Как легко сделать близкого человека счастливым?!

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • углубить представления учащихся о требованиях при написании сочинения-рассуждения;
  • учить определять основные проблемы текста, комментировать авторскую позицию;
  • развивать навыки связной речи;
  • способствовать выработке чувства уважения к пожилым людям.

Оборудование: текст А.Алексина на каждую парту (приложение 1);

Сопровождение урока: презентация к уроку (приложение 2).

Ход урока

Презентация.

Слайд 1.

Слово учителя. Объявление целей урока.

– Не за горами ЕГЭ, и мы к нему должны хорошо подготовиться. Наш урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждению. Сегодня мы будем работать с текстом, учиться правильно определять основные проблемы текста и выяснять авторскую позицию. Урок я назвала “Как легко сделать близкого человека счастливым”, но, как видите, не поставила знак препинания. В конце урока это должны будете сделать вы.

Слайд 2.

Запишите тему урока и эпиграф: “Чтобы понимать человека, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость”. Д.И.Писарев.

Чтение текста учителем.

Обсуждение содержания текста.

– Как вы поняли содержание текста? О чем идет речь в данном тексте?

– Какой вы представляете главного героя этого текста – бабушку?

(Черты характера, возраст)

– А как бы вы озаглавили данный текст? Помните о том, что в заглавии должна звучать тема текста, она может указывать на основную проблему текста, идею или отражать главный конфликт.

Слайд 3.

– Как бы вы определили тему текста?

(Счастье пожилого человека)

– Какие слова и словосочетания данного текста являются ключевыми? Подчеркните их.

Слайд 4.

Слово учителя.

– Наша задача: выяснить, как эти ключевые слова и словосочетания помогают понять основные проблемы текста. – Над чем заставил вас задуматься этот текст?

– Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым и был счастлив?

(Уделять ему больше внимания…)

– Значит, какую проблему поднимает Анатолий Алексин?

Слайд 5.

– Как вы думаете, в чем и как проявляется истинная чуткость и любовь к ближнему?

(В умении вести разговор с пожилыми людьми, в приглашении в гости, в приглашении в театр, как в данном тексте)

Слайд 5. – Значит, автор затрагивает проблему чуткости и бездушия.

– Когда и почему человек чувствует себя одиноким?

(Когда ощущает, что он в старости никому не нужен, не чувствует должного внимания и уважения к себе.)

Слайд 5: – Следовательно, мы можем определить другую проблему, поднятую автором, проблему одиночества.

– Мы выявили три основные проблемы текста. А теперь подумаем, как нужно их комментировать. Попытаемся это проделать на одной из выявленных проблем. Напомню, что такое комментарий проблемы.

Слайд 6. Комментарий – это толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

– Вспомним, какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах. Обычно они бывают какие?

Слайд 7.

– К какой категории вы бы отнесли проблемы, поднятые Алексиным?

(Это нравственные проблемы )

– Ребята, проблему текста нужно не только находить, но и подчеркнуть ее актуальность, т.е. прокомментировать ее, дать ей качественную характеристику. Предлагаю вам маленькую шпаргалку, которой вы сможете воспользоваться, готовясь к экзамену. Запишите ее в тетрадь.

Слайд 8:

– Как вам кажется, проблема равнодушного отношения к пожилым людям актуальна? Почему вы так считаете?

(Люди преклонного возраста, наши современники, это, в основном, дети войны, детство которых опалила война. Они рано повзрослели, на их хрупкие плечи легла непосильная ноша. Эти люди пережили тяготы послевоенных лет. К сожалению, в нашем отношении к ним не хватает чуткости, внимания, терпения, заботы. А ведь они требуют внимания не только в День Победы, в день пожилого человека, но ежедневно, ежечасно).

– Выберите для себя два-три качества, характеризующие комментируемую нами проблему, и запишите их в тетради.

Наша задача – закреплять навыки комментирования основной проблемы текста. В этом вам поможет следующий план.

Слайд 9.

– Этот план весьма условен. Вы можете выбрать лишь часть вопросов. Выберите часть вопросов, которые вам понравились, и запишите их.

– А теперь давайте вернемся к тексту Алексина. Итак, мы определили: проблема отношения к пожилым людям – это проблема нравственная, злободневная, актуальная, наболевшая…

– Что делает ее злободневной?

– Почему мы выбрали именно эти определения?

