Урок литературного чтения "Лирика весны. Ф.И. Тютчев «Весенние воды»"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить обучающихся с пейзажным стихотворением Ф.И.Тютчева “Весенние воды”, учить передавать авторское отношение, его настроение к изображаемому, учить выразительному чтению с опорой на авторские языковые средства.
  2. Развивать познавательный и эмоциональный интерес к работе со стихотворением.
    Через художественное слово, музыку и художественные образы развивать у детей поэтический вкус и образное мышление, учить детей чувствовать красоту родного слова и выражать свои чувства через словесное иллюстрирование.
  3. Воспитывать внимательное отношение к авторскому слову, к выразительным средствам языка. Прививать детям любовь к родной природе, к весенним пейзажам.
    Осуществлять связь содержания уроков литературного чтения с изобразительным искусством и музыкой.

Оформление:

  1. Выставка рисунков обучающихся по теме “Весна идет!”
  2. Портрет Ф.И.Тютчева.
  3. Репродукция картины А. Саврасова “Грачи прилетели”.
  4. Презентация “Весна”, аудиозапись в исполнении В. Бохон “Весенние воды”.
  5. Музыкальное оформление:
  6. М.И.Глинка “Веснянка”, П.И.Чайковский “Времена года”, С.В.Рахманинов “Концерт для фортепиано с оркестром № 2”, “Перезвон колоколов”, “Птичьи голоса”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Вход учащихся в класс под музыку “Концерта” С.Рахманинова.

Учитель:

– Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи,
В дом свой – улей пчела
Первый мед принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?

– Весной!
– Давайте сейчас послушаем музыкальное произведение Михаила Ивановича Глинка “Веснянка” и вы расскажите, какие чувства вас наполняли при прослушивании этой мелодии.
– Ребята, вы прослушали это произведение. Какие чувства, эмоции вы испытывали при прослушивании “Веснянки”? Какие звуки вы слышали? Какие картины вы представили во время его звучания?
– Трели соловья, звуки капели, перекликание ручейков…
– В какое время года слышны эти звуки?
– Композитор М.И.Глинка очень любил русскую природу и отразил в этой прекрасной мелодии различные оттенки весеннего настроения: и грустного и радостного.
– А почему грустного? Почему радостного?
– Потому что грустно, когда прощаешься с зимой и всегда радуешься встрече с весной.
– “Прощай, зима, здравствуй, весна!” – такие чувства, такие мысли вложил композитор Глинка в свою музыку.

2. Сообщение темы и целей урока.

– Сегодня на уроке мы совершим удивительное путешествие в мир природы, в мир красок и звуков весны. Познакомимся со стихотворением Ф.И.Тютчева “Весенние воды”, постараемся услышать и понять, о чем щебечут птицы, журчат ручьи, шепчут лепестки березки.

Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и достойна того, чтобы о ней, прекрасной, было рассказано красиво, сказочно, волшебно.

3. Проверка домашнего задания.

– Прежде чем мы отправимся в увлекательное путешествие в мир поэзии, давайте послушаем, как вы самостоятельно поработали дома.

Домашнее задание:

Найти в художественных произведениях описание весны и выучить понравившиеся строчки.

1-й ученик.

– Мне понравилось это радостное, весеннее стихотворение Е. Баратынского.

Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон.
Своей лазурью живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
Ласкаясь к солнечным лучам
Летают облака!
Е. Баратынский.

2-й ученик.

Полюбуйся, весна наступает,
Журавли караваном летят,
В мягком золоте день утопает
А ручьи по оврагам журчат
И.Никитин.

3-й ученик.

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
А.Н.Плещеев.

4-й ученик.

Черемуха душистая с весною расцвела
И ветки золотистые, что кудри, завила.
Кругом роса медвяная сползает по коре,
Под нею зелень пряная сияет в серебре.
С.А.Есенин.

5-й ученик.

Весна, весна кругом живет и дышит.
Весна, весна шумит со всех сторон!
Взлетел петух на самый гребень крыши
Да так поет, что слышит весь район.
Раскрыты окна. Веет теплый ветер.
И легкий пар клубится у реки.
И шумно солнцу радуются дети, и думают о жизни старики.

Подведение итогов домашнего задания.

– Ребята, вы хорошо подготовились к домашнему заданию. Ваше выразительное чтение понравившихся строчек о весне заставляло волноваться, переживать.

В стихотворениях, которые вы выбрали, мы услышали перекликание весенних ручейков, звон капели, пение птиц. Даже слышалась тихая музыка.

– Мы сейчас как будто побывали в музыкально-стихотворной стране. Может у нее есть название?
– Лирика.
– Дайте определение слову “лирика”.
Лирика – один из трех основных родов художественной литературы (наряду с эпосом и драмой), в котором действительность отражается путем передачи переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме.
– Какое красивое слово “лирика”! Откуда произошло название?
– “Лира” – это древний музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись песни, стихи. Вот почему при чтении стихотворений слышится музыка.

