Развитие критического мышления как средство формирования ключевых компетенций на уроках химии

Разделы: Химия


Одно из перспективных направлений модернизации образования – разработка идей компетентностного подхода в обучении. При этом подходе, помимо знаний и умений учащихся, важным показателем качества обучения становится наличие у них опыта решения жизненных проблем, социальных функций, практических навыков деятельности, т. е. сформированность того, что мы называем ключевыми компетенциями.

В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарно-репродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере, разрешать проблемы и работать в команде, быть готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь быстро из них выходить [3, стр.3 – 12].

Воспитание такой социально и профессионально активной личности требует от педагогов современной школы применения совершенно новых методов, приемов и форм работы. Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и собственно жизнедеятельности, необходимо применять активные методы обучения, технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних школьников.

Одним из перспективных направлений в плане решения этой задачи является осуществление компетентностного подхода средствами технологии развития критического мышления.

Анализ особенностей содержания преподаваемого предмета (химия) и возможностей учеников, уровня их развития, позволил выделить в качестве наиболее актуальных следующие компетенции: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная и компетенция личностного самосовершенствования.

Основной целью проводимого нами в течение 2 лет эксперимента является реконструкция учебного занятия по химии на основе компетентностного подхода с использованием технологии развития критического мышления. Данный подход позволяет решить задачи по формированию компетенций у школьников, а именно:
– учебно-познавательной (определять цели и порядок работы, применять освоенные способы в новых ситуациях, осуществлять самоконтроль);
– коммуникативной (владеть способами взаимодействия с окружающими, владеть разными видами речевой деятельности);
– информационной (владеть навыками работы с различными источниками информации, самостоятельно перерабатывать информацию, ориентироваться в информационных потоках);
– личностного самосовершенствования (владение самоанализом, самоконтролем и коррекцией достигнутых результатов) [6,стр.7].

Приведу пример урока по теме “Кремний и его соединения” (9-й класс) с применением приемов технологии развития критического мышления, позволяющих формировать ключевые компетенции учащихся.

Цели урока: рассмотреть строение атома и аллотропию кремния, ознакомить учащихся с химическими свойствами кремния и его соединений; продолжить формирование информационных и коммуникативных компетенций.

Ход урока

Урок начинается со стадии вызова. Демонстрируем слайд 1 презентации с изображениями скалы, кристалла аметиста, компьютера, фигурки из фарфора, стеклянной вазы; читаем стихотворение и обращаемся к классу с предложением определить тему урока:

Сосед углерода привык к работе
Замену ему нигде не найдете.
Если бы этот пропал элемент,
Где бы мы взяли кирпич и цемент,
Чем бы стеклили окно, и куда
Делись бы кварц, и фарфор, и слюда?

Итак, тема урока определена – “Кремний и его соединения”.

Почему кремний незаменимый элемент? Почему все изображения на слайде относятся к теме урока? На эти вопросы предстоит ответить на данном уроке.

? Расскажите о положении кремния в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева.

? Составьте схему строения атома кремния.

? Составьте химические формулы известных вам соединений кремния.

Учащиеся работают в тетрадях, затем проверяем выполнение задания (один учащийся у доски).

Используя прием “Корзина идей, понятий, имен”, предлагаем учащимся ответить на вопрос:

? Что вам известно о кремнии и его соединениях.

Каждый учащийся вспоминает и записывает в своей тетради все, что знает по данному вопросу (1 – 2 минуты). Затем идет обмен информацией в парах, рабочих группах, при этом вырабатываются сведения в виде тезисов. После этого каждая группа называет один факт, не повторяя идеи, высказанные другими группами. Учитель заносит все тезисы на доску, в “корзину идей”.

В результате обмена мнениями получается список идей:

Кремний – неметалл.
Кремний – твердое вещество.
Оксид кремния – кислотный оксид.
Оксид кремния – это песок.
Кремниевая кислота – нерастворима в воде.
Кремний содержится во многих минералах.
Кремний и его соединения имеют широкое применение.

На стадии осмысления используем прием “Зигзаг”. Предлагаем учащимся разойтись в экспертные группы (четыре группы по количеству текстов “Кремний и его свойства”; “Оксид кремния(IV)”; “Кремниевая кислота”; “Соли кремниевой кислоты”) и прочитать учебные тексты (тексты составляет сам учитель, исходя из уровня класса, имеющихся знаний, целей учебного занятия), обсудить информацию, разработать алгоритм ее презентации для членов рабочей группы.

