Парикмахерское искусство как вид арт-терапии для детей с ОВЗ

Разделы: Внеклассная работа, Инклюзивное образование


В Концепции модернизации российского образования заявлен «принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья». Одним из направлений реализации этого требования является развертывание новых моделей содержания образования и его организации.

Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Л.С. Выготский выдвинул идею развивающего обучения. Обучение должно вести за собой развитие. В связи с этим, следует определять «зону актуального развития» ребенка, т.е. его возможности, которые могут быть реализованы в самостоятельной деятельности, и «зону ближайшего развития» ребенка, т.е. его потенциальные возможности, которые могут быть реализованы в сотрудничестве со взрослым. «Зона ближайшего развития» характеризует обучаемость ребенка, т.е. способность к усвоению и присвоению передаваемого ему опыта, знаний. Характер обучаемости раскрывает потенциальные возможности ребенка и с их учетом педагог прогнозирует дальнейшее развитие, выстраивает программу работы [1].

В студии парикмахерского искусства «Шарм», руководителем которой я являюсь, имеется десятилетний опыт работы с детьми с ОВЗ, которые обучаются наравне с другими участниками образовательного процесса. Это преимущественно дети с задержкой психического развития (ЗПР), множественными нарушениями детского психофизического развития (к ним относят сочетания двух или более психофизических нарушений), врожденным пороком сердца, нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения и речи, но с сохраненным интеллектом.

Я работаю по собственным авторским программам «Парикмахерское искусство: начало пути» (допрофессиональный и начальный профессиональный уровни подготовки), «Грим, косметика, макияж» (повышенный уровень). Обе программы – разноуровневые, вариативные, предназначены для обучения детей 13–17 лет, которым интересна парикмахерская и гримерная деятельность, направленность программ – художественно-эстетическая.

Программы предполагают три уровня освоения:

– Первый уровень – начальный, включающий в себя освоение навыков парикмахерского дела в женском зале (включение в собственное культурное развитие и формирование основ активного участия в социальной среде); [5]

– Второй уровень – допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка, включающая все виды парикмахерских работ в женском и мужском залах,

– Третий уровень – повышенный (творческая мастерская) предполагает дальнейшее совершенствование парикмахерского мастерства, а также освоение навыков гримерных работ, макияжа, косметики.

Конечными целями освоения первого уровня программ являются: развитие интереса у детей с ОВЗ к парикмахерской деятельности, включение их в собственное культурное развитие и формирование активного участия в социальной среде. Конечной целью освоения второго уровня программ является получение основной или смежной профессии (парикмахер, визажист, гример, косметолог и т.п.), т.е. достижение субъективного жизненного благополучия, переживания успешности [5]. Третий уровень освоения программ ставит своей окончательной целью успешную социализацию детей с ОВЗ в социальной среде.

Прическа – один из элементов мировой и национальной культуры. В ней, как в капле воды, отражен огромный мир: политические и исторические события, опыт народов, темперамент и образ жизни, культурные особенности, художественные направления и стили, взаимоотношения мужчины и женщины, изменения моды и т.д. Знакомство с историей создания прически способствует приобщению детей с ОВЗ к достижениям мировой парикмахерской культуры, помогает лучше понять быт разных народов. Изучение истории развития Российского парикмахерского искусства помогает глубже понять и почувствовать свои национальные особенности и традиции. Парикмахерское искусство как культура может быть одним из видов арт-терапии для детей с ОВЗ.

Первый уровень освоения программ

Принципиальным отличием от общего образования является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Ребенок приходит сюда сам, добровольно, в свое свободное время от основных занятий в школе, выбирает интересующий его предмет и понравившегося ему педагога. Старший подростковый возраст позволяет ученику самостоятельно выбирать себе вид деятельности в системе дополнительного образования по интересам, без участия и даже согласия родителей [2,3]. На стадии комплектования новых учебных групп, включающих детей с ОВЗ, педагогу дополнительного образования оказывается информационная поддержка представителями Медико-психолого-социально-педагогической службы Центра образования (далее по тексту МПСП службы) в виде информирования педагога об особенностях развития ребенка с ОВЗ на основе ранее проведенных диагностик за время обучения его в школе. На этом этапе психологи МПСП службы дают рекомендации педагогам, реализующим программу, как строить взаимоотношения с ребенком и его родителями, рекомендации по обучению и допустимой для ребенка нагрузке, предлагают оптимальные методы обучения и стили учебного взаимодействия, а также формы проверки знаний. В таблице 1 (в презентации) приведена модель комплексной поддержки образовательного процесса на первом уровне освоения программы «Парикмахерское искусство: начало пути» (культурологический подход к инклюзии) в подразделении дополнительного образования ЦО № 491 «Марьино».

