Урок окружающего мира по программе "Школа-2100" "Россия – наша родина". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 2


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


Цель: познакомить учащихся (в обзорном порядке) с Россией, с природой России, с некоторыми крупными географическими объектами на территории России, с её достопримечательностями; учить использовать карты для получения информации; развивать речь, воображение; воспитывать чувство товарищества, чувство гордости за Родину.

Тип урока. Введение новых знаний, закрепление изученного материала.

Форма проведения урока: самостоятельная работа в группах по заданию изучение литературы, географических карт.

Оборудование. Карты: физическая карта, страны мира, полушарий, природных зон. Учебник «Окружающий мир» А.А. Вахрушева стр. 95–97 Набор открыток «Города России», предметы народных промыслов. Карточки для работы в группах; презентация «Россия – наша Родина». Фонограмма песни М.Л. Матусовского, музыка В.Е. Баснера «С чего начинается Родина?», карточки слов: Родина, родина, федерация.

Элементы содержания: природа России, символика, достопримечательности, города, народы населяющие Россию, расположение России на карте, её площадь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Мы будем работать в группах, чтобы работа была слаженной и плодотворной, пожелаем друг другу удачи.

II. Постановка цели и задач урока.

а) Мы с вами узнали много интересного о разных странах. Сейчас мы будем подробнее знакомиться с нашей страной. Я предлагаю работать в группах, так как материал объёмный по содержанию.

– У каждой группы есть план работы и вопросы, на которые они совместно будут искать ответы из различных источников: учебник, книги, видеофильм, географические карты, открытки.

б) Актуализация знаний. Вначале урока хочу выяснить, что вы уже знаете о нашей стране, России.

– Как называется наша страна? (полное название Российская Федерация)

– Что означает слово ФЕДЕРАЦИЯ? (прочитайте в учебнике)

– Назовите столицу нашей Родины.

– Чем город Москва отличается от других городов России?

– Покажите нашу страну на карте. В каком полушарии находится РФ?

Прежде, чем мы посмотрим фильм о нашей стране, обратите внимание на вопросы и задания в каждой группе, план вашей работы. Посмотрите фильм, изучите материал по карте, учебнику, для того, чтобы выступить с рассказом о нашей стране.

III. Изучение нового материала.

а) Проблемная ситуация.

– У меня к вам такой вопрос: почему одинаковое слово родина пишется по-разному?

– Мы изучаем материал о нашей Родине России.

б) Видеофильм (просмотр фильма).

Слайды:

  1. Флаг РФ.
  2. Герб РФ.
  3. Гимн России.
  4. Столица.
  5. Города России: Петербург, Ярославль, Новосибирск, Хабаровск, Благовещенск, Свободный.
  6. Известные люди: Пётр I, Лазо С.Г., Н.Н. Муравьёв-Амурский, Л. Гайдай, Б.Н. Ельцин, И.И. Шишкин, И.Е. Репин, С.П. Королёв, М.М. Плисецкая.
  7. Россия – самая большая страна в мире (комментарий учителя к слайдам, чтение учащимися).

Физминутка

в) Работа в группах по заданию.

  • Изучение литературы с. 82–86
  • Работа с картой с. 83, 85, 95, 97, 99
  • Составление рассказа.

IV. Выступление учащихся (по 1–2 человека с группы).

1 группа – Формы поверхности нашей страны, рельеф.

2 группа – Океаны, моря, реки и озёра.

3 группа – Природные зоны, растительный и животный мир России.

4 группа – Расположение страны на карте, её площадь, народы, города, известные люди.

Итог работы в группах.

V. Подведение итога.

– Наша страна, это не только её просторы, поля, леса, это ещё и замечательные люди: Лешенок Вера Владимировна, Соляник Александр Павлович – ветераны войны, с которыми мы познакомились накануне праздника 9Мая (фотография). Вы, конечно, знаете и других известных людей, которые внесли свой вклад в развитие России, науки, культуры (учащиеся называют известные имена).

Ещё в нашей стране сохранилось самобытное народное творчество. Обратите внимание на выставку: жостовские разносы, хохломская роспись, гжель, матрёшки. На следующем уроке мы продолжим знакомство с нашей страной, но больше внимание уделим изучению малой родины.

– С чего для вас начинается Родина? Подумайте над этим вопросом и ответите на следующем уроке.

– Что мы называем малой родиной? (ответы учащихся).

Домашнее задание: подготовьте сообщения о родине (о городе в котором вы родились).

– Прозвучит музыка, если вы почувствовали гордость за нашу страну, ощутили себя гражданами великой страны выходите в центр класса.

Вы и есть маленькие граждане России...

Фонограмма песни «С чего начинается Родина?»