Урок по теме "В интонации спрятан человек" (по программе Г.Сергеевой, Е.Критской). 3-й класс

Разделы: Музыка, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели:

  • Расширить представление о единстве выражения и изображения интонации.
  • Дать определение понятию «ритм» в музыке.
  • Систематизировать знания по теме.
  • Продолжить работу по анализу музыкальных произведений.
  • Повысить общий художественный уровень учащихся.

Задачи:

Образовательная:

  • Формировать знания об интонации и музыкальном ритме, опираясь на музыкальный опыт учащихся.
  • Сформировать понятие: как интонация помогает музыке создавать образы и учит нас понимать и чувствовать их.
  • Формировать умение вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения.
  • Научить определять особенности интонации.

Развивающая:

  • Совершенствовать музыкальное восприятие, умение анализировать, сравнивать, выделять главное.
  • Развивать ладо-тональный, звуковысотный и тембровый слух, музыкальную память.
  • Развивать вокально-хоровые навыки необходимые для выразительного исполнения.
  • Развивать певческий голос, добиться стройности звучания, единства в манере исполнения и умение владеть своим голосом и дыханием.
  • Развивать исследовательские способности учащихся.

Воспитательная:

  • Воспитывать отзывчивость и чуткость к окружающему миру.
  • Воспитывать умение слушать музыкальное произведение.
  • Воспитывать уважительное отношение к мнению одноклассников.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Музыкальный материал: Э. Григ. «Пер Гюнт». Фрагмент музыки к драматической поэме Г. Ибсена. «Песня Сольвейг» (фрагмент) (без слов; симфонический оркестр) Э. Григ. «Пер Гюнт». Фрагмент музыки к драматической поэме Г. Ибсена. «Песня Сольвейг» (фрагмент) (соло; симфонический оркестр) Л. Бетховен. Симфония 3 «Героическая» фрагмент 1–ой части.

Виды музыкальной деятельности:

  1. Слушание музыки анализ музыкального произведения.
  2. Вокально-хоровая работа.
  3. Движение под музыку.

Методы, используемые на уроке:

  1. Метод музыкального обобщения.
  2. Метод эмоциональной драматургии урока.
  3. Метод звуковой и зрительной наглядности.
  4. Метод сравнения.
  5. Метод опережения изучения и систематизации материала.

Нотный материал:

  1. Нотный пример: Гамма.
  2. Нотный пример: Э. Григ. «Пер Гюнт». Фрагмент музыки к драматической поэме Г. Ибсена. «Песня Сольвейг» (нотный материал).
  3. Нотный пример: Л. Бетховен. Симфония 3«Героическая» фрагмент 1-й части (нотный материал).

Презентации к уроку по теме:

Оборудование: магнитофон; портрет Э.Грига., портрет Л.Бетховена. цветик – семицветик, где отражены средства музыкальной выразительности (приложении 1); фрагмент мелодии, фрагмент интонации.

ТСО: Музыкальный центр, CD-диски.

Музыкальные инструменты: фортепиано.

Приложения:

  1. Гамма
  2. Фрагмент мелодии «Песни Сольвейг»:
  3. Часть мелодии из произведения Л.Бетховена
  4. Слова «Песни Сольвейг» из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт»
  5. Гимнастика для ума

Ход урока

I. Организационный момент, формирование мотивации, целеполагание.

Учитель: Сегодня нам предстоит разобраться в непростой теме, которой мы посвятим ещё не один урок.

Она звучит так: «В интонации спрятан человек».

Первое что предстоит нам выяснить сегодня: – что такое интонация? Где впервые мы встретились с этим определением?

Второе: Как интонация помогает музыке создавать образы и учит нас понимать и чувствовать их.

II. Изложение нового материала с опорой на изученные темы.

С определением интонация я вам немного помогу – в переводе с латыни интонация означает отчётливое, громкое произношение. Может кто – то догадался, на каком уроке нас просят громко произносит текст?

Дети: Конечно это литература.

Учитель: Назовите несколько видов интонации речи?

