Обучение грамоте на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Буква "И"

Разделы: Логопедия


Буква Й. Часть 1

Обучение грамоте детей включает в себя не только традиционное знакомство с буквой, чтение слогов и слов, но и специальные задания, включающие в себя развитие фонематического анализа и синтеза, развитие артикуляционной моторики. Данные задания призваны подготовить артикуляцию ребёнка к более чёткому проговариванию звуков, плавному переходу от одного звука к другому при чтении цепочки букв, правильному и последовательному соединению звуков в слово на слух, что является базой для непосредственно чтения.

Цели урока: развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, психических функций, тонкой и общей моторики, знакомство с буквой Й и звуком [й], обучение написанию печатной буквы Й

Оборудование: ручки, цветные карандаши, магниты (к организ. мом №1), карточки (к организ.мом №1) – см. Рисунок 1, карточки (к осн. №2) – см. Рисунок 2, ватные шарики (к осн. №4), текст сказки взят из книги Вал-ны Волиной “Праздник букваря”

Ход урока

Организационный момент

1. Учитель читает сказку про Й и иллюстрирует её картинками.

Лексический материал:

Этажом ниже, прямо под буквой “И”, жила-была её сестричка, буква “Й”. Это была её полная противоположность. Во-первых, она была совсем не певучая. Вот попробуйте её спеть: Й-Й-Й-Й. Нет, не получается.

Во-вторых, если буква “И” всех соединяла, то буква “Й” наоборот, разъединяла. Но не слова, а буквы. Если послушать слова “майка”, или “лайка”, то кажется что они состоят из двух разных частей, так уж постаралась буква “Й”.

– Ну и что же в ней было тогда хорошего? – спросишь ты.

А у буквы “Й” была одна особенная отличительная черта. Это то, что её ещё и отличало от буквы “И”. Вот послушай историю, и ты всё поймешь.

Однажды буквы “И” и “Й” пошли прогуляться. Гуляли они, гуляли и зашли в кафе, покушать чего-нибудь вкусненького. Сели они за стол, взяли в руки “меню”. Это такой список, где написано обо всём, что можно в кафе заказать и скушать. Буквы почитали внимательно это “меню”. Там было много всего вкусного.

К ним подошёл официант и спросил:

– Что будете заказывать?

Буква “Й” сразу ясно и чётко сказала:

– Мне, пожалуйста, салат из морской капусты, потому что в ней много йода, который начинается с меня. А на сладкое мне мороженое “пломбир”. Всё.

И тут начала заказывать буква “И”:

– Мне, пожалуйста, салат из морковки с изюмом, который с меня начинается, и…, и…

И тут началось…

Дело было вот в чём: что бы ни сказала буква “И”, она в конце обязательно добавляла “и”, а это же было ещё и слово-союз, которое соединяет всех и всё. И другие слова присоединялись, прилипали к этому союзу “и”, и наша буква не могла остановиться, и всё заказывала и заказывала. Она говорила:

– И… мне ещё салат “зимний”, и… “осенний”, и… “летний”, и…

Когда все салаты закончились, она стала заказывать мороженое.

– И… мороженое ванильное, и… клубничное, и… шоколадное, и… дынное, и… банановое, и… ореховое, и…

Официант уже ничего не записывал, а удивленно смотрел на букву “И”.

А её сестричка, буква “Й” не знала, что делать, как остановить букву “И”, чтобы она больше ничего не хотела, не заказывала, и престала говорить “и…”. И тут ей в голову пришла замечательная идея. Буква “Й” ловко отцепила от себя свою запятую-точечку, которая была над её головой и прицепила к букве “И”. Теперь буква “И” стала похожа на букву “Й”.

Тут же она перестала говорить “и…”, а потом сказала:

– И… всё. Мне кажется, это всё. Здесь пора поставить точку.

Тут буква “Й” облегченно вздохнула и осторожно сняла свою точечку с головы буквы “И”. А официант пошёл исполнять заказ, который был очень большой.

Потом буквы “И” и “Й” долго-долго сидели и кушали все салаты и мороженое всех сортов, которое им несли и несли… И так они объелись, что еле-еле вышли из-за стола, и еле-еле дошли до своего домика. Потом они очень долго не хотели даже смотреть на мороженое.

С тех самых пор люди, когда хотят что-то закончить, то говорят: “Надо поставить точку над “и”. А буква “И” с тех пор больше в кафе не ходит. А если её кто позовёт, она заранее пишет на бумажке, что ей хочется, и отдаёт её официанту, ничего не говоря. Она всё пытается научиться заканчивать и ставить точку, но у неё это плохо получается. Ведь это буква “И”. Зато её сестричка, буква “Й”, эту точку имеет над своей головой, и очень хорошо умеет завершать все дела. Она всегда умеет расставить все точки над “и”.

Поэтому гораздо чаще она встречается в конце слова, например: май, лай, дай; и очень редко в его начале, например: йод, йога…

Вот такая вот замечательная буква “Й” со своей волшебной завершающей точечкой.

2. Учитель читает стихи. Ученики досказывают последнее слово.