Творческий коллектив студии парикмахерского искусства «Шарм», в котором одновременно обучаются около сорока человек (группы первого, второго и третьего уровней освоения программы), состоит из разных детей: из классов с коррекционным и профильным обучением, одаренных детей, с ОВЗ, с девиантным поведением, из неполных семей, сирот и других. Личный опыт работы в системе дополнительного образования показал, что оптимальное количество детей с ОВЗ, интегрированных в образовательный процесс студии «Шарм», не более одного-двух человек в каждой группе.

На договорном этапе – вводном занятии (которое проводится при непосредственном участии представителей МПСП службы и родителей детей с ОВЗ), я договариваюсь с будущими учениками о том, каким образом они смогут освоить азы парикмахерского мастерства, какие их ждут перспективы. Я предлагаю детям оригинальный способ оценки их результатов: «хорошо» или «отлично», т.к. удовлетворительное мастерство парикмахера никого не устроит. Объясняю, что у каждого будет возможность неоднократной пересдачи теории и технологии стрижек для получения положительного результата. Реальная возможность стать «хорошистом» или «отличником» всегда вызывает у детей восторженный отклик и поддержку.

В конце вводного занятия ребята с помощью психологов и родителей принимают решение о выбранном ими пути обучения в студии, но оно в любом случае не окончательное и может измениться.

В процессе реализации образовательных программ на всех трех уровнях их освоения лежат следующие принципы обучения, направленные на всестороннее развитие личности: [2] принцип научности и доступности; принцип системности обучения и связи теории парикмахерских и гримерных работ с практикой; принцип наглядности; принцип прочности усвоения знаний.

Задействованные в процессе обучения педагогические технологии носят инновационный характер, строятся на основе личностно-ориентированного обучения [4]. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы обучения, воспитания и развития учеников. Содержание, методы и приемы личностно-ориентированного обучения в студии

Шарм» направлены на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личности путем организации познавательной и творческой деятельности [1]. В соответствии с вышесказанным, образовательная программа «Парикмахерское искусство: начало пути» основывается на характеристиках, присущих каждому ученику, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития. Методическую основу этой технологии составляют дифференциация и индивидуализация обучения. [3]. Занятия в студии – индивидуально-групповые. Формы проведения групповых занятий: групповой опрос, практические работы и совместное обсуждение результатов, нетрадиционные занятия (интегрированный урок с учителями – предметниками общеобразовательной школы, конкурс причесок, дефиле, театрализованное шоу, посещение парикмахерских колледжей, тематических выставок и т.д.)[6].

Индивидуально-групповой опрос, осуществляемый в виде поочередной сдачи теории всеми учениками группы, позволяет освоить ее всем. Такой прием неоднократного повторения темы позволяет ученику с ОВЗ работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении. Групповые формы обучения в студии осуществляются путем организации совместных действий, направленных на коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию при поддержке психологов МПСП службы Центра образования: наблюдения во время занятий, совместное включение в деятельность, проведение психогимнастических и релаксирующих упражнений и т.д. Индивидуальные формы обучения осуществляются в виде индивидуально выполненной учеником стрижки под руководством педагога или самостоятельно.

Групповые формы складываются из следующих элементов: постановка учебной задачи и инструктаж о ходе работы; планирование работы в группах; индивидуальное выполнение задания; бсуждение результатов; сообщение о результатах; подведение итогов, общий вывод о достижениях.

Можно выделить следующие виды дифференциации групповой деятельности в студии [2]: одновременная работа со всей группой, работа в парах (условно мастер-клиент), одновременная работа со всем коллективом (конкурсы причесок, дефиле).

Занятия выстраиваются следующим образом: теория парикмахерских работ на основе объяснительно-иллюстративного метода (объяснение в виде лекции, демонстрации видео уроков и последующая сдача теории), затем практика в виде репродуктивного метода обучения по образу (мастер-класс педагога, совместная со мной стрижка и ее самостоятельное выполнение по образу). При этом задания следуют в логике возрастающей значимости получаемого результата.

В качестве организационно-педагогических средств я использую учебный план, разработанные эскизы и схемы стрижек, профессиональную парикмахерскую и методическую литературу, карточки-задания, ИКТ. Приобретенные знания, умения, достижения учеников фиксируются в журнале педагога дополнительного образования в разделе «Творческие достижения учащихся» в виде промежуточных и итоговых оценок за теорию и практику парикмахерских работ, участие в конкурсах причесок, дефиле. Дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения. На этом этапе контроля результатов деятельности индивидуальный подход к обучению становится приоритетным: для каждого ученика выстраивается свой индивидуальный учебный план, который гибко приспосабливается к возможностям и динамике развития каждого ученика. Здесь очень важны поддержка и консультирование психолога, который совместно с педагогом, реализующим программу, выявляет динамику индивидуального развития ребенка. На этом этапе требуется психолого-педагогическая поддержка как педагога, так и ученика и родителей, которая позволит адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию.

