Повторительно-обобщающий урок по теме "Силы в природе"

Разделы: Физика


Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока:

  • закрепление учебного материала;
  • повторение и обобщение знаний учащихся о силах в природе.

Задачи:

1. Образовательная:

  • закрепление понятий о силах в механике;
  • продолжение формирования у учащихся устойчивого представления о природе возникновения сил.

2. Развивающая:

  • развитие познавательных умений (наблюдение, опыт, сопоставление фактов);
  • развитие критического и логического мышления;
  • развитие умения коллективной работы в сочетании с индивидуальной.

3. Воспитательная:

  • воспитание положительного отношения к знаниям;
  • воспитание точности и честности в ответах;
  • нравственное воспитание (этика групповой работы);
  • воспитание аккуратности и толерантности при работе в коллективе;
  • продолжение формирования единой естественнонаучной картины мира на основе целостной системы знаний по теме «Силы в природе».

Оборудование:

  • демонстрационное: мультимедийный проектор, компьютер, экран;
  • лабораторное: груз на пружине, мячик, брусок, динамометр, книга, 2 круглых карандаша (фломастера), ластик, нитяной маятник, монета;
  • раздаточный материал: лист ватмана с кластером по каждой силе, инструкция по работе, таблица.

Перед началом урока:

  • в классе установить мультимедийный проектор для показа презентации;
  • расставить парты для работы по группам;
  • на парту каждой группе положить инструкции;
  • приготовить лабораторное оборудование на кафедре для демонстрации опытов экспериментатора группы;
  • закрепить на доске с помощью магнитов круг (центр) ромашки из картона желтого цвета.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте.

Я рада Вас приветствовать сегодня на уроке и думаю, что он окажется полезным и интересным для всех нас.

У вас на столах лежит раздаточный материал, среди которых находится таблица. Впишите свое имя и фамилию на специально отведенную полосу.

Вписали? Отложите листы в сторону, на край парты.

Наш урок – это урок повторения и обобщения по теме «Силы в природе».

На этом уроке мы с вами поговорим об известных Вам силах, которые Вы изучали в курсе механики. Ученые давно задавались вопросом систематизации сил – слишком много сил в природе.

Слово «сила» имеет разные смыслы. Это – физическая сила, сила убеждения, лошадиная сила, стихийная сила и т.д. А сколько пословиц и поговорок о силе!

Кто знает?

  1. «Сила есть – ума не надо» (сила).
  2. «Сила солому ломит» (о большом и малом, о равенстве и неравенстве).
  3. «Знание – это сила, сила есть знание».
  4. «Что силой взято, то не свято» (добро и зло, сила).
  5. «В спокойствии сила».
  6. «Сильному работа впрок, а слабому дай срок» (сила).
  7. «Сила да ум – счастье».
  8. «Правда сильнее силы».

(Если ребята не говорят, я раздаю ученику по одному листочку от ромашки, на котором написана пословица; прочитав её, ученик крепит листочек к желтому кругу на доске магнитом.)

Не только ученые, но и поэты обращались к понятию силы.

Например: Твардовский «Василий Теркин».

Сила силе доказала,
Сила силе не ровня,
Есть металл прочней металла,
Есть огонь страшней огня.

2. Актуализация опорных знаний. Проверка понимания учащимися учебного материала.

Поскольку мы изучаем механику, будем говорить о гравитационном взаимодействии.

Вашей задачей будет, воспользовавшись раздаточным материалом, подготовить мини-проект (рассказ) о силе. На парте у каждой группы в раздаточном материале есть инструкция – план рассказа и ватман, на котором нарисован кластер – блок – схема ответа, с которым вы будете выходить к доске для сообщения по той или иной силе.

Для этого выберите в группе координатора, экспериментатора и выступающего.

Разумеется, рабочие группы могут совещаться между собой.

Приступаем к работе. У вас 10 минут.

3. Закрепление знаний.

Обсуждения закончили.

Теперь, когда мы обладаем достаточным багажом теоретических знаний, каждая группа по очереди представляет свои результаты у доски. Вам дается 3-4 минуты.

Начинаем отвечать в следующем порядке:

1. Сила тяготения. Сила тяжести.

2. Сила упругости.

3. Сила трения.

В тот момент, когда рассказывает выступающий из одной группы, и экспериментатор демонстрирует действие данной силы у кафедры, другие группы внимательно слушают и заполняют таблицу.

Одновременно с выступающими из групп показываю слайды о каждой силе соответственно.

4. Подведение итогов. Рефлексия.

Целью нашего занятия было систематизировать, т.е. повторить, обобщить и заполнить таблицу о силах в природе.

Теперь давайте посмотрим, как выглядит ваша таблица. А вы сравните свои результаты и поставьте сами себе оценку за работу на уроке.

Вы замечательно справились с этим заданием.

Если осталось время.

Подумайте и скажите мне:

- Что нового Вы узнали на уроке?

- Что было наиболее интересным?

- Какой материал или действие вызвало у вас особые затруднения?

5. Заключение.

Прочитаю стихотворение Ф.И.Тютчева:

Блажен, кто явственно узрел
Хотя бы скорлупу природы.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Пожалуйста, передайте мне листы с таблицей.

Спасибо за вашу работу.

До свидания.