"Число и цифра 7". 1-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить учащихся с числом и цифрой 7.
  • Организовать работу по изучению состава числа 7.
  • Научить составлять задачу по рисунку, рисовать схему решения задачи.
  • Создать условия для развития позитивного отношения к математике и развития интереса к предмету.
  • Активизировать учащихся на творческую работу на всех этапах урока.
  • Создать такую атмосферу на уроке, чтобы учащиеся могли оказывать и принимать помощь при затруднениях от учителя и одноклассников.
  • Дать возможность оценить свою деятельность на уроке.

Ожидаемые результаты:

  • Ученики умеют считать до 7 и обратно, осмысленно представляют число 7 различными способами.
  • Ученики правильно обозначают числа до 7 цифрами, используют другие знаковые символы (римские цифры, кружочки).
  • Учащиеся могут составлять задачу по рисунку и рисовать схему ее решения.
  • Ученики используют навыки счета для решения задач.
  • Доброжелательная атмосфера на уроке, взаимопонимание между учениками и учителем, взаимопомощь.
  • Ученики проявляют интерес к изучению состава числа.
  • На уроке дети умеют работать в паре, высказываться и выслушивать других.
  • Ученики творчески перерабатывают информацию, расширяют свои знания.
  • Учащиеся оценивают свою деятельность устно и образно.
  • Дети получают эстетическое удовольствие от деятельности на уроке.

Оснащение урока:

  • Учебный кабинет
  • Цветной мел, доска
  • Нелинованные тетради альбомного формата
  • Восковые цветные мелки
  • Рисунки, выполненные учителем на доске и бумаге
  • Счетный материал природного происхождения
  • Легкий вязаный мячик.

Методы обучения:

  • Метод проблемного изложения
  • Частично-поисковый метод

Формы обучения:

  • Фронтальная
  • В парах

Технология:

  • вальдорфской педагогики,
  • личностно-ориентированного обучения.

Данный урок математики для первого класса разработан с учетом требований Федерального государственного стандарта в части формирования универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных и регулятивных. Урок рассчитан на 2 учебных часа. Это так называемый основной урок в начале учебного дня. К примеру, на устном счете ученики громко хором произносят числовые ряды, работают в группах, в парах, формируя навыки сотрудничества с учителем и сверстниками. Кроме того, данный урок отражает специфику вальдорфской педагогики, хорошо известной в Европе и мире, но малознакомой в отечественной педагогике. Овладение математическими знаниями и умениями происходит через формирование и развитие целостной природы ребенка, его интеллектуальных, волевых и эмоциональных качеств, памяти, необходимых как для изучения математики, так и для других предметов. Преподавание математики не ограничивается воздействием на интеллект, а опирается на всю структуру человеческого восприятия: чувство ритма (ритмический счет, числовые ряды), чувство формы (геометрия в рисовании свободной рукой без инструментов), эстетическое чувство (красота и гармония в изображении чисел на нелинованной бумаге цветными восковыми мелками). Учитель стремится к тому, чтобы дети пережили внутреннюю красоту математики, гармонию, царящую в мире чисел и геометрических построений, и полюбили этот предмет.

План урока

См. Приложение 1.

Сценарий урока

1. Организационный момент

Все стоят вместе с учителем в кругу.

Учитель: Доброе утро, дорогой 1 класс!

Ученики (хором): Доброе утро, дорогая учительница!

Учитель: Начинаем наш любимый урок математики.

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем вместе мы считать.

Ученики вместе с учителем хором считают, одновременно двигаясь по кругу вперед и назад:

Один,
один-два,
один-два-три,
один-два-три-четыре,
один-два-три-четыре-пять,
один-два-три-четыре-пять-шесть

и далее до десяти.

Дети становятся лицом в круг, сжимают пальчики в кулачки, считают, разгибая пальчики,: 1-2-3-4-5-6-7-8-9-10, загибают пальчики, считая обратно: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1.

Разгибают и сгибают сразу по два пальчика, считают вслух хором: 2-4-6-8-10-8-6-4-2-0.

Теперь считают аналогично, начиная с первого: 1-3-5-7-9-7-5-3-1.