Стимуляция позитивного личностного потенциала участников реабилитационного процесса в студии «Шарм» невозможна без развития их намерений, опыта переживания ими личностной целостности, что, в свою очередь, возможно лишь при условии включенности личности в различные сферы социальной деятельности [1]. Потребность ребенка в общении удовлетворяется в творческой деятельности, осуществляемой им в группе, потребность в активности, имеющей креативный характер, реализуется в творческой деятельности всего коллектива студии.

Мотивационная и смысловая позиция обучаемых в студии детей с ОВЗ: сотворчество, сотрудничество, обогащение мотивов учения и познания, появление творческой деятельности, самоактуализация, утверждение достоинств личности.

Многообразие форм взаимодействия в студии «Шарм» (педагогов и ученика, учеников друг с другом, учеников с родителями, студий дополнительного образования и студии «Шарм», мастеров и клиентов и т.д.) сохраняет высокий уровень активности учащихся. Присутствие психологов, родителей и педагогов на практических занятиях в качестве «клиентов», участие психологов в конкурсах причесок и дефиле в качестве членов жюри или зрителей – также способствуют формированию основ активной социализации детей.

В студии «Шарм» созданы образовательные условия, в основе которых лежат принципы гуманистической педагогики и педагогики сотрудничества, при которых учащийся с ОВЗ не может учиться ниже своих возможностей, не может остаться равнодушным участником или сторонним наблюдателем бурно текущей жизни. Это атмосфера комфорта и психологической безопасности в студии, отказ от авторитарной педагогики, организация дифференцированной и индивидуализированной учебной деятельности, направленной на развитие психических, физических, интеллектуальных, нравственных и других сфер личности. [1]

К концу первого года обучения у воспитанников студии, включая детей с ОВЗ, развивается устойчивый интерес к парикмахерскому искусству, происходит включение их в собственное культурное развитие и формирование активного участия в социальной среде.

Второй уровень освоения программы «Парикмахерское искусство: начало пути» включает профориентацию, допрофессиональную и начальную профессиональную подготовку. Конечной целью освоения второго уровня программы является получение профессии парикмахера, т.е. достижение субъективного жизненного благополучия переживания успешности. [5]

К освоенным на первом уровне программы женским стрижкам и прическам добавляются навыки по выполнению химической завивки и окраски волос, мужские стрижки, коррекция лица прической, моделирование образа. Задания продолжают следовать в логике возрастающей значимости получаемого результата. Приобретенные знания, умения, достижения учеников фиксируются в журнале педагога дополнительного образования в разделе «Творческие достижения учащихся» в виде промежуточных и итоговых оценок за теорию и практику парикмахерских работ, участие в конкурсах причесок, дефиле.

Помимо перечисленных форм, подходов и методов, задействованных на первом уровне освоения программы, здесь добавляется форма урока «кейс-стади». [6]. Метод проблемного изложения, в котором перед изложением материала, я обозначаю перед детьми проблему (например, проблема коррекции лица клиента стрижкой), затем формулирую задачу, сравниваю разные точки зрения и подходы, показываю способ решения поставленной задачи. Моделируя сценический образ, корректируя внешность прической или цветом, сравнивая разные точки зрения в решении выдвинутой мной проблемы, ученики находят самостоятельный способ решения поставленной задачи. Реализация этого метода позволяет развить эстетический вкус, креативность мышления, творческий потенциал каждого ученика.

Большое значение на втором уровне освоения программы имеет работа по профориентации в виде нетрадиционных форм проведения групповых занятий: посещение с детьми, родителями, представителями МСПС службы профессиональных парикмахерских колледжей; посещение ежегодно проводимого конкурса причесок «Интершарм»; дискуссии и совместные обсуждения результатов творческих работ; встречи с выпускниками студии.

В процессе освоения второго уровня программы добавляется форма занятий – групповой проект, с использованием частично-поискового (или эвристического) метода обучения, т.е. организации активного поиска решения поставленных перед детьми познавательных задач. На втором уровне освоения программы процесс мышления приобретает более продуктивный характер, но при этом поэтапно направляется или контролируется. Так, готовясь к защите интегрированного проекта «Отечества отец», учащиеся самостоятельно подготовили иллюстративный и познавательный материал из Интернета, разработали сценарий, выполнили презентацию в программе «Power Point», изготовили макеты кораблей к прическам, подобрали сценические костюмы. Участие всего творческого коллектива студии в реконструированной на сцене Центра образования Петровской ассамблее стало итогом большой работы. Групповая проектная деятельность студии «Шарм» осуществляется при взаимодействии и сотрудничестве студий дополнительного образования: сценического костюма, театральной, хореографической. Такое многообразие взаимодействий позволяет детям с ОВЗ еще лучше адаптироваться в социальной среде, культурно ассимилироваться. Итогами освоения второго уровня является квалификационный экзамен и вручение воспитанникам студии Свидетельства об окончании. Целями освоения второго уровня программы являются: возможность дальнейшего обучения по основной или смежной специальности, а, главное, достижение субъективного жизненного благополучия – переживания успешности [5]. Предпрофильное обучение, начальная профессиональная подготовка в группах второго уровня происходит на основе психолого-педагогической диагностики динамических характеристик личности и диагностики профессиональных предпочтений и интересов (с учетом консультаций медиков, рекомендаций учителей и родителей, мнения родителей, интересов обучающихся и их успехов при освоении первого уровня программы). Непременным условием освоения второго уровня программы является включение в образовательный процесс комплексного сопровождения специалистами МПСП службы Центра образования. Модель комплексного сопровождения образовательного процесса в системе дополнительного образования детей с ОВЗ приведена в Таблице 2 (в презентации).

