Алюминий: физические и химические свойства. Применение алюминия. 9-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (293 МБ)


Цель урока

  • продолжить формирование ключевых компетенций: учебно-познавательных, информационных, ценностно-смысловых, общекультурных, коммуникативных и личностного самосовершенствования учащихся.

Задачи урока:

  • сформировать знания о физико-механических и химических свойствах алюминия на основе его положения в ПСХЭ, строения атома и кристалла;
  • установить причинно-следственную связь между строением и свойствами металлов 1-3 групп главных подгрупп;
  • продолжить развитие умений наблюдать, делать выводы, выполнять эксперимент и объяснять его ход;
  • продолжить формирования навыков составления уравнений химических реакций;
  • показать практическое значение химических знаний.

Оборудование и реактивы: карточки с текстами, презентация к уроку, видеоматериал, компьютер, экран, проектор, гранулы алюминия, р-р гидроксида натрия.

Наборы реактивов на столах учащихся: алюминиевая проволока, фольга, гранулы алюминия, растворы соляной кислоты и сульфата меди (2), спички, спиртовка, держатель, смайлики.

Раздаточный материал: карточки с текстом теста (2 варианта), с дифференцированным домашним заданием (д/з).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Изучение нового материала.

- Мы продолжаем изучать металлы, а какой металл мы будем изучать сегодня, предстоит определить вам. Итак, эпиграф к нашему уроку:

Я металл, серебристый и лёгкий
И зовусь “самолётный металл”,
И покрыт я оксидною плёнкой,
Чтоб меня кислород не достал... (слайд 2).

- Что же за металл мы сегодня будем изучать?

- Совершенно верно алюминий. И тема нашего урока “Алюминий: физические и химические свойства.. Применение алюминия” (слайд 3). Запишем тему урока в тетрадях.

- Давайте, вместе с вами, определим задачи урока (коллективное обсуждение)

- Итак, задачи нашего урока (слайд 4).

Изучение нового материала с актуализацией опорных знаний.

Характеристика алюминия как химического элемента.

Самостоятельная работа (слайд 5).

Проверка самостоятельной работы у доски.

Примерный ответ: Al №13. заряд ядра+13, протонов 13, нейтронов 14, электронов 13.

(слайд 6)

- Как изменяется химическая активность у этих химических элементов? (Выводы делают учащиеся).

Тип и класс: Al p – элемент, переходный элемент, соединения которого обладают амфотерными свойствами.

Тип химической связи - металлическая.

Тип кристаллической решетки - металлическая (вспоминаем физические свойства веществ с металлической химической связью).

- Сейчас я вам расскажу об истории открытия алюминия (рассказ).

Нахождение алюминия в природе (слайд 7).

- Основные месторождения алюминиевого сырья: Урал, Казахстан, Сибирь, Башкирстан.

Вопрос. Почему алюминия нет в природе в свободном виде?

- На основании справочных данных, учебника, эпиграфа к уроку и образцов алюминия на ваших столах охарактеризуйте физические свойства алюминия.

Ответы учащихся. (слайд 8 и образцы в лотках).

- На физико-механических свойствах основано его применение. (обсуждение)

Задание. Посмотрите слайды (9-15) и назовите области применения алюминия и свойства, на которых основано их применение (обсуждение).

Почему, очень часто, изделия изготавливаются из сплавов алюминия?

- Алюминий - активный металл, в чём же причина его пассивности? На этот вопрос мы ответим, посмотрев видео (видео 1).

Обсуждение результатов просмотра.

Ответ – на поверхности алюминия образуется пассивная оксидная плёнка.

Подвергаются ли коррозии изделия из алюминия? Почему?

Вывод: оксидная плёнка защищает алюминий от коррозии.

Влияние алюминия и изделий из него на здоровье человека (рассказ).

- При мытье алюминиевой посуды (внутри) можно использовать абразивные материалы? Ответ поясните.

С помощью лабораторных опытов изучим некоторые химические свойства алюминия

Видео 2 размещено в архиве вместе с презентацией.

- Алюминий взаимодействует с неметаллами.

