Занятие в студии декоративно-прикладного искусства "Город мастеров" "Игольное кружево – мелкая тверская строчка"

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип занятия: Изучение нового материала. Состоит из 2 занятий по 90 минут. 8 занятий учащиеся изготавливают изделие.

Цели занятий:

  • Обучающая – познакомить учащихся с тверским кружевоплетением, его особенностями; видами; подготовить учащихся к проектной деятельности, совершенствовать умения и навыки при работе с игольным кружевом.
  • Развивающая – развивать познавательный интерес, логическое мышление, внимательность.
  • Мотивационная – побудить интерес к кружевоплетению тверской земли.
  • Воспитательная – воспитывать аккуратность, точность в работе, эстетичность, трудолюбие.

Оборудование:

  • ткань,
  • швейная игла,
  • нитки мулине белого цвета,
  • карандаш,
  • мебельный степлер;
  • деревянная рамка;
  • ножницы;
  • канцелярский нож.
  • готовые изделия,
  • журналы с кружевом;
  • компьютер, мультимедийный проектор, Интернет

План занятия 1:

Этап занятия Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент (2 мин.) Настроить учащихся на рабочий лад. Приветствие класса, выявление дежурных, отсутствующих, подготовка оборудования. Организация рабочего места.
2. Сообщение темы занятия, его цели (5 мин.) Активизация опорных знаний. Сообщение темы, цели занятия  
3. Объяснение материала (25 мин.) Сформировать у учащихся конкретные представления о кружевоплетении Беседа (показ слайдов). Технология изготовления игольного кружева
4. Практическая работа учащихся (45 мин.) Составление эскиза, Вводный инструктаж: закрепить приемы работы с солнечным кружевом
Текущий инструктаж: следить за ТБ.
Заключительный инструктаж: контроль качества выполнения эскиза.
 
5. Итоги занятия(10 мин.) Систематизация и обобщение приобретенных знаний.   Самоконтроль, взаимоконтроль.
Ответы учащихся.
6. Уборка рабочих мест (5 мин.) Привитие хозяйственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности.   Уборка рабочих мест, класса.

Ход 1-го занятия

I. Организационный момент.

Приветствие. Выявление дежурных, отсутствующих. Слайд 1

II. Вступительная беседа. Сообщение темы занятия, его цели.

Учитель: Здравствуйте! Наш сегодняшний урок посвящен тверскому декоративно-прикладному творчеству, и его особенностям.

Учитель: Разговор я бы начала с вопроса: как вы понимаете смысл выражения «народное декоративно-прикладное творчество»?

Ученики: Народное сделано людьми, народом. Прикладное –это изделие используется в жизни. Декоративное – служит украшением.

Учитель: Верно. Что же изготавливали люди, чем они украшали свою одежду, дом?

Ученики: Дом украшали резьбой и росписью по дереву, была посуда, сделанная своими руками; ткали сами ткани, шили и украшали одежду вышивкой и кружевом.

Учитель демонстрирует изделия народных промыслов. Слайд 2

Учитель: Верно. Тверская земля особенно интересна тем, что сохранила много самобытных памятников народного искусства XIX века, в которых нашла отражение её сложная история. При огромном внимании исследователей к старине русского Севера не менее своеобразные произведения Тверской земли изучались мало. Однако, и это необычайно важно: древние традиции, уже забытые в других местах, оказались здесь более устойчивыми. В них особенно явственно прослеживаются очень давние черты. Таким образом, сложились основные виды местного народного творчества:

  • резьба и роспись по дереву; Слайд 3
  • кованый металл;
  • плетение; Слайд 4
  • керамика;
  • набойка; Слайд 5
  • одежда;
  • ткачество;
  • вышивка; Слайд 6
  • кружево.

Учитель: Целью сегодняшнего занятия будет изучить особенности, виды кружева тверского края, сделать эскизы для «белой строчки». Слайд 7

III. Объяснение нового материала.

Слайд 8

Учитель:

Окружают меня кружева.
Одуванчик дрожащий едва.
Пенный гребень на гладкой волне
И узор на морозном окне.
Кружева в стрекозиных крылах,
И в летящих, сквозных облаках,
В паутинке воздушной, лесной,
В невесомой тени кружевной.
Кружит лист кружевной надо мной,
Заплелась кружевами трава,
Кружева, кружева, кружева...