(В последнее время эта проблема является одной из главных проблем в жизни нашего общества, все чаще о себе дает знать не только такими случаями, один из которых описан Алексиным, но и, увы, столь неблагодарными и жестокими отношениями повзрослевших детей к своим родителям, подарившим им жизнь, поставившим их на ноги.)

– Почему для России эта проблема актуальна?

(В нашем обществе положение старых людей в последнее время значительно ухудшилось, формируется негативное представление о пожилом человеке как о людях бесполезных, больных, немощных, обременяющих ….)

– Что приводит к таким негативным явлениям?

(Может быть, желание детей жить отдельно от своих родителей в роскошных квартирах, решать денежные проблемы. Может, потому, что происходит падение нравов, разрыв духовного родства между поколениями.)

– Какие последствия всего этого в жизни нашего общества мы наблюдаем?

(В нашем обществе много одиноких пожилых людей. К сожалению, много людей преклонного возраста живет в домах для престарелых, хотя многие из них имеют взрослых детей).

– Как Алексин заостряет наше внимание на одиночестве пожилого человека?

(Автор дает предметную детализацию: “Бабушка стала поспешно что-то искать в сумке”, “А бабушка еще ниже склонилась над сумкой”).

– Почему бабушка что-то ищет в сумке?

(Она таким образом скрывает свое волнение).

– Вспомним, какие речевые обороты мы можем использовать, комментируя авторскую проблему.

Слайд 10.

– Выберите для себя те выражения, которые вы бы использовали в сочинении-рассуждении и запишите в тетрадь.

Письменное комментирование основной проблемы текста.

– Всё! Проблему мы подробно прокомментировали. Подумаем, как можно оформить этот комментарий в сочинении. Приступая к работе, помните, что общих рассуждений о тексте не должно быть. Вам нужно прокомментировать одну из проблем.

Слайд 11.

Проверка письменного оформления комментария основной проблемы текста.

Работа над выяснением авторской позиции.

Слайды 12 – 20.

– Ребята, как вы знаете, задания с развернутым ответом требуют, чтобы вы правильно понимали отношение автора к поставленным проблемам и умели это правильно отражать в своих сочинениях.

Слайд 21.

– Наша с вами задача – определить точку зрения автора на изложенные в тексте события.

Слайд 22.

– Как же мы можем увидеть авторскую позицию?

– Обратимся к тексту. Как вы думаете, какую мысль стремится донести до читателя Анатолий Алексин?

(Ощущение счастья пожилой человек, как и человек в любом другом возрасте, испытывает тогда, когда его действенно любят, понимают, заботятся о нем.)

– Как можно проявить чуткость и свою любовь к ближнему? В чем убеждает нас автор?

(В том, что чуткость и любовь к ближнему проявляется в действии, а не на словах. Не в том, что открытки присылают из вежливости).

– В чем убежден автор? Как может человек, по мнению автора, избавиться от чувства одиночества?

(В том, что чувство одиночества связано с ощущением собственной ненужности людям, простое внимание может помочь человеку избавиться от чувства одиночества).

– Загляните еще раз в текст. Как вы считаете, в каких конкретно предложениях звучит прямая авторская оценка происходящего?

(Последний абзац)

– Ваша задача: изложить в письменной форме авторскую позицию по основной проблеме текста. В случае необходимости вы можете использовать следующие языковые клише:

Слайд 23.

Слайд 24. Автор может…

Письменное оформление авторской позиции (под диктовку учителя, если не позволяет время ).

Автор убежден, что ощущение счастья пожилой человек , как и человек в любом другом возрасте, испытывает тогда, когда его действенно любят, понимают, заботятся о нем.)

Итоги урока.

– Итак, ребята, мы проанализировали текст. Давайте вернемся к началу урока.

Слайд 25. Как легко сделать близкого человека счастливым(?!)

– Какой бы знак вы поставили в конце предложения? Почему?

Слайд 26.

Домашнее задание. Сегодня на уроке мы написали лишь небольшую часть сочинения. Вам нужно, используя материал урока, написать сочинение-рассуждение по данному тексту.

Слайд 27. Я напомню структуру сочинения.

– Вспомните, в каких литературных произведениях поднимается проблема взаимоотношения поколений? Какие эпизоды уместны для аргументации?

– Вспомните случаи из своей жизни. Как вы относитесь к своим старшим?

– Замечаете ли вы их переживания? Подумайте об этом и напишите.

Слайд 28.