Дети: Повествовательная, восклицательная, вопросительная, утвердительная.

Учитель: Но вы знаете, что интонация это произношение текста. Вам всегда говорят «Произносите текст ….» как?

Дети: С выражением.

Учитель: Что означает это слово «с выражением»?

Дети: Умение отразить в словах чувства и переживания героя.

Учитель: В музыке есть тоже понятие интонация – это одно из главных средств музыкальной выразительности. Обратимся к нашей интерактивной доске. Здесь представлены средства музыкальной выразительности, с которыми вы уже знакомы. Именно с помощью них композитор создаёт музыкальный образ. Давайте перечислим их и вспомним, что они означают.

Презентация 1

Конечно, на первом месте стоит?

Дети: Мелодия – душа музыки. Слайд 2

Учитель: Именно она помогает жить музыке, чувствовать и дышать.

Дети: Тембр – окраска звука Слайд 3

Лад – создаёт настроение Слайд 4

Регистр – высота звука Слайд 5

Динамика – сила звука Слайд 6

Темп – скорость движения Слайд 7

Ритм – биение сердца музыки Слайд 8

Это чередование сильных и слабых долей, от которого зависит характер произведения (песенный, танцевальный, маршевый)

Учитель: Все средства музыкальной выразительности помогают отличать одно сочинение от другого, различать образы, понимать их настроение и чувствовать. Поэтому именно интонация является зерном музыкального произведения. Только интонация способна передать различные оттенки, переливы чувств и переживаний, что никакими словами не выразить и не описать. Слайд 9

Почему такое сравнение с зерном?

Дети: Потому что зерно даёт жизнь всему живому.

Учитель: Интонацию можно не только услышать, но и увидеть

Существует всего 7 нот, из которых возник целый океан музыкальных произведений. Однако в нём не найдёшь и двух совершенно одинаковых сочинений. Царство музыки бесконечно. Что же мы видим?

Дети:

Приложение 1: ноты, записанные в определённом порядке и образующие гамму

Приложение 2: фрагмент мелодии

Приложение 3: часть мелодии

Учитель: именно так и выглядит интонация.

Вывод: интонация – мелодический оборот, наименьшая часть мелодии.

Послушайте небольшие фрагменты мелодии

Определите характер музыкального образа (звучит фортепиано)

Дети: 1-ый – звуки звучат друг за другом

2-ый – нежный, светлый, грустный

3-ой – энергичный, бодрый, взволнованный

Учитель: Сегодня мы послушаем два контрастных музыкальных фрагмента. Наша задача понять, с помощью интонации и других средств музыкальной выразительности «какой в интонации спрятан человек»? Послушав первый фрагмент, ответьте на вопросы:

  1. Какой образ создаёт музыка? (Помните, что мы говорим об образе человека)

Звучит фрагмент «Песня Сольвейг» (без слов)

Дети: Музыка создаёт женский образ. Мелодия спокойная, нежна и печальная льётся размеренно в медленном темпе. Динамика ровная и спокойная.

  1. Тембр, каких инструментов выбран композитором?

Дети: Струнные инструменты. Они подчёркивают женственность образа.

  1. Вы наверно заметили, что в музыке два настроения, они контрастны друг другу. Расскажите о них?

Дети: Ритм первого фрагмента размеренный, спокойный и ровный, создающий песенный характер, а второй подвижный и танцевальный.

  1. Эту прекрасную мелодию сочинил норвежский композитор Эдвард Григ.

Презентация 2 Слайд 2

Звучала она в спектакле, поставленном по драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт».

Слайд 3

Называется она «Песня Сольвейг» из сюиты.

Ваше домашнее задание найти определение «сюита» и выяснить, что оно значит.

Мы с вами уже знакомились с некоторыми частями из сюиты Э. Грига и знаем содержание драмы Г. Ибсена. Вспомните название нескольких из них.

Презентация 2

Дети: «Утро» Слайд 4, «В пещере горного короля» Слайд 5, «Танец Анитры» Слайд 6, «Песня Сольвейг» Слайд 7

Учитель: Не лучайно этот музыкальный фрагмент назван «Песня Сольвейг» у этой мелодии есть слова.

