Деловая игра "Я и мои права". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2

Ключевые слова: права, обязанности, деловая игра


Цели:

  • познакомить с понятиями “гражданин”; “права граждан”; “права детей”; “обязанности школьников”; учить применять права и обязанности в повседневной жизни;
  • развивать культуру речи; умение анализировать; развивать творческие способности;
  • воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность; уважение к другим и к себе; чувство собственного достоинства.

Оборудование: словарь С. И. Ожегова (с.143); “Конституция РФ”; конверты с заданиями; клей; жетоны (флаг РФ); магнитофон; диск с песнями; “правовое” дерево; “правовые яблоки”; мультимедийное оборудование.

Ход занятия

1. Вступление.

Здравствуйте, ребята, родители.

Сентябрь наступил, закончилось лето,
Пришел праздник знаний, учебы, отметок.
Дети, родители, учителя!
С праздником вас поздравляем, друзья!

День знаний — это праздник книг,
Цветов, друзей, улыбок, света!
Учись прилежно, ученик —
Главней всего сегодня это!!!

Ученик:

Вся страна ждала не зря
Это утро сентября.
Пети, Саши, Вовочки
Причесали чёлочки.
Вали, Кати, Леночки
Выгладили ленточки.
Белобрысых, чёрных, рыжих
Миллионы малышей
Взяли в руки тонны книжек
И вагон карандашей.
В школу шефствуют с цветами...
Прозвенит в стране звонок,
И ребята прочитают
Миллионы новых слов.

То о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам, вашим родителям и нашим гостям.

Вам, ребята, предстоит очень интересная жизнь в обновляющейся России. От вас самих зависит, будет ли эта жизнь сложной или вы проживёте её радостно и счастливо.

Вы уже знаете, что жизнь – это не только развлечения и радости. Это и нелёгкий труд. Те люди, которые заранее готовились к встрече с жизнью, как правило, проживали её интересно. Хуже бывает тем, кто привыкает жить за спинами родителей, других людей. Все препятствия им приходится брать с боем. Сегодня мы проведём деловую игру “Я и мои права”. Вы поделены на три команды. В каждой команде выберите капитана. Капитан следит за порядком в команде, отвечает на задания после всеобщего обсуждения. Каждая команда в ходе игры будет получать жетоны, в случае правильного ответа. В конце занятия мы подведём итоги.

2. Актуализация знаний учащихся.

- А кем является каждый из нас? (ответы детей)

- Каждый из нас – гражданин России.

- Кто такой “Гражданин”? (ответы детей)

- В толковом словаре С. И. Ожегова понятие “гражданин” объясняется так: Гражданин

Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделённое правами и обязанностями;

Взрослый человек, а также форма обращения к нему.

Пояснение понятия 1:

- Каким словом можно заменить слово “лицо”, чтобы смысл фразы не поменялся? (человек)

- Что значит “постоянное население”? (люди, которые живут здесь всегда).

- Что значит “наделённое правами и обязанностями”? (иметь права и обязанности).

Пояснение понятия 2:

- Есть разные формы обращения взрослых людей друг к другу: “уважаемый”, “товарищ”, “сударь”, в том числе и “гражданин”. Всё зависит от ситуации и воспитания.

3. Игра “Дополни”.

- А сейчас мы с вами немного поиграем. Каждая команда получает конверт с заданием и карандаш (для проверки). Ваша задача: на предложенную схему наклеить слова из столбика. На выполнение задания – 2 минуты.

После того, как команды выполнили задание, им необходимо поменяться схемами. Далее проверка по слайду.

Подсчитав количество правильных ответов, команды получают жетоны (1 место – 3 жетона, 2 место – 2, 3 место – 1)

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием.

4. Беседа.

- Скажите, гражданами, какой страны мы являемся? (ответы детей)

- Наше государство предоставляет нам права. Кто из вас знает, как называется документ, в котором прописаны наши права? (Конституция РФ).

- Слово “конституция” в переводе с латинского обозначает “установление”.

- А какие права мы имеем как граждане России? (ответы детей)

  • Каждый человек имеет право на жизнь.
  • Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.
  • Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
  • Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
  • Гражданин России имеет право на отдых.

- А теперь, зная эти права, мы поиграем.

5. Игра “Путешествие в сказку”.

- Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.

1. “Айболит” К. И. Чуковский (право на получение медицинской помощи)

2. “Золотой ключик” А. Толстой (право на образование)

3. “Сказка о попе и работнике его Балде” А. Пушкин. (Право на труд)

Каждая команда получает жетон.

6. Беседа.

