Повторение написания буквосочетаний "жи-ши, ча-ща". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Регулятивные универсальные учебные действия: целеполагание и прогнозирование.

Цели урока:

  1. Формирование навыка правописания сочетаний жи-ши ча-ща, чу-щу в словах.
  2. Развитие умения формировать цель своей работы и прогнозировать ее результаты.
  3. Продолжение формирования самооценки деятельности обучающихся с использованием разноуровневых заданий.
  4. Формирование коммуникативных умений сотрудничать в группе, выстраивать контакт между собой и с коллективом.
  5. Продолжение работы над обогащением словарного запаса обучающихся.

Оборудование:

Компьютерные слайды, индивидуальные разноуровневые карточки, иллюстрация летучей мыши, автопортрет мышонка Степы.

Ход урока

1. Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья!

2. Оформление работы.

Перед тем, как начать работать, давайте проведем пальчиковый тренинг:

– погреем ладошки (потирание ладошек);
– погрейте каждый пальчик (потираем каждый пальчик);
– “Скалка” (покатайте ручку между ладонями);
– “Готовим тесто” (одну ладонь кладем на парту и катаем по ней ручку);
– похлопаем в ладоши “Какие мы молодцы!”;
– откроем тетрадки и оформим работу.

– Какая буква у нас сегодня на минутке чистописания вы узнаете послушав стихотворение

Два барашка братца
Вышли пободаться.
Положи конец борьбе-
Преврати их в букву…Б

– Что вы знаете об этой букве?

– Почему эта буква согласная? (она обозначает согласный звук; характеристика звукам : согл., звонкий, твердый или мягкий)

– Придумайте слова с мягким звуком и с твердым звуком.

– Из каких элементов состоит буква Б?

– Положили тетрадки под наклоном, сели правильно и приступили к работе.

– Подчеркните ту букву, которая получилась у вас лучше всего. (Самооценка)

– Ребята, а пока вы старались писать красиво к нам в гости кто-то пришел. Отгадайте, кто это?

Живу в пушистой шубе
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу (белка)

– Правильно, какие вы у меня молодцы.

– Нашего гостя зовут Рыжик. Он еще очень маленький. И вот однажды он прыгнул на одну ветку, на вторую, на третью и заблудился.

Рыжик хорошо помнит, что на его дереве росло много листочков. Но вдруг подул ветер и листочки все разлетелись. На каждом листочке было написано слово. Но вот беда: листики соединились и получилось одно длинное слово. Давайте найдем эти слова и прикрепим на наше дерево, группируя их по найденному признаку. (Прикрепить 2 слова на одну веточку) Какие группы получились?

Машинарощащукалыжичайникчудо (машина, роща, щука, лыжи, чайник, чудо)

I группа II группа III группа
машина роща щука
лыжи чайник чудо

(Последовательность групп может не совпадать)

Слайд с правильным разбиением слов на группы

– На какие группы разделили слова? Прочитайте 1 группу. По какому признаку сгруппировали?

– Прочитайте 2 группу слов. По какому признаку сгруппировали?

Прочитайте 3 группу слов. По какому признаку сгруппировали?

Цветик-семицветик

– Ребята, наш бельчонок вас благодарит за помощь и каждому из вас он дарит цветочек. Но цветочек не простой – это цветик-семицветик. Возьмите этот цветочек и на одном из лепестков поставьте знак “+”– если вы выполнили задание верно и “-” – если испытывали затруднения при выполнении задания. САООЦЕНКА НА ЦВЕТИКЕ-СЕМИЦВЕТИКЕ

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить?

– Кто сформулирует тему нашего урока? (повторение написания сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Какую цель мы поставим перед собой? На веточки дерева прикрепляются надписи – цели урока

  • Безошибочно писать орфограммы.
  • Уметь применять правила при письме.
  • Уметь оценивать свою работу и работу своих товарищей.

