Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Из опыта работы по реализации требований ФГОС

Разделы: Начальная школа


В требованиях стандарта к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования особым пунктом выделяется следующее положение: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Как же это реализовать на практике? Хочу поделиться с коллегами теми, на мой взгляд, эффективными приёмами, которые я использовала в своей работе с первоклассниками в прошедшем учебном году.

Чтобы говорить о личностно-ориентированном обучении, о формировании личностного смысла учения, надо в первую очередь хорошо знать своих учеников. Одним из любимых методов изучения учащихся для меня является, конечно же, наблюдение. Также провожу различного вида анкетирования, рисуночные тесты, индивидуальные беседы и беседы одновременно с несколькими учащимися (обычно двумя-тремя), если этого требует ситуация. Эти методы изучения учащихся – необходимый инструментарий учителя в работе с первоклассниками.

С самых первых учебных дней мне важно было знать, нравится ли детям в школе? Что им больше нравится – учиться или играть во время перемен, динамических пауз? Нравятся ли им уроки? И если нравятся, то, какие? Какие дети испытывают трудности? Какое настроение в школе у моих учеников? И многое другое. Эти вопросы я включила в самую первую анкету для первоклассников, когда они ещё только учились читать и писать.

  1. Напиши, если умеешь, свою фамилию, имя.
  2. Нравится ли тебе в школе? да, нет, не очень
  3. Что тебе нравится в школе больше всего? уроки, перемены, кушать в столовой, дежурить, играть с одноклассниками, отвечать учителю?
  4. Назови 3 любимых урока: чтение, письмо, математика, рисование, музыка, физкультура, технология, Кубановедение, окружающий мир
  5. На уроках тебя спрашивают часто, редко, нормально
  6. Что для тебя труднее всего? писать, читать, рисовать, вырезать, бегать, прыгать на скакалке, петь?
  7. Есть ли у тебя в классе друзья? Как их зовут? Напиши.
  8. Хочешь ходить домой самостоятельно? да, нет, я уже хожу
  9. Я учусь хорошо, не очень, нормально, плохо
  10. В школе у меня настроение чудесное, весёлое, грустное, смешливое, бывает по-разному

Было очень интересно наблюдать за детьми во время выполнения этого задания. А для первоклассников это задание, и задание не из лёгких. И дело не только в умении читать и писать. (Хотя, конечно, это очень важно). Вот где сразу и понадобилось умение работать в паре, умение обратиться за помощью (“Прочитай мне, пожалуйста”, “Помогите мне, пожалуйста, написать свою фамилию” и т.д.).

Результаты анкеты позволили мне сделать следующие выводы:

  • Большинству моих учеников в школе нравится.
  • Практически у всех детей в школе хорошее настроение.
  • Больше всего детям нравятся уроки и отвечать учителю.
  • Любимый предмет – письмо.
  • Большинство детей считает, что они учатся хорошо.
  • У всех детей есть в классе друзья.
  • Все ученики написали своё имя, фамилию, имя друга (самостоятельно или с помощью одноклассников).

Ответы детей были просто поразительны. Я увидела, как отличаются эти первоклассники от предыдущего набора. Как многому смогли научиться дети за первые два месяца учёбы! (Анкетирование проводилось в конце 1-ой четверти). И, конечно, порадовалась тому, что большинству детей нравится в школе, период адаптации проходит нормально, у многих уже сформировалась учебная мотивация.

Скажу честно, некоторые ответы оказались для меня неожиданными. Оказывается, в первые месяцы учёбы моим первоклассникам (63%) было труднее всего вырезать! А не читать или писать! Также неожиданным для меня было то, что ученики, на которых “держится урок”, которые чаще других бывают у доски, всегда активно работают на всех уроках, отметили, что их спрашивают “редко”. А учащиеся, которые очень редко поднимают руку, практически не бывают у доски, отвечают только по желанию, отметили, что их спрашивают “часто”.

А вот родителей учеников очень удивил тот факт, что дети хотят ходить домой самостоятельно. Практически всех детей в школу и из школы возят на машине. А им хочется пройтись из школы пешком, вместе со своими новыми школьными друзьями, самостоятельно носить портфель. Как оказалось впоследствии, для многих детей это желание так и осталось неосуществлённым до самого конца первого класса. Кто знает, может, повезёт во втором?

