории, на биоплощадках и т. д.

Подбирая методы обучения, при подготовке к уроку учитель должен учитывать индивидуальные и возрастные особенности учащихся, а также специфику содержания изучаемого материала.

Приведем пример урока-конференции, разработанной нами для обобщения изученного материала учащимися по теме: “Развитие взаимоотношений человека с природой” (по учебному пособию Федоровой М.З., Кучменко В.С., Ворониной Г.А. Экология человека: Культура здоровья. 8 класс) [1].

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: урок-конференция

Задачи.

  • Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о развитии взаимоотношений человека с природой; представить результаты исследовательской деятельности школьников.
  • Развивающая: продолжать развивать у учащихся мышление, память, речь; умения работать в команде.
  • Воспитательная: продолжать формировать научное мировоззрение и экологическую культуру у учащихся.

Методы обучения: словесные (беседа), наглядные (демонстрация фотографий, рисунков).

Оборудование: мультимедиа проектор, ноутбук, экран, фотографии, рисунки показываются по ходу урока-конференции. (Приложение).

Ход урока

I. Организационный момент. (1 мин.)

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. Запись отсутствующих в журнале.

II. Опрос. (7 мин.)

1. Как изменялись представления о здоровье, возникшие в Древней Руси?

Ответ. У русского народа, живущего в лесном краю, деревья считались носителями жизненной энергии, которая могла передаваться человеку и давать силу и здоровье. В некоторых северорусских деревнях в честь рождения ребенка сажают дерево. Смысл этого старинного обряда – установление связи между деревом и человеком.

2. Каким образом формировались знания человека о здоровье на протяжении исторического развития?

Ответ. Древние люди жили в единстве с природой, занимаясь собирательством и охотой. Совершенствование первобытных орудий, которое произошло 10–30 тыс. лет назад, и зарождающееся земледелие привели к нарушению равновесия в природе.

3. Приведите примеры толкования понятия “здоровье” врачами и философами древнего мира?

Ответ. Здоровье связано с равновесием души и тела, человек, являясь частью вселенной, должен жить в согласии с природой.

4. На каких принципах основывалась практика оздоровления?

Ответ. Практика оздоровления основывалась на двух принципах: умеренность и забота о себе. В основе первого лежало правило золотой середины, которое касалось не только телесной жизни, но и духовной. Заботу о себе рассматривают как необходимость вести умеренный образ жизни, соблюдать режим, совершенствовать тело и душу.

5. Какие были представления античных философов о здоровье?

Ответ. Согласно античным представлениям, вопрос о здоровье и благополучии человека – это “личное дело каждого”. Автор “Кодекса здоровья” Арнольдо ди Вилланова наставлял: “Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и умеренность в пище”.

6. Каким образом в эпоху античности была осмыслена ценность здоровья и вечные принципы его поддержания?

Ответ. В эпоху античности была осмыслена ценность здоровья и вечные принципы его поддержания: единение с природой и ответственность за свое здоровье и благополучие.

7. К чему привела большая плотность населения в эпоху феодального общества?

Ответ. В эпоху феодального общества большая плотность населения в городах привела к появлению антисанитарных условий, возникновению эпидемий и высокой смертности.

8. Каким образом возникла опасность “экологической катастрофы”?

Ответ. Опасность “экологической катастрофы” возникла с развитием производственных отношений, человек стал сбрасывать отходы промышленности в атмосферу и водоемы.

9. Что оказывает вредное воздействие на природу?

Ответ: Вредное воздействие на природу оказывают: испытание и использование современного оружия в военных конфликтах, истощение месторождений полезных ископаемых, загрязнение окружающей среды отходами производства и жизнедеятельности человека, вырубка лесов и т.д.

10. К чему приводит вредное воздействие на природу?

Ответ. Вредное воздействие на природу приводит к увеличению числа редких и исчезающих видов растений, грибов и животных.

11. Имеется ли положительная сторона развития современных научных знаний?

Ответ. Развитие современных научных знаний позволило увеличить продолжительность жизни человека и победить некоторые болезни (черная оспа, чума).

III. Представление учащимися результатов исследовательской деятельности. (25 мин.)

Сообщение цели урока учащимся. Сегодня вы представите результаты исследовательской деятельности по теме “Развитие взаимоотношений человека с природой”.

Для этого мы выберем членов жюри, которыми будут три учащихся класса. Оценивать выступление участников они будут по следующим критериям: соответствие содержания работы заявленной теме; умение обосновать выбор темы (актуальность и новизна идеи, постановка цели); степень проработки материала; владение техникой исследовательского поиска; соответствие полученных результатов целям и задачам исследовательской работы; соответствие языкового оформления работы стилю выбранного жанра; общая культура выступления; умение отвечать на вопросы; практическая значимость проекта. Баллы выставляются от 0 до 3.