– Еще раз прочитайте, чему мы должны научиться. Если у нас все цели будут достигнуты, то наш бельчонок вернется по этим веточкам домой.

– Кто помнит, как зовут нашего гостя? (Рыжик)

– В его в имени нашего встретилась орфограмма? (да)

– Какая?.(жи-ши пиши с буквой И)

– А бельчонок не знает, почему он слышит звук Ы, а писать надо букву И. Давайте ему расскажем. (давайте)

– Ну, тогда сели поудобнее и послушайте сказку

“Как поссорились шипящие с некоторыми гласными”

(Сказка)

(ЗВУЧАТ СКАЗОЧНЫЕ ФАНФАРЫ)

АВТОР. Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, (буквы выходят вперёд), а неподалёку жили гласные А, Я, У, Ю, И, Ы (буквы выходят вперёд). Жили очень дружно. И вот однажды буквы решили поиграть:

Ж: – Давайте поиграем в прятки!

Ш: – Давайте!

Ч: А кто будет водить?

Щ: – Давайте посчитаемся!

СЧИТАЛОЧКА

А:

Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире,
Чай пили,
Чашки били,
По три денежки платили!
Кто не хочет платить,
Тому
И водить!

ШИПЯЩИЕ (хором) Мы водим! Прячьтесь!

(МУЗЫКАЛЬНАЯ ЗАСТАВКА)

(Шипящие ищут, шипят, во все щели заглядывают. Уже нашли А, У, И.)

ШИПЯЩИЕ (по очереди):

Ж: Где же остальные буквы? МЕДЛЕННАЯ

Ш: – Мы устали!

Щ: – Хотим есть! ОТБИВКА

Ч: – Пойдём домой!

(Идут, а на лавочке сидят Я, Ю, Ы и играют.)

Ш: А они играют!

Ч: Они вообще не хотят нас знать!

Ж: Сами играют, а с нами не хотят водиться!

Ш: – Всё, мы с вами больше никогда играть не будем!

АВТОР: С тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят вместе, а только так: ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ.

1-е ЗАДАНИЕ

Слайд: жи-ши, ча-ща,чу-щу.

– А вы, ребята, как думаете, почему не нужно писать после Ж и Ш – Ы? После Ч и Щ –Я? После Ч и Щ –Ю?

– Скажем спасибо нашим артистам, а сами отправимся с Рыжиком дальше.

“Рифмовки-запоминалки” по рядам

– Давайте ребята вспомним рифмовки-запоминалки на наши правила.

1 ряд:

Жи-ши, жи-ши
Только с И всегда пиши!

2 ряд:

В сочетаниях ча-ща
Пишем только букву А

3 ряд:

В сочетаниях чу-щу
Пишут только букву У

– А для чего нам необходимо знать эти правила? (чтобы правильно писать слова)

2-е ЗАДАНИЕ

– Ребята, посмотрите какое интересное задание нам принес бельчонок со своим другом летучей мышью. Как вы думаете, что нам предстоит сделать? (вставить буквы) Правильно

Слайд с заданием на ЖИ-ШИ

Вставьте буквы вы в слова
Запишите их, друзья
1 вариант на ШИ
А второй уже на ЖИ

– Какие слова надо выписать 1 варианту, а 2 варианту? Справитесь? Значит, приступаем к работе.

– Проверьте, правильно ли вы выполнили задание и оцените свою работу на цветике-семицветике.

Коллективная проверка (слайд) САМООЦЕНКА НА ЦВЕТИКЕ-СЕМИЦВЕТИКЕ

ШИ – мыши, крыши, карандаши, пиши

ЖИ – ёжики, лыжи, лужи, моржи, чижики, стрижи, жирафы

– Ну а сейчас мы вместе с бельчонком немного отдохнем.

Физзарядкой белочке не лень
Заниматься целый день.
С одной ветки прыгнув влево,
На сучок она присела.
Вправо прыгнула потом,
Покружилась над дуплом.
Влево-вправо целый день
Прыгать белочке не лень.

