Мастер-класс "Отечественная война 1812 года"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (23 МБ)


(Слайд 1)

В планах воспитательной работы у всех классных руководителей записана формулировка “военно-патриотическое воспитание”. Мы, советские дети, воспитывались на опыте Великой Отечественной войны. Тогда память о войне была живой, каждая семья заплатила страшную цену за победу над фашизмом.

В свободной демократической России гражданско-патриотическое воспитание должно стать мирным. Человек, который любит свою Родину, не хочет, чтобы его сограждане погибали на войне или убивали других людей. Патриотизм – это ощущение человеком своей сопричастности к настоящему и прошлому Родины, ответственности за ее будущее. Патриоты были среди “красных” и “белых”, среди членов КПСС и диссидентов. Антипод патриота – конформист, который не интересуется происходящим вокруг.

В раскрытии темы Отечественной войны 1812 года сложилось и сохраняется много устаревших стереотипов. В итоге дети перестают осмысливать ее. Хороший способ привлечь внимание детей – необычная постановка темы. Чрезвычайно важной темой с воспитательной точки зрения – это цена Победы, человеческих жизней. Другой важной темой могут стать исследования особо драматических судеб. Многих подростков увлечь тема исторических тайн, расследований.

В современной школе внеклассные мероприятия, посвященные Отечественной войне 1812 года могут преследовать цель показать детям: (Слайд 2)

Бесчеловечность любой войны, уникальность каждой человеческой жизни;

Примеры сохранения человеческого достоинства в самых нечеловеческих условиях – пример для гордости и подражания;

Примеры самоотверженности и того, что есть вещи, которые могут оказаться дороже собственной жизни.

На данном мастер-классе мне бы хотелось кратко характеризовать систему внеклассный мероприятий в работе современного классного руководителя по данной теме. Какие классные часы (тематика), родительские практикумы, посвященные этой дате можно провести. Какие формы проведения классных часов лучше использовать. Какие темы.

Технологии - личностно-ориентированная, проблемно-поисковая, информационная.

МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПАМЯТНОЙ ДАТЕ

Родительское собрание в библиотеке. (Слайд 3)

При изобилии специализированных книжных издательств, огромных книжных магазинов и широкого ассортимента книг, библиотека для детей — это очень важное место. Особенно если вы хотите, чтобы ребёнок был начитан и эрудирован. И вот почему библиотека все-таки нужна — ведь там можно...

...заинтересовать ребёнка чтением. В хорошей библиотеке умеют рассказывать о книгах так, что даже малыши поймут, какие это ценные и важные вещи. Впрочем, рассказать могут не только люди, но и само место. Объясните ребёнку, что вы пришли в книжный дом, познакомьте с правилами библиотеки, покажите бесконечные полки с книгами.

...освоить искусство выбора книги. В магазине не каждый родитель готов позволить малышу выбирать книги, а в библиотеке этому как раз легко учиться. Поэтому всегда ищите книги вместе с ребёнком, соглашайтесь взять на абонемент даже неудачные, по вашему мнению, издания. Учите делать выбор, объясняйте, почему одни книги вам нравятся, а другие нет.

...прочувствовать особую “книжную” атмосферу. В библиотеках она нередко подкрепляется интересными событиями — встречами с писателями, выставками иллюстраций, литературными вечерами. Кроме того, в некоторых библиотеках проводятся занятия для юных читателей, на которых герои книг оживают, а далёкие события тридевятого царства становятся близкими и понятными.

...познакомить ребёнка с книгами вашего детства. И дело не только в качественных, проверенных временем книгах — пусть ребёнок увидит радость родителей, обнаруживших на полке старых друзей.

...дать дошкольникам опыт временного владения каким-либо предметом. Ребятишки часто хотят иметь, а не использовать вещь. Библиотечные книги учат получать радость от чтения, а не обладания, учат возвращать понравившиеся книги (хотя малышам это бывает очень трудно).