Далее, в качестве примера, будет показана структура учебно-исследовательского проекта:

Тема учебно-исследовательского проекта: “Лишайники – биоиндикаторы чистоты атмосферного воздуха”.

Цель: определение уровня загрязнения окружающей среды биоиндикационными методами

Задачи:

1) на основе анализа специализированной литературы дать биологическую характеристику лишайникам и выявить их особенности использования в биоиндикации;

2) выявить виды лишайников, наиболее устойчивые к загрязнению среды;

3) рассмотреть процесс изменения лишайников в городских условиях и возможность использования их в мониторинге загрязнения воздушной среды;

4) сделать выводы о степени загрязнения атмосферного воздуха на исследуемых территориях.

Теоретическая значимость работы определяется тем, что в ней на основе биологического анализа лишайников обосновывается преимущество использования данного растения в мониторинге загрязнения воздушной среды.

Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования полученных результатов на уроках биологии в процессе изучения симбиотических организмов.

Методы исследования: анализ литературы, сравнительный и сопоставительный анализ, изучение видового разнообразия при полевом и экспериментальном наблюдении, проводимом с учетом различных показателей и признаков (присутствие-отсутствие видов, покрытие, размеры слоевища и т.д.).

Практическая работа: “Лихеноиндикация загрязнений окружающей среды” (по методике А.В. Пчелкина, А.С. Боголюбова) [2].

Цель – определить качественный и количественный состав лишайников на территории парка им.Ю.А. Гагарина, лесопарка “Кумысная поляна” район Алтынной горы, парка “Дружбы народов”.

Выбраны районы, в которых будут проводиться исследования. Выбранная территория разбита на квадраты, размер которых зависел от площади изучаемой территории. Выбрались в каждом квадрате по 10 отдельно стоящих старых, но здоровых растущих вертикально деревьев. Подсчитывались на каждом дереве видов лишайников.

Подсчитывать лишайники на стволах и ветвях деревьев на доступной (до 2 м) высоте. Проведена оценку степени покрытия древесного ствола.

Размеры лишайников изменялись от 70,0 до 30,2 мкм. Отмечено, что в основном встречаются накипные лишайники: Фисции – 50%, Леканора – 30%, а также листоватые – Ксантории – 12%, Пармелия – 3%.

Размер лишайников уменьшается с увеличением загрязнения воздуха, при этом новообразованные лишайники реагируют более чутко, уменьшаясь в размерах, или погибают.

В результате практического исследования мы пришили к следующим выводам:

– Чем сильнее загрязнен воздух на определенной территории, тем меньше на ней встречаются различные виды лишайников, тем меньшую площадь покрывают они на стволах деревьев и других субстратах и тем ниже их жизнеспособность.
– С увеличением загрязнения резко уменьшаются размеры лишайников. На загрязненных участках средний диаметр не превышает 50 мкм.
– На территории парка Ю.А. Гагарина не встречаются совсем кустистые лишайники, часто – листоватые, накипные. Большая часть лишайников находится в хорошем состоянии. Степень загрязнения атмосферного воздуха по состоянию лишайников территории парка Ю.А. Гагарина – слабая.
– На территории лесопарка “Кумысная поляна” район Алтынной горы не встречаются совсем кустистые лишайники, редко – листоватые, чаще – накипные. Большая часть лишайников находится в деформированном состоянии. Степень загрязнения атмосферного воздуха по состоянию лишайников на территории лесопарка “Кумысная поляна” район Алтынной горы – средняя.
– На территории парка “Дружба народов” не встречаются кустистые и листоватые лишайники, редко – накипные. Большая часть лишайников находится в угнетенном и деформированном состоянии. Степень загрязнения атмосферного воздуха по состоянию лишайников на территории парка “Дружба народов” – сильная.
– При повышении степени загрязненности воздуха первыми исчезают кустистые лишайники, за ними листоватые, и последними накипные.

Члены жюри и учащиеся после представления результатов учебно-исследовательского проекта задают интересующие их вопросы. Члены жюри выставляет баллы по критериям.

IV. Итог урока. (2 мин.)

Члены жюри подводит итоги, награждают участников дипломами и вручают призы.

V. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием. (2 мин.)

Представление учащимися результатов исследовательской деятельности по экологии в форме урока-конференции, возможно, проводить с использованием элементов разнообразных игровых технологий. 

Литература:

1. Федорова М.З., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека: Культура здоровья: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 144 с.
2. Пчелкин А. В., Боголюбов А. С. Методы лихеноиндикации загрязнений окружающей среды: Методическое пособие. М.: Экосистема, 1997. – 25 с.