Поворачиваются в парах друг к другу лицом и считают, хлопая в ладоши.

Поворачиваются лицом в круг и считают состав числа 5:

раз хлопают в ладоши, 4 раза топают ногами,
раза хлопают, 3 раза – топают,
3 – хлопают, 2 – топают,
4 – хлопают, 1 – топают,
5 – хлопают.

Учитель: Спасибо, мы отлично размялись, теперь все садятся на свои места.

Ученики садятся за свои парты.

2. Актуализация знаний

Учитель: А теперь наши пальчики помогут нам вспомнить, как мы умеем считать.

Вспомним состав чисел. Произносим хором, считая на пальцах:

1 – это один,
2 – это 1 и 1,
3 – это 1 и 2, 2 и 1,
4 – это 1 и 3, 2 и 2, 3 и 1,
5 – это 1 и 4, 2 и 3, 3 и 2, 4 и 1
6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1.

Дети считают на пальцах, показывая на правой и левой руке столько пальцев, сколько они называют, чтобы в сумме получилось задаваемое учителем число.

Учитель: А какие числа состояли из одинаковых чисел?

Ученики: 2, 4, 6.

Учитель: Правильно. Давайте повторим: 2 – это 1 и1, 4 – это 2 и 2, 6 – это 3 и 3.

Теперь устно будем считать вместе с мячиком (учитель берет легкий вязаный мячик, называет пример, бросая мячик одному из ребят): к двум прибавим один, из четырех отнимем три, к пяти добавим 1, из шести вычтем пять, сложим два и два, сложим три и три, прибавим один к одному.

А теперь веселые задачки (читает):

Расставил Андрюшка в два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой – плюшевый мишка,
Вместе с лисой – зайка косой,
Следом за ними – еже и лягушка.

Сколько игрушек расставил Андрюшка? Нарисуйте на доске схему задачи.

Ученик: Андрюшка расставил 6 игрушек (рисует схему кружочками ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ¡ ).

Учитель: Правильно ли нарисовано? Как расставил игрушки Андрюша?

Ученик: в 2 ряда.

Учитель: А ты нарисовал как?

Ученик: в 1 ряд.

Учитель: Поправь свой рисунок. Я прочитаю вторую задачку:

На песке три медвежонка играли в прятки у бочонка.

Один в бочонок еле влез, а сколько убежали в лес?

Ученик: 2 медвежонка убежали в лес (рисует схему на доске ¡ ¡ ¡ ).

Учитель: Ребята, проверьте, пожалуйста, нас.

3. Проблемное объяснение нового знания

Учитель: Послушайте еще одну считалку.

В деревушке 7 избушек, 7 крылечек, 7 старушек,
7 щенков, 7 дымков, 7 драчливых петухов
на семи плетнях сидят, друг на дружку не глядят.
Распустили 7 хвостов, каждый из семи цветов.

– Чем интересна эта деревушка?

Ученики: В ней всего по семь.

Учитель: Как вы думаете, с каким числом мы познакомимся сегодня?

Ученики: С 7.

Учитель: Правильно. Вот как оно записывается. (Показывает карточку с правильной записью цифры 7 и прикрепляет к доске). А давайте подумаем, где в окружающем мире встречается число семь?

Ученики: Семь цветов радуги, цветик-семицветик, семь дней недели.

Если ребята не могут ответить, то учитель помогает стихами и загадками:

После дождичка в четверг мост на небо прилетел, разноцветный и воздушный, числу 7 всегда послушный (радуга).

Лети-лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг (цветик-семицветик).

В понедельник я стирала, пол во вторник подметала… (дни недели).

Заранее приготовлены картинки с радугой, листком календаря, цветиком-семицветиком. Их прикрепляем на магнитную доску.

Учитель: А теперь немного отдохнем.

Динамическая пауза

Была тишина, тишина, тишина.
Вдруг грохотом грома сменилась она.
И вот уже дождик тихонько, ты слышишь,
Закапал, закапал, закапал по крыше.
Наверно, сейчас барабанить он станет.
Уже барабанит, уже барабанит.
Но туча прошла, отгремела гроза.
И снова должна наступить тишина.