Прежде чем прочитать их с разной интонацией, давайте проведём разминку

Приложение 5:

А теперь разучим первый куплет песни, придавая характер каждой фразе.

Приложение 4:

Зима пройдёт, и весна промелькнёт и весна промелькнёт.

Увянут все цветы снегом их занесёт, снегом их занесёт (повествовательная)

И ты ко мне вернёшься, мне сердце говорит, мне сердце говорит (восклицательная)

Тебе верна, останусь, тобой лишь буду жить, тобой лишь буду жить (утвердительная)

Учитель: Над образом этой песни мы ещё будем работать на следующих уроках. Скажите, что нам даёт знакомство с этим образом? Что для себя мы сможем почерпнуть из него?

Дети: Образ, созданный композитором, учит нас добру, любви, преданности…..

Учитель: Каждый человек строит на протяжении жизни свой образ и задаёт себе вопрос: В чём состоит счастье? Этот вопрос очень сложный и поиск счастья занимает порой всю жизнь. Вот и герой пьесы « Пер Гюнт» понял, в чём состояло его счастье лишь в конце жизни.

А вы знаете, что такое счастье и в чем оно заключается?

Дети: В любви к Родине, родным и друзьям, доброте которое мы творим и дарим людям (обсуждение с детьми)

Ещё с одним музыкальным произведением нам предстоит сегодня познакомиться.

Необычная история связана с ним. Весной 1912 года газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего английского пассажирского парохода, столкнувшегося с айсбергом. Как вы думаете, как назывался этот пароход?

Презентация 3

Дети: «Титаник» Слайд 1

Учитель: Впервые же минуты обнаружилось, что спасти удастся только женщин и детей. Ужас охватил людей, находившихся на пароходе. И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра, дававшего по вечерам концерты для пассажиров, и заиграли…..

(Звучит фрагмент 1-ой части симонии 3 «Героическая») Слайд 2 Слайд 3

Огромный корабль погружался в воду мучительно долго. И всё это время мужественно и величаво звучала 3-я симфония немецкого композитора Людвига Бетховена «Героическая». Презентация 4: Слайд 1Слайд 2

Учитель:

  1. Какой образ создаёт музыка?
  2. Какие переживания и чувства выражает?
  3. Кто в вашем понимании является героем?

Дети: В этом произведении создан образ человека – героя и борца за счастье и любовь, его волнения, решимость.

Учитель: Человека умеющего уступить своё место в жизни другим, не жалея ни о чём и оставаясь в этой ситуации человеком – с большой буквы. Когда-то симфония была посвящена человеку подарившему свободу французскому народу – это Наполеон Бонапарт. Слайд 3

Впоследствии, французскому народу, погибшему на баррикадах и в сражениях за свою родину. Слайд 4

Вывод: Давайте подведём итоги.

Дети: Мы ответили, сегодня, на все вопросы, поставленные на уроке, но главное мы выяснили, что музыка, создавая разные образы, помогает нам формировать свой образ, свою личность.

Учитель: Какие же качества должна сочетать в себе личность?

Ответы детей.

Домашнее задание: Ваше домашнее задание найти определение «сюита» и выяснить, что оно значит.

Учитель: Спасибо за работу, урок закончен, до свидания.

Список литературы:

  1. Учебник «Музыка» для учащихся 3 класса начальной школы /Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С.Шмагина. – 3-е издание. – М.: Просвещение, 2003.
  2. Методика работы с учебниками «Музыка»: 1-4 классы. Пособия для учителя /Е.Д. Кридская, Г.П Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2002.
  3. И. Прохорова Музыкальная литература зарубежных стран для 5 класса детской музыкальной школы. – М.: «Музыка», 1990.
  4. Энциклопедия для детей. Том 7. Часть 3. Искусство. Музыка. Кино. Театр. – М.: «Издательский центр «Аванта +», 2001.
  5. Музыкальный словарь в рассказах. Изданье третье. – М.: «Советский композитор», 1988.