- Молодцы! Вы хорошо запомнили права граждан России.

- Как вы думаете, существуют ли какие-либо документы, изучая которые мы могли бы узнать и о других правах? (ответы детей)

- Как они называются? Таких документов много, но мы рассмотрим только эти.

- Декларация – документ, который защищает наши права.

- Конвенция (договор, соглашение) – соглашение по специальному вопросу, обязательные для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Устав школы – документ, в котором прописаны права и обязанности школьников.

К вашему сведению: 10 декабря 1948 года многие страны приняли “Декларацию о правах человека”.

- Кто скажет, сколько лет исполняется этому важному документу?

- Поскольку “Декларация о правах человека” – это международный документ, предлагаю вам встать и, взявшись за руки, изобразить земной шар. Давайте немного отдохнём и поиграем.

Игра называется “Музыкальная минутка”. Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После нашей “минутки” вы ответите на такой вопрос: “На какие права указывает каждая из песен?”. Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество для своей команды.

1. “Учат в школе” (право на образование)

2. “Тяп – ляп” (право на труд)

3. “Песенка о лете” (право на отдых)

7. Тренинг.

- Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: “Для меня самое главное право – это ...”

- Молодцы! А теперь давайте поговорим немного о ваших обязанностях, как школьников. Напомните, как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников?

В уставе нашей школы сказано:

  • обучающиеся школы обязаны:
  • соблюдать Устав школы;
  • добросовестно учиться;
  • бережно относится к имуществу школы;
  • соблюдать Правила поведения учащихся.

Сценка

- А знаете, ребята! В одной стране жили две девочки. Жили они дружно, весело, счастливо. Всё было у них одинаковое, но имена – разные. Одну звали Права, а другую – Обязанности. У каждой из них в жизни были главные слова:

Права (разворачивает свиток и читает):

Жизнь, образование, труд, отдых.

Обязанности (разворачивает свиток и читает):

Соблюдение Устава, добросовестное учение, бережное отношение к имуществу, соблюдение Правил поведения учащихся.

Однажды жители этой страны заметили, что девочки, очень часто произносят главные для них слова и заинтересовались их значением. Когда жители поняли смысл этих слов, то для них эти слова тоже стали главными.

С тех пор эта страна стала называться Правовой.

- Что можно сказать о правах и обязанностях?

Девочки говорят:

Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!

Правила школьной жизни.

В школу, знает детвора,
Ходят с самого утра.
И хотели – не хотели,
Нужно быстро встать с постели.

На урок не опоздать,
Всё успеть и всё узнать.
Научиться надо, братцы,
Вам с улыбкой просыпаться.

Новый день пришёл опять –
Пусть несёт не “2”, а “5”!

Так же просим вас учесть:
Перед дверью коврик есть.
Обувь вымойте, друзья,
В школу грязь носить нельзя.

Дети фрукты и конфеты
Дружно, весело едят,
Но огрызки все при этом
На пол мусором летят!

А для мусора ведро
В школе есть, понятно?
Мусор складывать в него
Надо аккуратно.

Ребята, в школе не годится:
Кричать и бегать, и носиться.
По коридорам не скачите,
Свои носы поберегите.

Если ссора. Вот досада!
Обижать друзей не надо,
Не нужны нам злые ссоры,
Слёзы, споры и раздоры.

В споре кулаки мешают:
Они проблемы не решают!
Всё просто, если разобраться:
Не надо вам с друзьями драться!

Ведь с друзьями интересно -
Это каждому известно!
Что такое быть опрятным?

Значит чистым, аккуратным,
Чтоб штаны не знали дыр -
Это брюки, а не сыр.

Надо всем всегда стараться
Строго в школу одеваться.
И не думать, не гадать
Деловой стиль соблюдать.

В заключение отметим:
Грубость явно ни к чему.
Будьте вежливыми, дети,
Не грубите никому!

8. Рефлексия.

- Спасибо, ребята, что обсудили данную тему. Сейчас предлагаю вам сыграть ещё в одну игру. Называется она “Выбери нужное слово...”. На правовое дерево вам нужно будет повесить правовое яблоко, на котором написано слово, которое встречалось сегодня на уроке и больше всех понравилось. Объясните, почему вы выбрали именно это слово.

А теперь подведём итог занятия. Капитаны команд, поднимите жетоны, которые заработала ваша команда. Посмотрите, нет команды, которая не получила бы жетоны. Сегодня мы узнали лишь о некоторых правах и обязанностях. В дальнейшем мы будем говорить и о других правах и обязанностях на других уроках. С Днём Знаний!