Празднование Пасхи. Традиции и обычаи русского народа

Разделы: Внеклассная работа


Цели занятия:

  • Знакомство детей с историей, бытом и традициями русского народа
  • Знакомство с православными обычаями
  • Воспитание бережного отношения к культурному наследию
  • Расширение кругозора детей
  • Развитие коммуникативных навыков

 Дидактические материалы:

  •   Кулич
  •   Крашеные яйца
  •   Деревянные яйца
  •   Репродукции
  •   Звукозапись «Колокольный звон»
  •   Желоб для катания яиц
  •  «Жаворонок» из теста

ХОД УРОКА

Класс празднично украшен. На столе самовар, кулич, крашеные яйца. На доске старинные пасхальные открытки (Приложение 1. Слайд 3).

Учитель: В это воскресенье все православные люди будут отмечать самый главный светлый праздник – Пасху или Воскресение Христово.

3 ученика читают стихотворение у доски:

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит,
Заря глядит уже с небес..
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес..
Христос Воскрес! Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Учитель: Наше сегодняшнее занятие посвящено обычаям и обрядам, которыми сопровождалось на Руси празднование Пасхи.
Скажите, как у вас дома готовятся к этому празднику? (Ответы детей). (Слайд 5)

Учитель: Подготовка к празднику начиналась за несколько дней до воскресенья. В четверг (он недаром называется Чистый Четверг) надо было убрать весь дом, вымыть окна, повесить чистые занавески, вымыть до блеска полы.
Тряпку, которой вытирали пыль, прятали в потайное место и применяли для лечения. Считалось, если обвязать этой тряпкой больную спину – боль пройдет.
В четверг начинали печь куличи, пироги, блины. Куличей пекли очень много, чтобы угостить всех гостей, раздать бедным людям. На куличах гадали – поставят в печь и загадывают: «Этот кулич бабушкин, этот – батюшкин, этот – матушкин». Смотрели, если кулич – пышный, румяный – того ждет счастье, благополучие, а если осел, пригорел – жди  неприятностей. (Учитель показывает куличи).
В четверг начинали красить яйца. Крашеные в луковой шелухе в свекольном отваре назывались крашенки, если на них нарисованы полоски, точечки – писанки, а в мелкую крапинку – крапанки.
А теперь определите, где здесь писанки, где крапанки и где крашенки. (Слайд 7) (Игра)
Откуда пошел обычай красить яйца? (Ответы детей)

Учитель: Ученица Христа Мария Магдалина пришла к императору Тиберию и принесла ему в подарок простое яйцо. Мария протянула яйцо императору со словами «Христос Воскрес!». На что император рассмеялся: «Это невозможно, как невозможно, чтобы это яйцо стало красным!». В тот же миг на глазах у всех яйцо стало красным. (Слайд 8)
Яички было принято дарить друг другу. Деревенские умельцы вырезали яйца из дерева и расписывали их, в кондитерских продавали шоколадные яйца, а известные ювелирные фирмы делали яйца из золота и драгоценных камней. Особенно прославилась ими фирма Фаберже, которая делала пасхальные яйца для царской семьи. (Слайды 9-10)
Существует очень много пасхальных игр, теперь забытых. (Слайд 11)
Мы с вами бьем одним яйцом другое, стараясь разбить. А в старину дети играли в «Катание яиц», «Кручение», «Толкание носом». (Игра) (Слайд 12)

Учитель: В Пасху люди старались делать как можно больше добрых дел. Помогали бедным, бездомным, ходили в тюрьмы, больницы, относили туда еду, одежду. Часто люди собирали деньги и выкупали из тюрем должников.
А те кто победнее, у кого не было денег на выкуп должников, выпускали на волю птиц. Шли на рынок покупали птичку в клетке, открывали дверцу и так радостно становилось на сердце, когда была спасена чья-то жизнь.

Ученик читает стихотворение А.С.Пушкина.

В чужбине свято соблюдаю
Святой обычай старины.
На волю птичку выпускаю
При первом празднике весны.
Я стал доступен утешенью
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать.

Эта традиция жива до сих пор.
Встаньте. Представьте, что у вас в руках маленькая, испуганная птичка. Послушайте, как у нее бьется сердечко. А теперь отпустим ее на свободу. (Слайд 14)
В светлое Христово воскресенье беспрерывно звонили церковные колокола. Звон был праздничный, радостный, «малиновый». Каждый желающий мог подняться на колокольню и сам (и взрослый, и ребенок) позвонить в колокол.  Звучит аудиозапись колокольного звона. (Приложение 2)
Существовало много примет, по которым определяли погоду на Пасху:

Если на Пасху пойдет дождь – весна дождливая будет.
На Пасху небо ясное и солнце играет – к хорошему урожаю
На Пасху за окно ничего не бросают – под окнами Христос ходит.

Учитель: У вас на партах лежат части народных примет, из которых надо составить одно целое. Какие приметы у вас получились? Прочитайте. (Игра)
Учитель: Во всех домах пекли на Пасху особые булочки из теста в виде птичек. Назывались она «жаворонки». Ребятишки брали «жаворонков», выходили на улицу, протягивали их к солнцу и говорили: «Жаворонки, полетите, лето красное принесите!». Так призывали тепло, лето.
Давайте представим, что на ладони у нас «жаворонок». Протянем его к солнцу и скажем хором : «Жаворонки, полетите, лето красное принесите!». (Слайды 17-18)

Обобщение:

– О каком празднике мы сегодня говорили?
– Как к нему готовятся?
– Откуда пошла традиция красить яйца?
– Какими бывают крашеные яйца?
– Что нового вы узнали на занятии?

– Молодцы. Хорошо работали. Занятие окончено.