...отыскать множество познавательных книг на любую тему. Ведь ребёнок сегодня может увлечься морскими животными, а завтра его заинтересуют чёрные дыры. Конечно, хорошо иметь дома энциклопедии, отвечающие на все вопросы, но всё-таки в библиотеке вы сможете отыскать намного больше литературы. И спокойно вернуть книги, когда интерес к теме угаснет.

...познакомить юного читателя с замечательными произведениями, которые давно не переиздавались, редкими публикациями, дорогими книгами, пособиями, актуальными недолгое время, и другими изданиями, которые покупать дорого или бессмысленно, а иногда и невозможно.

...узнать побольше о том, как работает библиотека, как функционируют абонемент и читальный зал, как устроено книгохранилище — а потом играть в библиотеку. Это увлекательная и полезная игра дает множество интересных возможностей: моделирование необычных ситуаций, полезные занятия по классификации книг, знакомство с искусством изготовления и переплета книг, изучение произведений и авторов, практика для начинающих читателей, логичное введение понятия алфавитного порядка. Но как играть в библиотеку, если ребёнок там никогда не был?

...протестировать книгу или автора прежде, чем покупать. Вдруг ребёнку история не понравится или окажется, что он не дорос до неё? Особенно важно проверять книги новых авторов — может быть, вам и не захочется иметь их дома.

...порассматривать иллюстрации к прочитанному произведению. В нашу жизнь входят электронные книги, и многие дети читают их не хуже бумажных. Но даже если ребёнок обходится без картинок, ему всё равно интересно увидеть героев или посмотреть иллюстрации. И тут маленький экран электронного устройства неизменно проигрывает цветным разворотам настоящей книги. Это не повод отказаться от чтения с бук-ридера, но ещё одна причина пойти в библиотеку и полистать бумажное издание.

Объединившись вместе со школьным библиотекарем и предварительно собрав информацию у учителей истории и литературы, краеведов, провести классный час, родительское собрание в библиотеке. Классный час или родительское собрание в виде экскурсии в мир художественной, справочной, публицистической литературы будет весьма актуально.

Предлагаемая тематика мероприятий:

  1. (Слайд 4) Литературное путешествие по произведениям, посвященным войне 1812 года “...И клятву верности сдержали”
  2. Книгопоказ об Отечественной войне 1812 года “Сбылось – и в день Бородина вновь наши вторглись знамена”
  3. Тематический вечер поэзии “...И подвиг нынешней Руси да будет будущему в память” в салоне “В гостях у музы”

(Слайд 5) Классный час: “Солдаты Бородина”

Форма проведения: классный час – практикум, интерактивная игра

(Слайд 6) “Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю”. М.И. Кутузов

История сохранила нам имена не только офицеров – героев Бородина, но и солдат и унтер-офицеров.

В данном проекте можно использовать уникальные интерактивные издания “Бородинская битва” и “В грозную пору”, выпущенные издательством “Лабиринт” специально к 200-летию Отечественной войны 1812 года. (Приложение 1)

Спустя почти полвека эта книга возвращается к читателю, и вновь на её страницах слышен грохот пушек, сверкают кирасы и клубится пороховой дым. Отечественная война оживает здесь в мельчайших подробностях: можно прочесть переписку генералов, разобраться в схемах боёв, увидеть, что носил в ранце русский солдат, заглянуть в устав 1811 г., рассмотреть униформу и оружие, научиться строить укрепления, узнать, как стреляет пушка, зачем сапёру фартук, можно ли было вылечить Багратиона, что такое окочурник, какая статуя Наполеона могла бы стоять в Кремле и что погубило Великую армию.

Дополнительные материалы: оригинальные объемные конструкции, панорамные страницы, клапаны, книжечки, карты, схемы сражений, ...

(слайд 14) Классный час “Пешком в историю” (для младших школьников).