Лексический материал:

Дом на рельсах тут как тут, всех умчит он в пять минут. Ты садись и не зевай. Отправляется … (трамвай).

Что нам пели, угадай? Баю –… (бай).

Что в стакане, угадай? Сладкий… (чай).

Скажи, кто дела так боится, как палки – пёс, как камня – птица (лентяй).

К маме речке бегу и молчать не могу. Я её сын родной, а родился весной (ручей).

На голове пуговка, в носу решето, одна рука, да и та на спине (чайник).

Удивительный вагон! Посудите сами: рельсы в воздухе, а он держит их руками (троллейбус).

Основная часть урока

1. Дети отгадывают тему занятия (буква, повторяющаяся, во всех отгадках).

2. Дети, определяют место положения звука Й в слове (начало, середина, конец) и поднимают карточку с соответствующей схемой.

Лексический материал: майка (середина), бой (конец), чай (конец), йогурт (начало), чайник (середина), йод (начало), война (середина), сарай (конец), музей (конец), добрый (конец)

3. Учитель читает стих, на что похожа буква Й и рисует её рисунок на доске.

Лекс.мат-л: Летает над калиткой птица, но на калитку не садится.

4. Дети, с помощью карандашей (3) и ваты (1) выкладывают букву Й.

5. Дети с учителем дают характ-ку данному звуку [й] есть преграда=>согласный + всегда мягкий=> обозначаем зелёным цветом.

Дети в обычных тетрадях пишут ручкой букву Й и рядом рисуют зелёный квадрат, т.к. звук [й] согласный и всегда мягкий.

6. Физ.минутка.

Замок

На двери висит замОк (соединить пальцы обеих рук в замОк). Кто его открыть бы смог (пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)? Постучали (не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга), покрутили (движения сцепленными пальцами от себя к себе), потянули (пальцы сцеплены, руки потянуть в разные стороны) и открыли (расцепить пальцы).

7. Учитель на доске пишет сочетания букв, а дети их читают.

Лекс.мат-л:

ЙА

ЙА ОЙ

ЙА ОЙ УЙ

ЙА ОЙ УЙ УА

ЙА ОЙ УЙ УА ЭО

Итог урока

Ученики вспоминают, какую букву и звук проходили, его характ-ка (согласный, всегда мягкий) и цветовое обозначение, функции Й в слове (обозначение мягкости?)

Буква Й. Часть 2

Цели урока: развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, психических функций, тонкой и общей моторики, умение выделять звук и букву Й среди остальных звуков и букв, читать сочетания букв, умение отличать фонетически, фонематически и графически буквы и звуки И – Й.

Оборудование: ручки, цветные карандаши, мяч (к осн. №3)

Ход урока

Организационный момент

Логопед напоминает, что мы проходили звукЙ, который обозначается буквой Й, что при его произнесении во рту есть преграда=>он согласный, причём всегда только мягкий и обозначается зелёным цветом.

Основная часть урока

1. Дети пишут заглавную и строчную букву Й в обычной тетради.

2. Логопед диктует звуки, ученики соединяют их в слово и называют что получилось.

Лекс.мат-л: я-й-ц-о, м-а-й-к-а, ч-а-й-нь-и-к, с-о-й-к-а, з-мь-э-й-к-а, ль-и-нь-э-й-к-а, т-р-а-м-в-а-й, р-у-ч-э-й, с-а-р-а-й, м-у-зь-э-й, ч-а-й-к-а

3. Физ.минутка.

4. Учитель называет слово. Дети называют место звука Й в слове (в начале, середине, конце), считают, вместе с учителем, на каком по счёту месте находится данный звук в слове.

Лексический материал: мойка, йогурт, музей, бай, сойка, койка, Айболит, дай…

5. По примеру учителя дети изменяют слова так, чтобы это стало просьбой что-л. Сделать.

Лексический материал:он стоИт – ты … (стой), он моет – ты (мой), он строит – ты (строй), он поёт – ты (пой), он играет – ты (играй), он решает – ты (решай), он думает – ты (думай), он рисует – ты (рисуй).

6. Учитель рисует на доске, чем отличаются И – Й, а ученики устно доказывают.

Лексический материал: И – не имеет преграды, Й – с преградой; И – гласная + обозначаем красным цветом, Й – согласная и всегда только мягкая + обозначаем зелёным цветом. Й помогает образовывать гласные звуки (Я, Ё, Ю, Е), И – умеет смягчать согласные звуки.

Итог урока

Ученики, среди различных букв, находят букву Ии обводят её красным, а Й – зелёным.

Й Э И Н И М О В А У Й Ц И Л С О Ш И К У Ц С Ф Й И О Х О И Е И Й Л И М Й Й Ф Ч С И Ф Й Т ОЭ О А В Е И К У Ц Я Ф У Ц Й В Й И О Л И С В А Ш Д Э Х Т И П И Т Ы Й Ц О В Й Ё А В И А Р С И А О М А Р М О Л И Д Ж Э З Х Р О Л Д М А В И И Й Ы Й Ы И А П Ы Й И И О А И К У И У Ц Ц ЦЫ Й Й Т И О Л Ш Н С М