- Запишите уравнения химических реакций алюминия с кислородом, серой и хлором. Укажите восстановитель и окислитель. К одному из уравнений напишите электронный баланс (по желанию). Ребята работают в тетрадях, проверяем у доски.

- Согласно ряду активности металлов алюминий должен реагировать с кислотами. Ставим проблему и решаем её с помощью лабораторных опытов.

Выполнение учащимися лабораторного опыта взаимодействие алюминия с соляной кислотой. Учащиеся записывают уравнение химической реакции на доске и в тетрадях.

Запомните - алюминий не реагирует с концентрированной азотной кислотой!

При взаимодействии с концентрированной серной кислотой водород не выделяется, а оксид серы (4) в основном.

Взаимодействие с гидроксидом натрия (демонстрация, запись уравнения химической реакции).

Вывод: алюминий проявляет амфотерные свойства.

- А почему?

- Так как реагирует и с кислотами и с основаниями. (Записать в тетради)

(слайд 16).

- Алюминий реагирует с некоторыми солями (выполнение учащимися лабораторного опыта взаимодействия алюминия с раствором сульфата меди (2)).

- ? Почему восстанавливается чистая медь из её соли?( уравнение д/з).

- Вывод делают учащиеся: согласно ряду напряжения металлов алюминий вытесняет менее активные металлы из их солей.

- Алюминий может восстанавливать некоторые металлы из их оксидов (например,из Fe2O3) (просмотр видео 3. Видео 3 размещено в архиве вместе с презентацией).

- Уравнение химической реакции запишите в д/з.

3. Закрепление изученного материала.

Выполнение теста.

Тест

1 вариант

1. Количество протонов в атоме алюминия:

А) 12,

В) 13,

С) 10,

D) 14.

2.Электронная формула иона алюминия - А1+3:

А) 1s22s22p6.

B) 1s22s22p63s2.

C) 1s22s22p63s1.

D) 1s22s22p63s2p1.

3. Алюминий менее активен, чем:

А) углерод,

B) натрий,

С) кремний,

D) фосфор.

4. Тип кристаллической решетки у алюминия:

А) ионная,

В) металлическая,

С) атомная,

D) молекулярная.

5. На каком физическом свойстве алюминия основано применение сплавов алюминия в самолетостроении:

А) хорошая электропроводность,

В) пластичность,

С) легкость и прочность в сплавах,

D) неядовитость.

2 вариант

1.Количество нейтронов в атоме алюминия:

А) 12,

В) 13,

С) 10,

D) 14.

2.Электронная формула атома алюминия:

А) 1s22s22p6.

B) 1s22s22p63s2.

C) 1s22s22p63s1.

D) 1s22s22p63s2p1.

3. Алюминий более активен, чем:

А) сера,

B) натрий,

С) калий,

D) кальций.

4. Вид химической связи у алюминия:

А) ионная,

В) металлическая,

С) ковалентная,

D) водородная.

5. На каком физическом свойстве алюминия основано применение алюминия в электротехнике:

А) хорошая электропроводность,

В) пластичность,

С) легкость и прочность в сплавах,

D) неядовитость.

Проверка теста (слайд 17).

4. К началу урока: эпиграфу, что изучили на уроке, что узнали нового.

- Итак, вернемся к началу урока и проверим, выполнили мы с вами поставленные задачи (обсуждение, выводы).

5. Задание на дом (слайд 18).

Раздать карточки с д/з. Инструктаж выполнения домашнего задания (дифференцированного).

6. Подведение итогов, оценка работы учащихся на уроке.

- Попробуем самостоятельно оценить свою работу на уроке.

- Для этого у вас в лотках есть смайлики, но вы заметили, что на них нет эмоций. Добавим их на смайлики: улыбку, если получили прочные знания, усвоили весь материал; сомнение, если усвоили материал частично; грусть, если мало что поняли, необходимо еще поработать. В конце урока положите их мне на стол.

Оценка работы учащихся на уроке, выставление отметок учащимся.

Поблагодарить учащихся за работу на уроке (последний слайд). (слайд 19).