Виртуальная экскурсия в прошлое. Идея данного классного часа – рассказать детям об истории Отечественной войны 1812 года не через сухие факты, а дав ощущение повседневной жизни. На классном часе ребенок узнает, чему учились дворянские дети, что носили в сумках солдаты, как раньше назывались буквы русского алфавита. А еще – как победить Наполеона!

На классном часе используется материал из книг издательства “Пешком в историю”. Дети читают переписку мальчика и девочки, которые были свидетелями войны с Наполеоном. По результатам прочитаного дети отвечают на вопросы. (Приложение 2)

Классный час “Если бы камни могли говорить...” (слайд 22) - виртуальная экскурсия.

Эстетическое изучение памятников о героических событиях представляется мне крайне важным и актуальным. Мы должны поставить памятники культуры прошлого на службу будущему. Ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего, нашими боевыми соратниками. В программе: урок памяти “Если бы камни могли говорить...” (памятники Великой Отечественной войны) и подведение итогов заочной викторины “Что ты знаешь о войне 1812 года?” (Приложение 3), “Исторические загадки” (Приложение 4), “1812 год от А до Я” (Приложение 5). Читайте литературу, посвящённую войне 1812 года, отвечайте на вопросы вместе с родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами.

Памятники Отечественной войны 1812 года... их так много в нашей стране и за рубежом. Цель мероприятия – рассказать школьникам о некоторых из них.

Ребята увидят на экране памятники, монументы и обелиски, посвященные немеркнущим страницам Отечественной войны, поближе познакомятся с событиями тех грозных лет и возобновят в памяти подвиги героев. (Приложение 6)

Проникновенный рассказ ведущих, стихи, музыкальное сопровождение помогут ребятам сердцем и умом прикоснуться к живительному источнику мужества и патриотизма.

(слайд - 31) Классный час – панорама

“Памятник любви на Бородинском поле”

Цель: показать ценность человеческой жизни, связь прошлого и настоящего.

формировать углубленное восприятие учащимися единой картины войны 1812 года, понятий о сущности художественного образа и специфических средствах его создания. Осветить изученные исторические события средствами литературы, живописи, архитектуры, скульптуры. Формировать умение извлекать из различных источников информацию по данной теме. Способствовать развитию воссоздающего и творческого воображения личности, памяти, речи, обогащению эмоционального мира. Воспитывать любовь к Отечеству через изучение памятных страниц истории.

Задачи:

  • Познакомиться с историческими фактами войны 1812 года, с жизнью людей в это время. Наличие в классе сети Интернет позволяет сделать компьютер экскурсоводом по многим музеям, открывает доступ к хранилищам библиотек, что особенно актуально для подростков, для которых посещение многих музеев и библиотек весьма затруднительно.
  • Способствовать умению чувствовать, сопереживать.
  • Формировать умение слушать и слышать окружающих.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

(слайд – 32) Выбор афоризмов

  • Будущее — в настоящем, но будущее — и в прошлом. Это мы создаем его. Если оно плохо, в этом наша вина. А. Франс
  • Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем. В. Белинский
  • Мы творение прошлого, и мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое - значит не понимать настоящее. Д.Неру

Детям в форме беседы предлагается обсудить эти афоризмы.

Посредником между прошлым и будущим могут послужить часы.

У меня в руках песочные часы, которые показывают время. Понятие времени можно понимать по-разному. Для кого-то время – это кудесник, отсчитывающий часы жизни. Для кого-то – это мудрые волшебницы, которые умеют распоряжаться секундами и минутами. А есть знатоки, управляющие будущим временем. Вы тоже можете стать властелинами своего времени, если научитесь беречь секунды и минуты.

Сегодня эти часы превратятся в проводника, связывающего два времени: прошлое и будущее. Нам предстоит ответить на вопрос: “Почему человек без прошлого, не имеет будущего?”

Дети передают часы, тот к кому в руки они попали, рассуждает, высказывает свое мнение и отвечает на вопросы ровесников.