Ни для кого не секрет, что при хорошем настроении обучение идет в сотни раз эффективнее. Планируя урок, думаю о том, как учить детей, сохраняя самое ценное – здоровье и радость восприятия окружающего мира? На уроках я использую “минутки смеха”, интеллектуальные и юмористические разминки, решение одной-двух задач на смекалку и разбор одного-двух анекдотов или шуточных ситуаций. Коллективные игры, смешные конкурсы, забавные инсценировки, миниатюры — все это я использую на своих уроках и во внеурочной работе.

Каждый учитель, наверное, хочет, чтобы дети учились с увлечением, желанием, успешно и радостно. Как учиться на “пятёрки” и сохранить здоровье? Что радует сегодняшних первоклассников? Какие у них школьные радости? Эти и другие вопросы я задаю себе, готовясь к урокам. Эти вопросы стали темами родительских собраний.

Весной я снова предложила своим первоклассникам анкету. В ней было всего два пункта: 1) Я радуюсь, когда… 2) Моя мама радуется, когда…

Вот что написали мои ученики:

Я радуюсь, когда отвечаю учителю, играю с друзьями, меня вызывают к доске, меня хвалит учитель, когда урок русского языка, когда пишу контрольную работу, когда узнаю что-нибудь интересное и весёлое, когда мне поручают какое-нибудь школьное задание… и др.

Моя мама радуется, когда я прихожу из школы, веду себя хорошо в школе, меня учитель хвалит, я сам собираю портфель, я хорошо читаю, я красиво пишу, я рассказываю про школу, у меня в комнате порядок… и др.

Не скрою, мне было очень приятно узнать, какие у моих учеников замечательные “школьные радости”! Такие ответы свидетельствуют, прежде всего, о высоком уровне учебной мотивации моих учеников. Информация, полученная из анкет, была очень полезна для меня, учителя, и была интересной для родителей учащихся. Многие были удивлены, узнав, чему радуются их дети.

Была одна анкета, которая выделялась среди других. “Я радуюсь, когда перемена, когда физкультура и когда динамическая пауза. Моя мама радуется, когда отвозит меня в школу, когда в магазине, и когда гуляет”.

В индивидуальной беседе с родителями этого ученика я выяснила, что ребёнок идёт в школу с радостью. Но идёт он не учиться, а общаться с одноклассниками, т. к. дома он не гуляет с другими детьми, испытывает дефицит общения со сверстниками, что с лихвой компенсирует в школе. А мама ученика, действительно, особо не интересуется школьными успехами ребёнка. “Как дела в школе?” “Нормально”. Оценок нет. Домашних заданий тоже. Учительница не жалуется. Вот и весь разговор.

Были и такие ученики, которые так и не смогли вспомнить, что радует их и их мам, какие у них свои школьные радости.

И я стала учить детей замечать хорошее, радоваться жизни. “Радость лечит, а злость калечит”, – так гласит русская пословица. Оказывается, умение найти в своей школьной жизни что-то радостное и положительное – это   великое искусство, и ему надо учиться. И я стараюсь учить этому своих учеников. Ведь, наверное, в каждом классе есть дети, которые вечно всем недовольны, постоянно жалуются на других детей, рассказывают родителям о школе только плохое, по каждому пустяку звонят маме по мобильному телефону, сообщая о том, как их снова кто-то обидел, толкнул, обозвал и т.д. Причём, делают это с удовольствием. И со временем ни родители, ни дети уже не замечают, что привычка концентрироваться на плохом мешает им радоваться и замечать хорошее. Они охотно отвечают на вопрос, что им не нравится в школе. Такие дети замечают только плохое отношение к себе. И надолго задумываются, когда их просят перечислить, что в школе или повседневной жизни их радует.

Объясняю детям, что человек хорошо видит и замечает в других то, что свойственно ему самому. Жизнерадостный человек думает, что вокруг него много добрых и хороших людей. А сердитому и недовольному человеку кажется, что все вокруг недовольны им. А кто из детей не хочет быть добрым и хорошим?! Поэтому и мои ученики изо всех сил теперь стараются видеть и замечать хорошее в других, и прежде всего в классе. Этому они учатся каждый день. Учусь вместе с детьми и я. Что греха таить, мы, учителя тоже не всегда умеем замечать хорошее в наших школьных буднях. А чтобы учение было увлекательным, я предложила детям записывать в блокнот то хорошее, что было сегодня в школе конкретно у каждого. Блокнот мы так и назвали “Мои школьные радости”. У каждого они свои. В том числе и у меня.

Научить детей учиться – именно на это направлены практически все мои уроки в первом классе. Безусловно, эта работа проводится не только на первом году обучения. “Нельзя научить! Можно научиться!” – говорил великий Станиславский К.С.. Самые ценные знания и умения - эти те, которые человек приобрел сам! Путем путём проб и ошибок, поиска, тренировок – многократного повторения уже освоенного и постепенной наработкой нового. 