Учитель: Теперь откройте тетради и достаньте цветные мелки. Будем рисовать то, о чем мы поговорили, и учиться считать. Я буду рисовать вместе с вами на доске. Сначала проведем рамочку на листе. В центре листа поставим точку. Нарисуем большую окружность. Разделим ее на 7 равных частей. А теперь я рисую, а вы смотрите. Что у меня получилось?

Ученики: Звезда.

Учитель: А сколько у нее лучей?

Ученики: 7.

Учитель: Теперь рисуйте в тетрадях. Еще раз обратите внимание, как я делала. Каждую вершину я соединяла через 2 точки. Внимательно! Работайте. У кого не получается, попросите помощи. Должно получиться очень красиво.

Ученики показывают, как у них получились звезды.

Учитель: На другой странице напишем цифру 7. Смотрите, как ее изображали раньше (римская VII). А как вы думаете, почему?

Ученики отвечают.

Учитель: V – как ладошка с четырьмя сложенными пальцами и большим одним отогнутым да еще добавлены 2 пальца другой руки. Вот и число семь. Покажите, пожалуйста, на пальцах, как у вас получилось. Напишите римскую цифру VII и арабскую цифру 7 (учитель пишет на доске, а дети в тетрадях).

А теперь достаньте счетные мешочки и выложите 7 предметов. Пересчитайте их. Проверьте друг друга. Все ли правильно посчитали?

Ученики выполняют задание, проверяют и пересчитывают.

Учитель: Уберите 4 предмета, сколько осталось?

Ученики: 3.

Учитель: Добавьте 2, а потом еще 1. Сколько стало?

Ученики: 6.

Учитель: Сколько надо добавить, чтобы стало 7?

Ученики: 1.

Учитель: Добавьте один. Проверьте, у всех ли 7?

Ученики проверяют, снова пересчитывают.

Учитель: Уберите свои мешочки. Теперь поработаем в парах. Один сосед покажет несколько пальцев, но не больше шести. А второй сосед добавит столько, чтобы вместе получилось 7.

Ученики выполняют задание, договариваются и проверяют друг друга. Учитель следит, чтобы атмосфера во время работы была доброжелательная. Вспоминаем правила дружной работы:

Не ругаться, не толкаться, никого не обижать.

С друга мнением считаться – будет славный результат!

Учитель: Скажите, что у кого получилось?

Ученики называют возможные варианты.

Учитель: Теперь снова поработаем в тетрадях. Нарисуем домик для числа 7. Я буду рисовать на доске, а вы в своих тетрадях. Запишем варианты, которые получились

Проверим свои домики. Уберем тетради.

4. Первичное закрепление

Учитель: Новое задание на карточках. Дежурные раздают карточки с заданием.

А. Дорисуйте до 7

Б. Разложите число 7

В. Божья коровка

Г. Цветочек

После выполнения дети сравнивают свои карточки с образцом на доске, исправляют ошибки. Подписывают и сдают свои карточки.

Учитель: А теперь посмотрите, что я нарисовала на доске. Какие задачи можно составить по рисунку? Придумайте

Ученики отвечают устно.

5. Итог урока

Учитель: О каком числе мы говорили сегодня?

Ученики: О семи.

Учитель: Как вы думает, когда так говорят:

– у семи нянек дитя без глазу,
– семь раз отмерь, один отрежь,
– семеро одного не ждут,

Ученики высказываются, а учитель помогает при затруднении.

Учитель: Скажите, что нового вы узнали сегодня? Было ли трудно? Что было интересно?

Ученики высказываются.

Учитель: Я рада, что вам урок понравился и был интересным и познавательным.

Ученики хором вместе с учителем произносят считалку:

Раз-два-три-четыре-пять,
быстро надо все убрать
и у парт тихонько встать.

Все встают и хором говорят:

Окончена работа рук,
Что нами сделано, то может отдохнуть,
Чтобы оно во мне росло,
Мне мудрость, силу и любовь дало,
И стало благодатью всем людям на Земле.

Учитель: Спасибо за урок, дорогой 1 класс!

Ученики: Спасибо за урок, дорогая учительница!

14.01.2013