Продолжением классного часа может послужить рассказ о любви. В презентации использованы:

1. Кадры из документального фильма режиссера Алексея Минкина "Неизвестная война 1812 года. Бородино. Битва титанов." Россия, 2012.

2. Стихотворение Марины Цветаевой "Генералам 1812 года".

3. Музыкальное сопровождение А. Петрова "Генералам 1812 года"

Маргарита и Александр. Памятник любви на Бородинском поле. (Приложение 7)

Подвести итоги классного часа, предложив ответить на вопросы анкеты (Приложение 8)

Первоисточники и интернет-ресурсы:

  1. Библиотечка “Первого сентября”. Классное руководство №7. Луховицкий В., Русакова Е., Силинг Ю., Захаркин М. “Воспитание патриотизма через личное отношение к истории”. Москва, Чистые пруды, 2008.
  2. Библиотечка “Первого сентября”. Классное руководство №8. Луховицкий В., Силинг Ю. История отечественной культуры как ресурс патриотического воспитания. Москва, Чистые пруды, 2008.
  3. Брагин М.Г. “В грозную пору”. Москва, Лабиринт, 2012.
  4. Демонстрационные материалы “Отечественная война 1812 года” под ред. Гончаровой Е.М. Москва, Айрис-Пресс, 2012
  5. Бунтман Е., Эйдельман Т. “Бородинская битва. 1812.” Москва, Лабиринт, 2012
  6. Литвина А., Степаненко Е. “Москва 1812 год. До и после” Настольная игра-викторина. Москва, Пешком в историю, 2012.
  7. Серкова И.С. “Письма из 1812 года. Сборник задач.” Москва, Пешком в историю, 2012.
  8. Каширская Е. Тимка и Тинка в 1812 году: развивающие игры. Москва, Пешком в историю, 2012.
  9. Жуков И. Русская пленница французского кота: историческая повесть-сказка. Москва, Пешком в историю, 2012.
  10. Мои игрушки: 1812 год. Детское домино. Москва, Пешком в историю, 2012.
  11. Субботина М.А. Игры и занимательные задания по истории. Москва, Дрофа, 2003.
  12. Короткова М.В. Путешествие в историю русского быта. Москва, Дрофа, 2003.
  13. http://www.mydears.ru/n/360
  14. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lihach/03.php
  15. http://www.moscow-faq.ru/all_question/wayoflive/zdorove/2008/July/7922/79036
  16. http://www.dietaonline.ru/community/post.php?topic_id=41217&page=1
  17. http://interyamal.ru/news/229
  18. http://www.taday.ru/text/216801.html
  19. http://www.liveinternet.ru/users/3244445/post176454922/
  20. http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/09/09/pamyatnik_lyubvi_na_borodinskom_pole
  21. http://www.borodino.patriotvrn.ru/1.htm
  22. http://www.museum.ru/1812/Memorial/Smolensk/index.html
  23. https://ru.wikipedia.org/wiki
  24. https://urok.1sept.ru/articles/213739/
  25. http://www.ippo.ru/novosti-2009-g./v-sankt-peterburge-otkrylasj-vystavka-posvyaschennaya-
    175-letiyu-aleksandrovskogo-stolpa-sooruzhennogo-v-chestj-imperatora-aleksandra-i.html
  26. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E0%EC%FF%F2%ED%E8%EA_%C1%E0%E3%F0%
    E0%F2%E8%EE%ED%F3_(%CC%EE%F1%EA%E2%E0)
  27. http://www.xxc.ru/
  28. http://sobory.ru/article/?object=03755
  29. http://www.idmitrov.ru/articles_67.html
  30. http://www.taday.ru/text/216801.html
  31. http://www.liveinternet.ru/users/3244445/post176454922/
  32. http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/09/09/pamyatnik_lyubvi_na_borodinskom_pole
  33. http://www.taday.ru/text/216801.html
  34. http://www.stihophone.ru/works.php?ID=24835
  35. http://www.youtube.com/watch?v=NDL-CBqa6k4
  36. http://vk.com/feed#/friends