Третий уровень освоения – повышенный (творческая мастерская) предполагает дальнейшее совершенствование парикмахерского мастерства, а также освоение навыков гримерных работ по авторской программе «Грим, косметика, макияж», которая является неотъемлемой частью программы «Парикмахерское искусство: начало пути». Конечной целью освоения третьего уровня программ детьми с ОВЗ является совершенствование приобретенных ими творческих навыков и умений, а также их успешная социализация [5].

Педагогические технологии, формы занятий, методы, методики, приемы и принципы обучения – аналогичны тем, которые имели место в процессе реализации программы «Парикмахерское искусство: начало пути». К освоенным ранее разделам парикмахерского искусства добавляются теоретические и практические работы по освоению приемов нанесения грима, макияжа и косметики. На этом этапе реализации программы ученики самостоятельно выполняют прически, гримируют юных артистов творческих коллективов школы перед выступлениями, подбирают им сценические костюмы, аксессуары и т.д. Увеличивается многообразие форм взаимодействия. Сотрудничество с театральной студией, студией сценического костюма, музыкальной, хореографической способствует успешной социализации детей в обществе.

Приобретенные знания, умения, достижения учеников фиксируются в журнале педагога дополнительного образования в разделе «Творческие достижения учащихся» в виде промежуточных и итоговых оценок за теорию и практику гримерных, парикмахерских работ, работ по созданию сценического образа, участию в конкурсах причесок, дефиле, проектной деятельности.

Помимо перечисленных форм, подходов и методов, задействованных на первом и втором уровнях освоения программы, в творческой мастерской практикуется исследовательский метод обучения [6], в котором после анализа материала, постановки проблем и задач ученики самостоятельно изучают литературные источники, ведут наблюдения, измерения, выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно.

Обязательным условием освоения третьего уровня программы является включение в образовательный процесс комплексного сопровождения специалистами МПСП службы Центра образования (Таблица 3 в презентации).

Стимуляция позитивного личностного потенциала участников реабилитационного процесса в студии «Шарм» невозможна без развития их намерений, опыта переживания ими личностной целостности, что, в свою очередь, возможно лишь при условии включенности личности в различные сферы социальной деятельности. Потребность ребенка в общении удовлетворяется в деятельности, осуществляемой им в студии, потребность в активности, имеющей креативный характер, реализуется в творческой деятельности всего коллектива студии.

Приблизительно семь процентов детей, получивших Свидетельства об окончании в студии парикмахерского искусства «Шарм» наравне с другими участниками образовательного процесса – дети с ограниченными возможностями. Восемь выпускников с ОВЗ продолжили обучение в парикмахерских колледжах и работают в настоящее время в парикмахерских салонах по основной или смежной специальностям.

Выводы

1. Для реализации «принципа равного доступа детей к полноценному качественному образованию, независимо от их состояния здоровья» необходимо развертывание новых моделей содержания образования и его организации.

2. Парикмахерское искусство как культура может быть одним из видов арт-терапии для детей с ОВЗ.

3. Предложенная модель организации образовательного процесса в студии парикмахерского искусства «Шарм» в ГБОУ ЦО № 491 «Марьино», модели комплексной поддержки и комплексного сопровождения могут использоваться в системе дополнительного образования детей с ограниченными возможностями.

Приложение 1

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности, М. Наука, 2010.
  2. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 352с. (С. 176–185).
  3. Кайгородцева М.В. Методическая работа в системе дополнительного образования: материалы, анализ, обобщение опыта. Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования. – М. Школьная пресса, 2006. Библиотека журнала. Вып. 77.
  5. Попова Н.Т., Шеманов А.Ю. Инклюзия в культурологической перспективе. Психологическая наука и образование. 2011, №1, стр.74-82
  6. Чупрасова В.И. Современные технологии в образовании: учебное пособие. – Владивосток: Дальневосточный государственный университет, Тихоокеанский институт дистанционного образования и технологий, 2000. – 52с.