Буквы разные писать тонким пёрышком в тетрадь
Учат в школе, учат в школе, учат в школе.
Вычитать и умножать, малышей не обижать
Учат в школе, учат в школе, учат в школе. (М. Пляцковский)

Слова этой песни знакомы всем нам с самого раннего детства. Она звучит на школьных линейках, на выпускных вечерах. Хорошая песня. Замечательные слова.

Действительно, в школе детей учат многому. Учила и я весь год своих первоклашек. А вот учились ли сами дети? И чему научились? Знать и уметь – между этими словами лежит огромная пропасть. Сегодня важно, чтобы ребенок смог применять знания и на практике. Важно не то, знает ли ребенок, что “жи-ши пишется с буквой и”, а то, как он этим знанием воспользуется. Мне, как учителю очень важно было узнать, удалось ли отчуждённую для ученика информацию (“чужое”) сделать его личностным (“своим”)? Является ли учебная деятельность ведущей у моих учеников? Есть ли желание у самих учащихся – научиться учиться?

В конце учебного года на итоговом занятии я предложила детям написать на листочках, чему они научились за этот год. Обратила внимание ребят на то, что писать необходимо абсолютно самостоятельно. Ведь каждый научился чему-то своему. Время ограничено – 10 минут. С нетерпением ждала, что же напишут мои ученики. Приведу примеры таких ответов.

Чему я научился(лась) за этот год:

Катя М.

Ведению мяча. Пересказывать. Рисовать узоры. Правильно писать. Я нашла себе друга. Читаю 106 слов в минуту. Я научилась считать.

Ксюша П.

Считать. Ведению мяча. Прыгать в длину. Раскрашивать. Рисовать по контуру. Поднимать руку. Научилась дружить. Считать до 900.

Серёжа С.

Писать прописные буквы. Подтягиваться на турнике. Кувыркаться. Рисовать узоры. Конструировать рисунки. Дежурить. Вставлять буквы. Ходить домой сам. Читать за 1 минуту 150 слов. Пользоваться линейкой.

Аня О.

Я научилась дружить. Я научилась сама ходить из школы домой. Я научилась быстро читать. Я научилась быстро бегать. Я научилась здороваться. Я научилась здороваться с учителями. Я научилась чертить. Я научилась красиво писать. Я научилась хорошо дежурить.

Саша Г.

Я научился делать поделки. Я научился красиво рисовать. Я научился быть культурным. Я научился работать в паре. Я научился писать. Я научился читать. Я научился рисовать. Я научился пропускать девочек.

Семён Г.

Читать. Писать красиво. Решать. Рисовать. Писать без ошибок. Вставлять буквы. Я научился дружить. Я научился отжиматься 13 раз. Я научился здороваться. Считать. Дежурить. Говорить вежливые слова. Научился делать уроки. Научился уступать девочкам. Клеить. Раскрашивать.

Максим С.

Рисовать. Читать. Вежливо разговаривать. Дружить. Поднимать руку.

Какой же вывод я сделала? Первоклассники отметили те умения, которые имели для них большую ценность, полученные в результате практической деятельности, в результате личной заинтересованности.

Вместо заключения:

  • Я учила детей аккуратно вырезать ножницами и ловить мяч, а дети научились красиво писать.
  • Я учила детей петь песни, а дети научились отвечать у доски.
  • Я учила мальчиков быть сильными, а дети научились уступать девочкам, пропускать девочек вперёд.
  • Я учила детей здороваться с учителями и работниками школы, а дети научились здороваться с близкими и родными, желать им доброго утра и спокойной ночи.
  • Я учила детей завязывать шнурки, переодеваться на физкультуру, а дети научились быстро строиться по сигналу “Тревога”.
  • Я учила детей содержать в порядке своё рабочее место – парту, а дети научились наводить порядок в своей комнате.
  • Я учила детей быть самостоятельными, а дети научились работать в группе, в парах.

Они научились ещё очень многому за этот первый школьный год: делиться, играть честно, убирать за собой, не брать чужого, обращаться за помощью, соблюдать правила дорожного движения, замечать хорошее. Тому, что было для них важным и нужным каждый школьный день, тому, что обязательно пригодится в их взрослой жизни. Но об этом они пока ещё не знают.

Вот и закончился первый год работы по новому ФГОС. Многое изменилось в моей работе.

Многому научились мои первоклассники. Многому научилась я сама. И очень многому предстоит ещё научиться. А впереди новый учебный год.