Викторина "Край ты мой родимый, край Донской…"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

  • воспитание уважения к культуре и истории края;
  • создание условий для формирования патриотизма и гражданственности, воспитания духовности.

Задачи:

  • развитие интереса к познанию традиций своего народа;
  • раскрытие искусства М.А. Шолохова в изображении судьбы ребёнка в общем русле исторической жизни донского казачества.

Оборудование: предметы быта, традиционная одежда казаков.

(Вокальная группа исполняет казачью песню “Пчёлочка златая”.)

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие. Вы много готовились к этому событию: разучили казачьи песни, подготовили стихи о родном крае, познакомились с бытом казаков, с рассказомМ.А.Шолохова “Нахалёнок”, отрывком из его романа “Поднятая целина” “Федотка”.

В викторине “Край ты мой, родимый край Донской...” принимают участие две команды: “Казачата” и “Федотки”. Оценивать результаты будет жюри.

“Казачатам” я задаю первый вопрос. Как звали Нахалёнка? (Мишка.)

Для “Федоток” вопрос. Сколько лет было Нахалёнку? (Семь.)

Ученик читает отрывок из стихотворения А.Г.Гарнакерьяна “В моей придонской стороне...”

В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю, как кому, а мне
Вода донская слаще меда.
Не знаю, как другой, но я
Весь слух, весь – жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Осенний лес затих, замолк,
Над степью прошумели ливни,
Но соловьиный свист и щелк
Звучат в душе напевом дивным.

Ведущий: С каким условием пообещал КомбатНахалёнку взять его на войну? Отвечает на вопрос команда “Казачата”.

“Казачата”: Мать пришьёт ему вторую помочь.

Ведущий: Чем поменялись Федотка и председатель колхоза Давыдов? Отвечает команда “Федотки”.

“Федотки”: Федотка отдал гранату, Давыдов - ножик.

(Появляется Щукарь.)

Щукарь:Здравствуйте, ребята-казачата!

Дети: Здравствуйте!

Щукарь: Извините за опоздание,стар я стал.

Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто это к нам в гости пришёл?

Дети: Дед Щукарь.

Ведущий: Правильно.

Щукарь: Я не просто так пришёл. Я тоже хочу задать вам вопросы. “Казачата”, скажите мне, пожалуйста, почему меня зовут Щукарём?

“Казачата”: В детстве откусывал крючки у удочек и “попался” на крючок.

Щукарь: Молодцы, правильно.Я сейчас занимаю важную должность. Я и кучер, и конюх. Всё о своих лошадях знаю. А знаете ли вы, “Федотки”, как звали лошадь, на которойскакал Нахалёнок с сообщением по заданию своего деда?

“Федотки”: Савраска.

Щукарь: Вот молодцы, всё знаете. А мне пора идти, должность у меня слишком ответственная. До свидания.

Ведущий: Команды хорошо справились с заданием Щукаря. Ребята из команды “Казачата” будут отвечать на следующий вопрос. Героем какого произведения является дед Щукарь?

“Казачата”: Поднятая целина.

Ведущий: Вопрос для ребят из команды “Федотки”. Кто является автором произведения “Поднятая целина”?

“Федотки”: Михаил Александрович Шолохов.

(Вокальная группа исполняет песню “Посею лебеду...”)

Ведущий:Сегодня мы услышали замечательные казачьи песни. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казаках? Я начинаю, а команды по очереди продолжают.

Казачьи песни слушать - мёд ложкой кушать.
Гриб хорош белый, а казак умелый.
Казак без коня, что солдат без ружья.
У ленивой казачки и печь не печёт.
Казачонок - на лошади с пелёнок.
Терпи, казак, атаманом будешь.

Молодцы, ребята!

Мы с вами знаем, что язык донского казачества своеобразен. Донской говор относится к русскому языку, но в то же время имеет значительныеособенности. Вот вы, “Казачата”, знаете, что значит гутарить?

“Казачата”: Говорить, рассказывать.

Ведущий: “Федотки” слово надысь “переведите”, пожалуйста.

“Федотки”: Недавно.

Ведущий: Ребята из какой команды смогут нам объяснить, что означают слова: ноне, вечерить, кочеток, пострелята? (Ноне - сегодня, вечерить - ужинать, кочеток - петушок, пострелята - ребята, дети.)

Молодцы, ребята!

А сейчас я предоставляю слово жюри.

(Жюри подводит итоги викторины.Награждение.)

Ведущий: У каждого человека есть своя малая Родина - место, где он родился и вырос: его дом, город, его край. Край, который он никогда не забудет.

(Ученик читает стихотворение И.Федорова “В родной степи шумят моря и реки...”)

В родной степи шумят моря и реки,
Цветут сады, колышутся поля,
Очаровала ты меня навеки,
Моя донщина, родина моя.

(Казачий танец исполняет танцевальная группа.)

Литература, используемая для подготовки викторины.

  1. Бутенко Т.А. Хрестоматия для чтения младших школьников. – Ростов н/Д.: БАРО- ПРЕСС, 2003.
  2. Посошенко Е.В., СавельеваГ.И. Песни и сказки Тихого Дона. Факультативный курс для учащихся начальной школы. – Ростов н/Д.: Изд–во РО ИПК и ПРО, 2011.