4. Подготовка к восприятию.

а)

Русские поэты и писатели не только умели наблюдать, видеть и глубоко понимать природу, находить прекрасное в самом скромном уголке России, описывать увиденное, выражать собственное отношение к изображаемому.

С весной связывают свое творчество художники, композиторы и, конечно, поэты. Именно такое время года, как весна заставляет радостно и взволнованно биться сердце каждого человека.

– Птичьи голоса, звон капели, весенние воды – это все вестники весны.
– Давайте послушаем, как просыпается и наступает весна в стихотворении Ф.И.Тютчева “Весенние воды”.

б)

Словарная работа.

– Давайте познакомимся с новыми словами и их значением, чтобы понять стихотворение:

“брег” – берега
“гласят” – говорят, объявляют, возвещают.
“гонцы” – тот, кто является вестником, приносит весть.

5. Прослушивание аудиозаписи “Весенние воды” в исполнении В. Бохон.

– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

6. Физкультминутка.

А теперь мы ручейки.
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру бежим,
Станет озеро большим.
Посидим мы, отдохнем
И опять урок начнем!

7. Повторное чтение про себя

– Какие чувства вы испытывали при чтении стихотворения?
– Поэт наслаждается весной, радуется весне, солнцу, теплу, чувствуется любовь поэта к весенней природе.

8. Анализ стихотворения. Подготовка к выразительному чтению.

– Какие картины вы себе представили? Что увидели? Какие краски использует автор в своем стихотворении?
– Как вы думаете, о каком месяце весны говорится в этом стихотворении? Почему? Докажите.
– Назовите весенние месяцы и расскажите о происхождении названий этих месяцев.
– Три долга у весны, три завета. Первый – тьму зимнюю одолеть, с этим март справляется. Второй – снег согнать, землю разбудить и отогреть, для этого апрель ее из ручьев живой водой отпаивает. Третий долг – теплую землю в зелень убрать – достается маю, который лес наряжает, лето в гости ожидает.

Первый месяц весны – апрель. Сейчас мы узнаем, откуда произошло название месяца, и что оно означает.

Ученик:

В древнем Риме март был первым месяцем года и весны, и посвящался он богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц и назвали.

Композитор Петр Ильич Чайковский очень любил русскую природу. Сейчас мы прослушаем его пьесу про месяц март, которая называется “Песня жаворонка”.

– Вы услышали легкие трели, напоминающие пение жаворонка, этой первой весенней птички. В прекрасной мелодии передаются различные оттенки весеннего настроения.

Ученик:

Родина слова апрель – Древний Рим. Оно означает “теплый”, “солнечный”.

Ученик:

Название пятого месяца года – май”. Оно произошло от собственного имени Майя. Так звали в Древнем Риме богиню земли и плодородия.

– Каким поэт назвал берег?
– Объясните, почему берег назван “сонным”?
– Как называется литературный прием, когда поэт оживляет неодушевленные предметы?
– Олицетворение.
– Что сказано о весенних ручьях? Найдите и зачитайте.
– Почему о весенних ручьях говорится, что они беседуют, гласят?
– Прочитайте, о чем гласят весенние ручьи.
– Как они сами себя называют?
– Кому поют славу весенние воды?
– Как вы понимаете выражение:

“И тихих, теплых мощных дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней?”

– Какое чувство вызывает чтение последней строфы? Почему?

Учитель:

Картину родной природы особенно чувствуют художники. Посмотрите на репродукцию знакомой картины Саврасова “Грачи прилетели”. Художник воспринимает природу, как живое существо, даже неподвижный камень у него может смеяться от солнечного тепла или страдать от зимней стужи. “Грачи прилетели” – лучшая работа Алексея Кондратьевича Саврасова. Мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники весны – неугомонные грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя темные лужи. Сколько звуков в этой картине! Слышите, как перекликаются птицы, и звенит капель, как шелестит ветер в мокрых ветках, и поскрипывают кривые стволы, как звучит колокол.

Прослушивание записей колокольного звона.

9. Выразительное чтение стихотворения.

10. Подведение итогов, выставление отметок детям за работу на уроке.

– Какие звуки весны вы сегодня услышали?
– Шум ручьев, капели, пение птиц.
– Какие у весны запахи?
– Оттаявшей земли, молодой травки, зеленых листиков.
– Путешествие на уроке подходит к концу. Но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски – вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчат ручьи, тихонько шепчут первые листочки березы. Слушайте и всматривайтесь в картины весны!

Под запись музыки С.Рахманинова ребята покидают класс.

Приложение. Картины, рисунки, портреты по теме урока.