3-е ЗАДАНИЕ

Наш Рыжик, вот проказник,
Хочет вас опять проверить:
Слоги все он разбросал
И в слова их не собрал
Слоги вы соедините
И слова скорей пишите.

– Что надо сделать?

Коллективная работа у доски с последующей записью в тетрадь.

– Подчеркните орфограммы.

4-е ЗАДАНИЕ

Вот задание труднее
Вы послушайте, друзья
Из кругов возьмите слоги
ЧУ и ЩУ к ним припишите
И тогда уж очень быстро
Все слова в тетрадь пишите.

Слайд

– Ребята, как вы думаете, сможете ли вы справиться с этим трудным заданием? Ну давайте попробуем!

Самостоятельная работа (1 слово разобрать коллективно)

1 человек зачитывает слова, а остальные проводят взаимопроверку

САООЦЕНКА НА ЦВЕТИКЕ-СЕМИЦВЕТИКЕ

5-е ЗАДАНИЕ

Дифференцированное задание

Правила мы вспомнили
Все мы их запомнили
А теперь их примени
Сам задания для себя определи.

У вас на столах лежат карточки. Прочитайте задание и поднимите руку те ребята, у кого возникли вопросы по заданию. Слайд с заданием

1-й уровень. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни орфограммы.

Чиж…, лыж…, щ…ка, ч…ща, ч..жой,, ош…бка,, трещ…т.

2-й уровень. Допишите. Подчеркни орфограммы.

Ёж… и уж… – это…..
Ч..йки и стриж… – это …….

3-й уровень. Составьте предложения и запишите. Подчеркни орфограммы.

щ…ка, в, ж…вёт, реке
стоит, на, ч…йник, печке.

– Ребята, ваше задание я проверю, когда соберу тетрадки и оценю выполнение задания.

Итог урока.

Ну вот, ребята, пришло время прощаться с нашим бельчонком Рыжиком.

Давайте посмотрим, справились мы с поставленными целями или нет?

Если справились, то бельчонок прыгнет на эту веточку, а если цели не достигнуты, то он так и останется ночевать в лесу около дерева.

(Зачитываются цели, написанные на веточках и бельчонок перепрыгивает с ветки на ветку)

Но почему он не запрыгивает в дупло? Он, наверное, хочет знать, как вы оцените свою работу на уроке?

А для этого я вам предлагаю провести блиц опрос и показать Рыжику наши знания. Если на вопрос вы отвечаете “да” – то на лепестке ставите “+”, если “нет” – “-”.

  • “жи-ши” – пиши с буквой “И”.
  • В конце предложения ставим точку.
  • В слове “чайник” есть буква “А”.
  • В слове “чудесный” после буквы “ч” стоит буква “у”.

– Ребята, если у вас на листочках все “+”, то с целями урока вы справились, а если есть “-”, то вы испытали небольшие затруднения, но мы будем продолжать работать и в дальнейшем, я надеюсь, вы не будите испытывать их.

IV. Рефлексия и оценивание.

А сейчас, ребята, возьмите сигнальные карточки на которых изображены смайлики и покажите, как вы оценили свою работу на уроке. (Комментирование детей, самооценка)

Изобразите данное личико у себя в тетрадях на полях

(Те, кто теперь сможет всегда правильно писать слова с сочетаниями ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ покажите значок значок “Я всё понял” (веселая рожица).

Те, кто иногда испытывал затруднения в выполнении задания – поставьте значок “У меня есть вопросы”.

Те, кто выполнял задания с помощью товарищей или учителя нарисуйте значок “Пока не всё понятно”.

– На следующих уроках вы будете продолжать и, наверное, тогда вы все сможете нарисовать значок “Я все понял” и никто не будет испытывать затруднения в написании сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши!)

Дети объясняют результаты своей самооценки.

Урок окончен.