Пример учебного текста “Оксид кремния (IV)”.

“Наиболее распространенным соединением кремния является его диоксид SiO2 – оксид кремния (IV), другое его название – кремнезем. К природе он образует минерал кварц и многие разновидности (горный хрусталь, аметист, агат, опал, яшма, халцедон, сердолик), которые известны как поделочные и полудрагоценные камни. Диоксид кремния – это также обычный и кварцевый песок.

Оксид кремния (IV), как и углекислый газ, является кислотным оксидом. Однако в отличие от CO2 имеет не молекулярную, а атомную кристаллическую решетку такого строения:

Поэтому SiO2 твердое и тугоплавкое вещество. Он не растворяется в воде и кислотах (кроме плавиковой), но взаимодействует при высоких температурах со щелочами с образованием солей кремниевой кислоты – силикатов:

SiO2 + 2NaOH = Na2SiO3 + H2O

Силикаты можно получить также сплавлением диоксида кремния с оксидами металлов или с карбонатами:

SiO2 + CaO = CaSiO3
SiO2 + CaCO3 = CaSiO3 + CO2

При сплавлении кварцевого песка с углем при высоких температурах образуется карбид кремния SiC, который по твердости уступает только алмазу. Поэтому его используют для затачивания резцов металлорежущих станков и шлифовки драгоценных камней. Из расплавленного кварца изготавливают кварцевую химическую посуду, которая выдерживает высокую температуру и не трескается при резком охлаждении. Диоксид кремния служит основой силикатной промышленности – для производства стекла и цемента.

Диоксид кремния необходим для жизни растений и животных. Он придает прочность стеблям растений и защитным покровам животных” [2, стр.138–143; 4, стр.92–94; 5, стр. 308–315].

В ходе работы с учебным текстом экспертная группа составляют презентацию информации по плану:

1. Особенности строения.

2. Физические свойства.

3. Нахождение в природе.

4. Химические свойства.

5. Применение.

Завершает урок стадия рефлексии. Предлагаем учащимся вернуться в рабочие группы, обменяться информацией, полученной в экспертных группах, заполнить опорную схему “Кремний и его соединения”, подготовить ее презентацию по опорной схеме и слайд-фильму (выполненный 4 учащимися класса в качестве опережающего домашнего задания).

По окончанию данной работы от каждой рабочей группы представляется один из блоков опорной схемы и презентация его на основе слайд-фильма (см. Приложение).

Для закрепления изученного проводим тест.

Подводим итоги, возвращаясь к вопросам начала урока. Предлагаем домашнее задание – написание эссе “..замену ему нигде не найдете..”

Таким образом, обучение в режиме данной технологии в полной мере способствует формированию ключевых компетенций учащихся на каждом этапе учебного занятия: вызов (учебно-познавательная и коммуникативная компетенции), осмысление (учебно-познавательная, информационная, коммуникативная компетенции), рефлексии (информационная и коммуникативная компетенции, личностного самосовершенствования) [1, стр.17–22; 7, стр.337–340].

Любая инновация связана с определенными проблемами. Так, в частности, данный подход требует много затрат времени при подготовке, использование множества методической литературы учителем, конструирование большого числа новых дидактических материалов, поиск нестандартных заданий, приемов и подходов.

В ходе работы по данной системе в 9 классах установлено, что у учащихся намечается значительный рост познавательной активности на уроках и дома, их знания и в особенности умения стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста обученности и качества знаний.

Литература:

  1. Береснева Е.В., Загвоздкина Е.Н. Использование технологии критического мышления при изучении органической химии //Химия в школе – 2008 – № 8.
  2. Габриелян О. С. Учебник “Химия-9”. – М.: Дрофа, 2005.
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании.//Школьные технологии. – 2004. – № 5.
  4. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. “Химия-9” – М.: “Просвещение”, 2008.
  5. Ходаков Ю.В. Неорганическая химия. – М.: “Просвещение”, 1972.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос" – 2002 – 23апреля. http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  7. Шамова Т.И. и др. Управление образовательными системами. – М.: “Академия”, 2002.