– Эти стихи о кружеве написал Л. Яхнин. Они очень подходят к теме нашего занятия. Не только поэты посвящали свои стихи этому удивительному виду рукоделия, но и художники писали картины, посмотрите на слайд, здесь представлены картины

Василия Тропинина «Кружевницы». Слайд 9

Учитель: Большими художественными достоинствами, к сожалению, не получившими развития в наше время, обладало кружево Тверской губернии. Его производили в двух городах — Калязине и Торжке. Калязин образовался из трех ремесленных слобод при монастырях. Эти три части впоследствии составляли отдельные городские районы, отличавшиеся по своей ремесленной специализации. В начале XIX века Калязин называли городом крахмала и кружев. Десятки крахмальных заводов и сотни кружевниц создавали его особенность. Слайд 10

Кружевоплетение Тверской земли представляет огромный интерес по своим разнообразным художественно-стилевым признакам. Существует очень красивая легенда когда, возникло это удивительное чудо на земле Тверской? Слайд 11

  • Если верить преданию, то именно к 1654 году относится пребывание царицы Марии Милославской, в г. Калязине Тверской губернии. Государыня приехала в этот старинный русский город со слугами и мастерицами, умевшими плести кружева из золотой и серебряной нити. В то время были распространены металлические кружева, которые нашивались на ткань в виде каймы, круга и т. д. Это кружево было очень дорогим и приобрести его могли только состоятельные, богатые барышни, а вот в XVIII веке появляются кружева из шелковой, льняной и хлопчатобумажной нити. Впервые эти кружева появились в Орловской губернии. В Калязине, который прежде называли «городом крахмала и кружев», этим промыслом занимались очень многие женщины.

Учитель: Давайте рассмотрим в каких городах нашей области изготавливали кружево (Калязин, Торжок, Весьегонск) Слайды 12-17

  • Калязин. Считается, что уже в конце XVIII столетия в Калязине стали плести кружево на продажу. Во всяком случае, именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. В связи с этой ранней специализацией и среди мастериц возникли разные группы, в которых исполнялись только определенные типы кружева.

  • Торжок. В другом городе Тверской губернии — Торжке — кружевоплетение тоже появилось довольно рано, и с самого начала, то есть c XVIII века, уже преобладала сцепная техника. Сохранилось изображение широкой прошвы, окаймленной пятилистниками на волнистом стебле. Узор ее состоит из двух перемежающихся мотивов в виде крупных цветочных кустов. Это кружево поразительно по богатству и множеству разработок полотнянки, оказывающейся в нем почти единственным приемом плетения, что вообще типично для XVIII века. Ее варианты красивых рисунков выявляют форму листьев или в виде решеток заполняют внутренние части цветов, ею же образованы и связки фона.

  • Весьегонск. Оригинальным характером отличаются весьегонские мерные кружева. Они выполнялись простым численным способом по памяти, без сколков, по счету нитей. По льняной плетешковой решетке стелется линейный многоцветный узор из красных льняных и излюбленных ярких зеленых, желтых, лиловых, оранжевых, малиновых, синих шерстяных ниток, с типичными и для тверской вышивки и ткачества простыми геометрическими мотивами, которые ритмично повернуты то вверх, то вниз. Такое дробное многоцветье является сугубо локальной особенностью, свойственной не только кружеву, но и местной вышивке и ткачеству.

Учитель: Рассмотрев иллюстрации кружев, можно сделать вывод, что кружевные изделия в основном создавали вышивкой по сетке, которую получали выдергивая нити (уток и основу) из полотняной ткани. Это так называемое шитье по выдергу, которое получило название «строчевая вышивка», или просто «строчка». Таким способом шили мережки, прошвы, отдельные элементы отделки и край изделий. В разных районах существовали свои приемы шитья, различающиеся и размером ячеек сетки и видом разделок. По виду кружева легко можно было определить, где оно сшито. Слайд 18

В Тверской области кружево шили на тонком полотне или батисте по сетке с мелкими ячейками (менее 4 х 4 мм). Сетку обвивают в один оборот, рисунок на сетке выполняют, используя разные приемы: штопку, настил, паучки, паутинку, воздушно-петельный шов. Это шитье получило название «мелкая тверская строчка».

Традиционная сквозная одноцветная белая «строчка» является наиболее типичной для древних юго-восточных центров: Старицы, Торжка, Твери, Кашина. Особенно часто применялись ее разновидности: Слайд 19

  • «плотный настил»;
  • «косая штопка»;
  • «стлань».

