Урок музыки "Как появилась песня". 4-й класс

Разделы: Музыка


Цели и задачи урока:

  1. Познакомить детей с жанрами народных песен;
  2. Показать, что народные песни связаны с жизненными образами, событиями, явлениями.
  3. Воспитать интерес и любовь к народной музыке и народному творчеству
  4. Развивать умение выделять особенности народной музыки
  5. Расширить музыкальный кругозор учащихся.

Музыкальный материал: русские народные песни: «Тонкая рябина», «Колыбельная, «У зори-то у зорюшки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли», «Солдатушки, бравы ребятушки».

Оборудование: фортепиано, СD – запись,  иллюстрация картины К. Петрова-Водкина «Полдень», рассказ М. Горького «Как сложили песню», стихотворение Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка?», нотный материал (фрагменты русских народных песен).

 

Этапы урока

Планируемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность учащихся

Организационный момент

Музыкальное приветствие учителя.

 

Активная деятельность учащихся

 

Звучит русская народная песня «Тонкая рябина»
Что вы скажете о музыке, которая сейчас прозвучала?
Что необычного услышали?

 

Как вы думаете, почему?

Сегодня мы отправимся в далекие времена, когда зарождались народные песни.

А по-вашему, как появлялись народные песни?

Давайте прочитаем рассказ М. Горького «Как сложили песню»

А теперь, что вы можете сказать о том, как  появлялись народные песни?

 

Иногда песни были похожи на рассказ, и такое исполнение называется музыкальным речитативом.

 

Это песня. Песня протяжная, грустная.
Звучал только голос, музыкального сопровождения не было.
Потому что это - народная песня.

 

 

Кто-то сочинял слова, а кто-то музыку.

 

Песни появлялись из раздумий, душевных переживаний. Их складывали, распевая простой текст, который возникал в беседе, в душевном разговоре.

 

Активизация исполнительской деятельности

Давайте и мы попробуем распеть несколько строчек из известного вам стихотворения.

Прочитайте стихотворение Г. Серебрякова «Ты откуда, русская, зародилась музыка?»
О чем оно?
Песня была помощницей и другом в разных жизненных ситуациях.
Посмотрите на иллюстрацию картины К. Петрова – Водкина «Полдень».
Какие события из жизни человека изобразил художник?
В этой картине соединены важнейшие события жизни человека: радостные и печальные. Так и в музыке несколько мелодий сливаются в стройное многоголосие.

Учащиеся пробуют распевать  известные им стихи.

 

 

Песни сопровождали наших предков с самого рождения.

 

Труд, отдых, материнство, похороны.

Активизация слушательской деятельности

Послушайте фрагменты русских народных песен.
Определите, к каким жанрам относятся эти песни.
Давайте вспомним, что такое «жанр»?
Звучат фрагменты песен  «Колыбельная, «У зори-то у зорюшки», «Милый мой хоровод», «А мы просо сеяли».
Какие характерные интонации, особенности ритма, темпа  и другие средства выразительности отличают колыбельную песню от плясовой, лирическую от хороводной и трудовой?
О чем могут рассказать народные песни?
Послушайте стихотворение:
«Жизнь дает для песни образы и звуки:
Даст ли она радость, даст ли скорбь и муки,
Даст ли день роскошный, тьму ли без рассвета –
То и отразится в песне у поэта».
О чем говорится в нем?

 

 

Жанр – это вид, тип музыки
Колыбельная, лирическая, хороводная, плясовая, трудовая.

 

 

 

О природе, об истории, о человеческих отношениях.

 

 

 

О том, что в песнях отражена жизнь человека.

Коллективная исполнительская деятельность

 

А сейчас я предлагаю послушать еще одну народную песню.
Звучит песня «Солдатушки, бравы ребятушки».
К какому жанру вы бы отнесли эту песню?
А для чего нужна была песня солдатам?
Я предлагаю вам разучить эту песню.
Разучивание песни «Солдатушки, бравы ребятушки».

 

 

Солдатская.

Поддерживала боевой дух.

Подведение итога

Что нового узнали на уроке?
Какие жанры русской народной песни теперь знаете?
Из чего складывалась песня?

Народная песня рассказывает о жизни, поэтому разнообразие жанров. Песня рождалась в беседе, разговоре.

17.12.2012