Учитель: Сегодня мы с вами начнем работу по изготовлению Тверского кружева. Слайд 20

К сожалению не осталось эскизов, и мы с вами на основе иллюстраций из книги Л. Калмыковой «Народное искусство Тверской земли» попробуем воссоздать эскизы «белой строчки», а в последствии и изготовить (раздать иллюстрации из книги стр. 228, 244, 262)

Учитель: Для работы нам с вами потребуется листок в клеточку, карандаш и линейка.

Можно придумать и свои рисунки.

IV. Практическая работа учащихся.

Слайд 21

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Во время работы учитель подсказывает, направляет. Изготовление эскизов для кружева.

V. Итоги занятия.

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Чему вы научились на занятии? 1. Узнали особенности тверского кружевоплетения.
2. Изготовили эскиз для «белой строчки».
4. Что было трудно? 4. Из множества иллюстраций выбрать свой и нарисовать.
5. Что интересного было на занятии? 5. Показ слайдов, узнали историю родного края.

VI. Уборка рабочих мест.

Ход 2-го занятия

Этап занятия Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность ученика
1. Организационный момент (2 мин.) Настроить учащихся на рабочий лад. Приветствие класса, выявление дежурных, отсутствующих, подготовка оборудования. Организация рабочего места.
2. Сообщение темы занятия, его цели (5 мин.) Активизация опорных знаний. Сообщение темы, цели занятия  
3. Объяснение материала (25 мин.) Сформировать у учащихся конкретные представления о технике «белой строчки» Беседа (показ слайдов). Технология изготовления «белой строчки»
4. Практическая работа учащихся (45 мин.) Научится растаскивать ткань с размерами ячеек 3х3мм Вводный инструктаж: закрепить приемы работы с «белой строчкой»
Текущий инструктаж: следить за ТБ.
Заключительный инструктаж: контроль качества выполнения разметки и сновок
Упражнения по изготовлению «белой строчки»
5. Итоги занятия (10 мин.) Систематизация и обобщение приобретенных знаний.   Самоконтроль, взаимоконтроль.
Ответы учащихся.
6. Уборка рабочих мест (5 мин.) Привитие хозяйственных качеств личности: трудолюбия, аккуратности.   Уборка рабочих мест, класса.

Учитель: На предыдущем занятии мы с вами познакомились с кружевоплетение и особенностями тверского кружева, изготовили эскизы, сегодня целью нашего занятия будет технология изготовления «белой строчки». И несколько занятий подряд мы с вами будем ее выполнять.

Итак, рассмотрим технологическую карту по изготовлению «белой строчки» Слайды 22-27

 Последовательность и содержание операций  Эскиз Инструменты, материалы, приспособления
1. Нанести разметку на ткань. Закрепить ткань в деревянную рамку.   Льняная ткань, карандаш, деревянная рамка 350х350мм, мебельный стиплер.
2. Растаскать ткань с размерами ячеек 4х4мм (заранее рассчитать, сколько нитей надо выдернуть в 1мм), учитывая сколько клеток в вашем рисунке.   Ткань, игла, ножницы, лезвие.
3. Обвив сетки по диагонали.   Ткань, игла, катушечные нитки белого цвета №40, ножницы.
4. Края сетки обработать петельным швом, закрывая приметанные нити. Ткань, игла, нитки мулине белого цвета, ножницы.
5. Отделать сетку вышивкой «настил» выбранным эскизом.   Ткань, игла, нитки мулине белого цвета, ножницы.
6. Снять ткань с рамки. Закрепить ткань в пяльцах.   Ткань, пяльцы.

Учитель: Вышивать можно натуральными, искусственными, синтетическими и смешанными нитками. Нитки должны быть крепкими, равномерно и прочно окрашенными, устойчивыми к свету и воде. Лучше всего использовать хлопчатобумажное мулине белого цвета.

Учитель: Давайте вместе подумаем, какие инструменты и приспособления, вам будут нужны и как их использовать? Слайд 28

Ученики: Самыми необходимыми инструментами и приспособлениями будет рамка, канцелярский нож, иглы. Рамка прямоугольной или квадратной формы. Иглы можно использовать № 2–5, ушко иглы должно быть овальным, с гладкими краями, чтобы при работе не перетиралась нитка, и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.

Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным. Стол со всеми инструментами и приспособлениями должен стоять так, чтобы свет на работу падал с левой стороны или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы – в левой.

Учитель: Самым опасным предметом у вас будет канцелярский нож, я прошу быть предельно внимательными, надрез делать только по игле.

Учитель: Сейчас я вам предлагаю начать работу по изготовлению «белой сквозной строчки».

IV. Практическая работа учащихся 2-10-го занятий

Деятельность учителя Деятельность учеников
Во время работы следует помнить о правилах техники
безопасности при работе с канцелярским ножом, мебельным степлером, иглами,
утюгом и четко их соблюдать. Вспомним их. Слайд 22
1. Ответ учащихся:
1.1. Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице.
2.1. Не использовать ржавых игл.
3.1. канцелярским ножом надрез делать только по игле.
4.1. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
5.1. Передавать ножницы кольцами вперед.
6.1. Включать и выключать утюг сухими руками, берясь за корпус вилки.
7.1. Ставить утюг на подставку.
8.1. Следить за положением терморегулятора в зависимости от вида ткани.
9.1. Не оставлять без присмотра включенный утюг.
10.1. Мебельным степлером пользоваться аккуратно, сильно прижимать его к рамке.
2. Запяливание – заправка ткани на рамку.
2.1. Разгладить ткань утюгом.
2.2. Растянуть ткань на рамке(с помощью учителя или в паре)
2.3. Плотно приложить степлер к раме с тканью и сделать прострел.
2.4. Натягивать ткань по периметру.
2.5.Отчертить рабочее поле, 6 см от края.
2. Выполняют запяливание. Слайд 23
3. Растаскать ткань с размерами ячеек 3х3мм (заранее рассчитать, сколько нитей надо выдернуть в 1мм).
3.1.Сначала ткань растаскиваем по горизонтали(5 нитей вытаскиваем, 3 оставляем)
3.2.Надрез делаем на линии края(6 см от края) канцелярским ножом по иголке.
3.3.Потом растаскивае в другую сторону.
Растаскивают ткань сначала по горизонтали, потом по вертикали. Помнить о ТБ при работе с ножом
Слайд 23
5. Раскрыть пасму мулине, разрезать в том месте, где узелок.
Для ускорения процесса вышивки очень важно правильно подобрать длину нити.
Короткую нить часто приходится менять, а длинная спутывается или на ней образуются узелки.
Приемлемая длина нити – 50-60 см. Возьмите нить в руку, перебросьте ее через локоть, снимите и отрежьте ножницами.
В другом случае конец нити взять в руку и отмерить расстояние до подбородка. Пучок состоит из 6 нитей. Отделите 2 нити.
3. Отмеряют длину нити, отделяют от пучка две нити.
4. Чтобы нитку легко вдеть в иголку, ее следует подрезать под углом.
Возьмите иглу в левую руку, ушко направьте в освещенную сторону и вденьте нить.
4. Подрезают нить под углом, вдевают нить в иглу в два сложения.
4. Обвитие сетки по диагонали(по рисунку) Обвитие сетки по диагонали Слайд 24
4. Края сетки обработать петельным швом, закрывая приметанные нити. Отделка краев сетки петельным швом. Слайд 25
5. Отделать сетку вышивкой «настил» выбранным эскизом.




 По своему эскизу настилом вышить рисунок. Слайд 26
6. Снять ткань с рамки. Закрепить ткань в пяльцах.
Слайд 27
 

V. Итоги занятий.

Слайд 28-30

Особенностью студии является то, что учащиеся выполняют различные творческие проекты.

Результатом выполнения творческого проекта должно быть реальное изделие, выполненное на достаточно высоком технологическом уровне.

На протяжении нескольких занятий в итоге получилась салфетка-скатерть, с «белой строчкой» и вышивкой крестом, которая тоже использовалась тверскими мастерицами.

Литература:

  1. Доскиева Е.Н. Узоры Тверского края – Тверь, 2001.
  2. Калмыкова Л.Э. «Народная вышивка Тверской земли» – Тверь, 1980.
  3. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли – Тверь: АНТЭК, 1995.
  4. М .Майстровский. Земля мастеров – М.: Московский рабочий, 1986.
  5. Я. Яковлева. Калининская вышивка – М.: КОИЗ, 1955.
  6. Сеть Интернет.